+4 °С
Ясно
ВКTlgrmDZENОК
Все новости
Личность
3 Мая , 12:05

Окрылённая любовью к народу

Именно в детстве закладываются основы личности. И, возможно, девочке со светлым именем Зиля уже с рождения была уготована миссия быть первой во всём, предначертано быть проповедником истории и культуры своего родного – башкирского – народа. Потому что с молоком матери, с чистейшим воздухом и кристальной родниковой водой малой родины Зиля Гайнитдинова, а ныне Зиля Рамазановна Азнабаева – заслуженный работник культуры Республики Башкортостан, впитала любовь к традициям, культуре и языку, несёт эту любовь через всю свою жизнь длиною в семьдесят лет…

Огромная богатая трудовая биография. Она всю жизнь трудилась, точнее будет сказать – служила: публике, своему краю, народу. Продолжает нести светлое, доброе, вечное и по сей день. Сегодня Зиля Рамазановна руководит студией башкирского фольклора «Сэйлэн» Городского центра культуры, Нефтекамским филиалом межрегионального башкирского народного центра «Урал».

З.Р.Азнабаева посвятила искусству более 40 лет.
З.Р.Азнабаева посвятила искусству более 40 лет.

Удивительно, сколько ипостасей собрано в хрупкой женщине с певучим нежным голосом. З.Р.Азнабаевой по жизни, действительно, приходилось быть первой: она инициатор открытия Центра башкирской культуры в Нефтекамске, организатор первого кукольного театра, стала первым режиссёром-сценаристом открывшейся в Нефтекамске государственной филармонии, первой ведущей передач на башкирском языке местной радио- и телестудии – филиала телерадиокомпании «Башкортостан». И всё это совмещая с делом жизни – театральным и сценическим искусством. А ещё – общественная деятельность, активное участие в работе городского курултая башкир, башкирского национально-культурного объединения, работа со школьниками и молодёжью по пропаганде изучения родного языка, истории и культуре Башкортостана, привитию любви к родным истокам. Как на всё хватает времени и сил, откуда черпает идеи, что помогает в столь активной работе? Накануне юбилея мы встретились с Зилей Рамазановной, чтобы найти ответы на эти и другие вопросы…

Детство и юность

Родилась Зиля Рамазановна в прекрасном дивном крае, в далёкой от цивилизации деревне Арышпар Белорецкого района. Но, будучи ещё совсем маленькой, её большая и дружная семья переехала за несколько километров от родной деревни: отца-коммуниста по партийной линии направили директором школы в деревню Зуяково. Расположена она была в лощине, среди высоких гор, и, словно ограждённая и защищённая, жила обособленно и по своим правилам. Без электричества, дорог (вплоть до 1980 года, когда построили дорогу Уфа – Сибай). Райцентр расположен в 130 километрах, и добраться туда можно было только сначала верхом на лошадях, а потом по железной дороге со станции Инзер.

Несмотря на всё это, отец был грамотным, человеком передовых взглядов. Окончил филологический факультет Башкирского госуниверситета. Мама библиотекарь. Очень любила читать, привила любовь к книгам и всем пятерым детям. 

- У меня всегда перед глазами образ отца: он всегда ассоциируется с тягой к знаниям, ко всему новому, с бескорыстной помощью людям, честностью, ответственностью и старанием, - с особой теплотой вспоминает З.Р.Азнабаева. – Школа была четырёхлетней, и чтобы она стала средней, он не только обивал пороги инстанций, но буквально своими руками строил школу – рубил лес, вывозил брёвна, ставил срубы. Тогда в деревне дети были как беспризорные, в семьях росли по 18-20 детей, и многие из них не учились. Так вот – чтобы обеспечить их учебниками, книгами, одеждой и всем необходимым для учёбы, отец построил плот и по реке Инзер 40 километров сам сплавлялся от железнодорожного вокзала станции Инзер до Зуяково. И, видимо, на его примере я постигла такие истины, как доводить начатое дело до конца, отдавать себя всецело работе и всё делать так, чтобы не пришлось краснеть за результат. 

Знаете, отец замечательно декламировал стихи поэтов-классиков, играл на гармони, писал статьи. Я всегда с интересом его слушала, поражаясь его таланту. Вроде жили при керосиновых лампах, но родители выписывали очень много газет и журналов на башкирском языке – «Советская Башкирия», «Пионерская правда», «Литературный Башкортостан», «Женщина Башкортостана» и многие другие. Почтальон доставлял их один-два раза в месяц, и мы взахлёб читали, отбирая их друг у друга. Помню, отец купил радиоприёмник на батарее. Первый в деревне! И это было настоящим событием для нас! 

Песни, которые звучали по радио, Зиля схватывала на лету, запоминала их и исполняла в школе. Училась она на одни пятёрки, ей было всё интересно. Организовывала концерты в школе, читала стихи, ставила пьесы, проводила новогодние и другие праздники. Уже тогда у школьницы проявлялись режиссёрские задатки. Но в будущем она видела себя только учительницей. Поэтому Зиля поступает в Белорецкое педагогическое училище. «А там все блага цивилизации – свет, газ, общежитие; столько кружков, секций, у меня аж дух захватило - всё хотелось попробовать, успеть, везде заниматься», - продолжает воспоминания Зиля Рамазановна. Записалась в ансамбль песни. За спортивные достижения её включают в сборные училища по баскетболу, волейболу, лыжным гонкам, лёгкой атлетике. И как завертелась насыщенная студенческая жизнь!

Вы согласны, что порой в жизни всё решает случай? По крайней мере, так случилось с Зилей Рамазановной. В мае на первом курсе в Белорецк со спектаклем приехал Башкирский государственный драматический театр. Впервые девушка увидела выступление профессиональных артистов. С замиранием сердца, улавливая каждый звук, каждое движение, она просмотрела весь спектакль не шелохнувшись. Это заворожило её: «Я была поражена игрой актёров, это был другой мир, свежее веяние, новые эмоции, и мечты захлестнули меня». 

- Как же он прекрасен - мир театра и культуры, я ведь тоже хочу быть причастна к нему, – думала юная студентка. И теперь она жила лишь одной мыслью – посвятить себя театральному искусству. К увлечениям добавились занятия в народном театре во Дворце культуры «Металлург», где ей сразу же дали главные роли. 

Судьба была благосклонна к девушке. Когда она обучалась на последнем курсе, в Белорецке проходил театральный фестиваль с участием именитых артистов республики. Разглядев талант студентки, они предложили ей продолжить образование в Уфимском институте искусств. И это стало решающим фактором. И уже Зиля начинает готовиться к экзаменам – собирать документы, учить стихи, басни, прозу, отрывки из спектаклей, даже не получив благословения родителей. И надо отдать должное им: когда позже дочь сообщила, что поступила в институт искусств, они проявили мудрость и приняли её решение.

- Среди поступающих – дети богатых, столичные, как сейчас модно говорить «крутые», и я – хрупкая деревенская девчонка в ситцевом платье, с длинной косой, - уходит воспоминаниями в те далёкие годы Зиля Азнабаева. – К тому же педагоги пытаются девушек-абитуриенток отговорить – зачем вам профессия режиссёра, она очень сложная, нервная, мужчины не выдерживают. Столько было сомнений! Конкурс огромный, но отступать уже было поздно…

Во время учёбы в Уфимском государственном институте искусств.
Во время учёбы в Уфимском государственном институте искусств.

Из 60 девушек тогда были отобраны пятеро, и одна из них Зиля Гайнитдинова. Так она стала студенткой режиссёрского отделения театрального факультета Уфимского государственного института искусств. Первый шаг к осуществлению мечты был сделан. А дальше – уже результат её старательности, настойчивости в достижении целей, граничащей порой с упёртостью. 

Студенческая жизнь в институте искусств требует отдельного рассказа, настолько она насыщенная и интересна. Это огромный багаж знаний. Школа развития таланта, получения новых навыков. Практики – участие в массовках в Башкирском драматическом театре вместе с именитыми звёздами сцены, в Московском театре имени Ермоловой, гастроли со студенческим театром по всей Башкирии, собственные постановки, участие в качестве актёра в спектаклях и так далее.

Именно в это время Зиля Рамазановна впервые пробует себя в роли радио- и телеведущей на ГТРК «Башкортостан». И затем впоследствии жизнь будет тесно связана с этими сферами журналистики, но об этом чуть позже. 

Нефтекамск – новые мечты

На последнем курсе судьба свела девушку с Аскатом Азнабаевым. И в 1980 году он сделал ей предложение, и после окончания института Зиля переезжает в Нефтекамск, где жил и работал Аскат:

- После Уфы, честно признаюсь, Нефтекамск мне показался серым и негостеприимным городом… Работы по моей специальности в Доме культуры города не было…

К тому времени Аскат Ахметович, выпускник Уральского политехнического института, уже работал на Кармановской ГРЭС. И Зиля Рамазановна устраивается работать туда художественным руководителем. Конечно, не такой видела своё будущее выпускница института искусств. Рабочим ГРЭСа культура и театр были далеки. Но Зиля не из тех, кто быстро отступает. И спустя полгода рабочие уже сами идут записываться в театральный кружок, проявляя живой интерес, начались репетиции, постановки, аншлаги. Это словно был испытательный период перед взлётом в профессии, который она выдержала с успехом. 

Свою трудовую деятельность З.Р.Азнабаева начинала худруком на Кармановской ГРЭС.
Свою трудовую деятельность З.Р.Азнабаева начинала худруком на Кармановской ГРЭС.

Много лет знакома с Зилей Рамазановной, и меня всегда поражает её одна удивительная черта – за что бы она ни бралась, всё делает блестяще. Сказываются гены отца? Возможно. Так было и в РДК села Николо-Берёзовка, где проработала режиссёром непродолжительное время, во Дворце культуры «Энергетик», куда она была приглашена на работу в 1984 году. Буквально с нуля, Дворец культуры только открылся, и не было абсолютно никакой материально-технической базы, организовала кукольный театр «Петрушка», который впоследствии собирал полные залы и которому спустя всего два года присвоили звание «образцовый». Мощнейшая работа была проведена по организации и проведению фестивалей башкирской и татарской песни «Дуслык моно».

Так было и когда работала заведующей культурно-массовым сектором Дома техники «Нефтяник», главным режиссёром Культурного центра при отделе культуры администрации г.Нефтекамск. Не сосчитать количество городских праздничных мероприятий, сценических и театральных постановок, реализованных З.Р.Азнабаевой.

Зиля Рамазановна – режиссёр до мозга костей. Изначально. Но плох тот режиссёр, который не пробует себя в актёрской стезе. В её же случае – это прекрасный симбиоз, две неотъемлемые части единого целого. Что не раз она доказывала на сцене. 

В годы работы в ДТ «Нефтяник» режиссёр Сергей Вениаминович Панков предложил ей поставить моноспектакль «Материнское поле» по повести Чингиза Айтматова. В этом спектакле она предстала перед зрителями в образе матери Толгонай, пережившей потерю своих любимых, страдания и лишения. Впоследствии были и другие роли, но, пожалуй, это самая драматичная и сложная. 

- Любой образ, и в особенности образ Толгонай, – это невероятные глубокие внутренние переживания, проживание образа через своё сердце, – делится секретами актёрского мастерства З.Р.Азнабаева. – Актёр должен раствориться полностью, до последней капли, в образе своего героя, только так можно донести его до зрителя, который чувствует любую фальшь… Я первые годы после института очень скучала по профессиональной театральной сцене, грезила играть на большой сцене, ведь это непередаваемые атмосфера, состояние души. Пожалуй, это нераскрытая часть меня, несбывшаяся мечта…

В образе матери Толгонай в моноспектакле «Материнское поле».
В образе матери Толгонай в моноспектакле «Материнское поле».

Но мечты мечтами, а бездействовать она не приучена. Потому, когда в 1998 году с открытием Нефтекамской государственной филармония её приглашают на должность режиссёра, с удовольствием соглашается. И это отдельная – насыщенная, наполненная новыми сценическими и театральными постановками, интереснейшими встречами, мероприятиями, масштабными проектами, гастролями - глава жизни. Об этом можно написать отдельную книгу, ведь опять всё приходилось начинать с нуля.

Призвание – режиссёр

- Непосредственно работа режиссёра никогда не видна зрителю, она остаётся за кадром, и очень часто зрители даже не знают, кто за всем этим стоит. Вам никогда не было обидно за себя? И так ли сложна профессия, как вам предсказывали преподаватели в институте искусств? 

- Согласна с Вами – режиссёр всегда остаётся вне поля зрения публики. Но я шла в профессию осознанно, не за лаврами и кубками, а для того, чтобы внести пусть маленькую, но свою лепту в развитие искусства. И это я чётко поняла ещё во времена студенчества после первого знакомства с Башгосдрамтеатром. Да, действительно, преподаватели были правы – в реальности режиссёрская доля оказалась нелёгкой: требует твёрдости характера, такта, в определённой степени дипломатии. Именно режиссёр должен продумать всё до мельчайших подробностей – начиная от сценария, декораций, костюмов, заканчивая выступлением каждого артиста или актёра, полным его воплощением в роль. Как только начинается новый проект, ты уже душой и сердцем буквально живёшь им, это занимает все твои мысли, время, всецело отдаёшься его воплощению, это огромная эмоциональная, физическая нагрузка. Режиссёр должен видеть картину целиком и одновременно по частям, чтобы не упустить из виду ни одной важной детали. Широкий кругозор, воображение, личная артистичность, способность быстро принимать самые неожиданные решения – всем этим в обязательном порядке должен обладать режиссёр.

Зритель всегда был требовательным, и успех любого представления зависит от мастерства и профессионализма не только артистов и актёров, но и режиссёра тоже. И видеть, как растёт мастерство артистов – как профессиональных, так и самодеятельных – это награда и истинное счастье для режиссёра, потому что ты именно через них воплощаешь красоту, своё видение и мировоззрение. 

И ещё один важный момент. Ты в этой профессии не принадлежишь себе. Ты больше принадлежишь публике, сцене, театру, актёрам. И сложно бы мне пришлось вести тот объём работы, которым я занималась многие годы, если бы не поддержка супруга. Аскат Ахметович с пониманием относился к издержкам моей профессии. Я всегда чувствовала его надёжное плечо, крепкий надёжный тыл. Знала, что могу быть спокойна за сына, за дом. Бесконечно ему благодарна за это… И когда его не стало, я словно осиротела, потеряла опору… Настолько тяжёлой и невосполнимой стала для меня эта утрата…

Журналист

Есть в трудовой записи З.Р.Азнабаевой такая запись: «1993-2011 годы – диктор, собственный корреспондент Нефтекамского филиала ВГТРК «Башкортостан»». И она появилась не случайно. Со школьной скамьи судьба её связана с журналистикой – сначала писала в школьную газету, потом в районную, позже – в студенческую. В годы учёбы в институте искусств работала соведущей телепередач, ведущей детских передач на радио в ВГТРК. Всю жизнь сотрудничала и до сих пор сотрудничает с городскими и районными, республиканскими газетами и журналами, в которых опубликованы сотни её статей. 

Поэтому, когда в нашем городе был открыт филиал ВГТРК «Башкортостан», должность собкора и диктора передач на башкирском языке предложили ей. Первое время разрывалась между двумя работами, но физически это становилось совмещать всё сложнее. Поэтому спустя время она полностью посвятила себя телерадиожурналистике. Но в филармонию она потом вернулась по приглашению тогдашнего директора Раниса Алтынбаева литературно-художественным руководителем: искусство взяло вверх. И параллельно почти до 2023 года продолжала работать собственным корреспондентом ТРК «Башкортостан» по контракту.

- Журналистика – газеты, журналы, радио и телевидение – и режиссёрская деятельность – это два крыла одной птицы, которые не дают мне упасть, вдохновляют жить и творить дальше, – признаётся Зиля Рамазановна.

Ещё одна грань творческой личности – с юности Зиля Рамазановна пишет стихи и прозу: очерки, эссе, этюды, зарисовки. О любви, верности и преданности, родном крае, малой родине и материнской доле. В её стихах находят отражение те жизненные события, которые оставили неизгладимый след в душе и сердце и заставили взяться за перо. Произведения Зили Азнабаевой включены в разные литературные сборники, опубликованы в городских и республиканских газетах и журналах. Ещё один интересный факт – песня на её стихи, посвящённые фестивалю башкирско-татарской песни «Дуслык моно», исполнялась каждый раз в качестве гимна на открытии и закрытии грандиозного мероприятия.

Одним словом – талантливый человек талантлив во всём.

Общественник

- Каждый в этот мир приходит для определённых целей, – делится размышлениями Зиля Рамазановна. – Мне, уверена, свыше дано служить культуре башкирского народа, пропагандировать родной язык, любовь к родному краю, традициям. Знаете, это меня окрыляет, вдохновляет, даёт внутреннюю силу…

Поэтому одна из ипостасей З.Р.Азнабаевой – общественная деятельность, которая занимает весьма объёмную часть её жизни. Точнее – идёт параллельно с творческой. 

Идея зарождения Башкирского культурного центра родилась в первые годы после переезда в Нефтекамск. За годы его существования сложно сосчитать количество проведённых мероприятий – праздников-шежере, концертов, народных посиделок, мастер-классов, встреч с башкирскими учёными, профессорами, именитыми писателями, поэтами, артистами. Активное участие с 1995 года она принимает и в работе городского курултая башкир. Пять раз избиралась делегатом Всемирного курултая башкир, награждена почётными грамотами Всемирного курултая башкир, межрегионального башкирского народного центра «Урал», медалью «За служению народу». В 2019 году награждена Почётным знаком «За заслуги перед Нефтекамском».

Вот уже 20 лет З.Р.Азнабаева руководит Нефтекамским филиалом межрегионального башкирского центра «Урал»:

- Считаю, в своей общественной деятельности задачи всех организаций едины – привитие любви к народным традициям, родному языку, развитие культуры башкирского народа. И если после каждого мероприятия хоть у одного человека в душе зародилось желание вернуться к истокам, изучить своё шежере, узнать побольше о культуре и истории родного народа, то всё было сделано не зря…

Вообще, за свою общественную и творческую деятельность Зиля Рамазановна Азнабаева удостоена такого огромного количества почётных грамот, благодарственных писем, дипломов, что, шутя, она говорит, можно завесить ими все стены квартиры. 

- Признаюсь, очень приятно, когда твои дела оцениваются на городском, республиканском уровнях, это даёт ощущение поддержки твоих начинаний, их важности и нужности, - говорит она. – И это даёт стимул двигаться дальше…

Зиля Рамазановна Азнабаева – заслуженный работник культуры Республики Башкортостан.
Зиля Рамазановна Азнабаева – заслуженный работник культуры Республики Башкортостан.
Автор:Зиля Амирова
Читайте нас: