В первые же дни Великой Отечественной войны Никифор Шустов был призван на службу из Кировской области. Его жена, Таисия Николаевна, осталась с двумя маленькими дочками, Вале был год, а её сестре Нине – два года. Но, как говорится в народе, беда одна не ходит. Уже в августе 1941 года пришла похоронка…
Отца Валентина Никифоровна совсем не помнит, но бережно хранит его фотографию. Для неё он настоящий герой – одним из первых принявший на себя бой. Извещение о смерти свидетельствовало, что Никифор Шустов похоронен в братской могиле в Калининской области, но вот в какой деревне… не разобрать.
У Никифора Шустова сегодня трое внуков (двое из них военные), шесть правнуков, два праправнука. Что им рассказать? Валентина Никифоровна решила отыскать могилу отца.
Отправила запрос в военный комиссариат Тверской области (бывшей Калининской). Ей пришёл ответ с рекомендацией обратиться в Псковскую область. Из военного комиссариата Псковской области пришёл такой ответ:
«Красноармеец 924 сапёрного полка 252 стрелковой дивизии Шустов Никифор Николаевич погиб 29.08.1941 г. и захоронен в д.Большие Наполки Калининской области. По сообщению Тверского фонда по увековечению памяти жертв Второй мировой войны «Жить и Помнить» и сайта «Мемориал» МО РФ выявлено, что д.Большие Наполки относилась к Куньинскому району Калининской области, который в 1944 году территориально отошёл к Псковской области. В 1958 году проведено перезахоронение останков военнослужащих в братскую могилу с.Усмынь Усмынской волости Куньинского района Псковской области».
Далее шла инструкция с подробным маршрутом, как найти могилу солдата.
- И мы с сыном поехали, - рассказывает Валентина Никифоровна. - Там огороженный мемориал, все погибшие пофамильно записаны. Памятник стоит. По аллее много мемориалов. Вокруг местность очень заболоченная, заброшенная. Неподалёку немецкое кладбище.
Как указано в письме, братское захоронение благоустроено, содержится в порядке. Над ним шествует администрация сельского поселения Долговицкой волости.
Долгие годы поисков увенчались успехом. Валентина Никифоровна наконец-то смогла дотронуться до камня, на котором высечено имя её отца – Шустова Никифора Николаевича. Это очень важно не только для неё, её внуков и правнуков, но и для будущих поколений. Пока народ помнит о своих корнях, чтит предков, сохраняет и почитает свою историю и культуру, – он живёт!