+12 °С
Дождь
ВКTelegramDZENОК
Все новости
Личность
19 Февраля 2019, 12:27

Сапожных дел мастер

Тридцать пять лет в профессии модельера-обувщика Тахир Галимзянович Адеев. В Нефтекамске, пожалуй, нет никого другого с подобным стажем и опытом работы в обувной отрасли.

Причём имя Тахира Адеева как профессионала в своём деле известно далеко за пределами города. Честно сказать, он единственный на весь северо-запад обувщик-модельер, который занимается пошивом танцевальной обуви. В профессиональной среде его знают как одного из лучших мастеров своего дела.
Тахир Галимзянович Адеев по квалификации модельер-обувщик. Пришёл он в эту профессию по воле случая, благодаря другу. После серьёзного заболевания приятель получил инвалидность, и социальные службы устроили его на работу на обувную фабрику. К слову, попасть на обувную фабрику раньше было сложно, трудоустраивали туда лишь инвалидов и многодетных женщин, поддерживая самую незащищённую категорию населения. Тем временем друг в красках расписывал новую специальность, так обувным делом не на шутку заинтересовался и Тахир. В августе 1984 года ему удалось поступить на работу на Нефтекамскую обувную фабрику, стал работать. В представлении людей при слове «фабрика» представляется большое производство. На деле это был филиал республиканского предприятия «Башобувбыт» по ул. Ленина, 18. Поначалу Тахир работал учеником, обучался новому ремеслу. На производстве заметили хорошие задатки в начинающем обувщике, и Тахира отправили учиться на всесоюзные курсы в Ереван. Два года учёбы пролетели быстро. Знания вкладывались такие, что будущие модельеры-обувщики знали практически всё: от выделки шкур, свойств кожи, материалов до процесса моделирования. Оно и понятно, если обувщик-модельер не знает технику шитья заготовок, затяжки обуви – хорошую модель он не сделает. В итоге Тахир закончил учебу в 1988 году, получил диплом и приехал обратно на Нефтекамскую обувную фабрику. Тахира назначили начальником цеха по крупному ремонту обуви. Но начались 90-е годы, коммерциализация производства. Появилась возможность заняться предпринимательской деятельностью, и Тахир Галимзянович начал работать на себя. За ним потянулись его бывшие работники, кстати говоря, отличные мастера, вместе открыли цех, стали работать. Цех работал на совесть, упор делали на качество, а не на деньги, зарабатывали себе имя. В то время как другие цеха зарабатывали на массовке деньги, Тахир и его мастера трудились на заказах. Наработали мощную клиентскую базу, многие месяцами не могли попасть на индивидуальный заказ по пошиву обуви. В те времена обувь была в страшном дефиците. А в 1995 году потоком хлынул в страну дешёвый китайский ширпотреб, конкурировать с которым стало сложно. У Тахира оставались клиенты с патологиями стопы, с большими икрами, проблемными ногами, которым не подобрать китайскую формовку. Они до сих пор остались в числе постоянных клиентов. Когда некачественная китайская обувь заполонила весь рынок, ремесленники, которые ушли в мелкий ремонт, стали получать хорошую прибыль. Это был для них настоящий «Клондайк». А профессия мастера-обувщика по пошиву обуви ушла на задний план, стала невостребованной. Это были тяжёлые времена…


Тахир Адеев как профессионал в своём деле известен далеко за пределами города.
Фото: Руслан Никонов, «КЗ».

В 2001 году Тахира Адеева пригласил на работу первый директор Нефтекамской филармонии Ахат Ахметович Фасхутдинов. У него была задумка: иметь своего сапожника при известном на всю республику ансамбле танца «Тангаур».
- Поначалу было непросто, - признается Тахир Галимзянович. - Пошив танцевальной обуви имеет свои особенности. Мастеров по этому делу по всей республике раз, два и обчёлся. Все технологии пошива ими держались в строгом секрете.
Пришлось Тахиру разрабатывать собственную технологию по пошиву танцевальной обуви, методом проб и ошибок. В результате добился отличного результата. Под каждого танцора сделал индивидуальную колодку, сам шил сценическую обувь, сам ремонтировал. Гарантию на свою обувь давал на год, точнее, концертный сезон. Ни у кого из мастеров нет такого срока гарантии. «Тангауровцы» были в восторге от тахировской сценической обуви. Когда в Нефтекамск приехали с гастролями «гаскаровцы» и узнали, что у «тангауровцев» есть свой профессиональный мастер, они просто диву дались. Собственный модельер-обувщик для танцоров – просто находка. Для танцовщиков удобная обувь - это их всё, залог успеха на сцене и здоровье ног... Таким образом, в Нефтекамской филармонии Тахир проработал тринадцать лет, и за эти годы она стала для него как одна семья…
Постепенно имя мастера-обувщика Тахира стало известным в профессиональной среде работников культуры. Его приглашали на работу и Государственный академический ансамбль народного танца им. Файзи Гаскарова, и Башкирский академический театр драмы им. М.Гафури, и Уфимский государственный татарский театр «Нур». Недавно Тахир отработал театральный сезон в театре «Нур», только для спектакля «Птичка певчая» сшил 35 пар сценической обуви. Но чтобы осесть в Уфе, требуется жильё, а это в столице непомерно дорогое удовольствие. Поэтому пришлось вернуться. Сегодня Тахир Адеев занимается большей частью ремонтом обуви, хотя есть и индивидуальные заказы. Однако душа мастера-профессионала требует настоящей творческой работы.
- Есть мысль выставлять свою работу на профессиональном интернет-сайте, получать заказы на пошив эксклюзивной обуви. Сейчас есть возможности заказывать итальянскую кожу через Интернет. Сшить пять-шесть моделей в месяц – вполне реально...
Есть у мастера и свои ученики. Отличные ребята, но раскидала их судьба в разные края. Один из учеников, бывший танцор, заслуженный артист, создал из своих ребят целую бригаду обувщиков в Стерлитамаке. Есть и такие, кто для себя хочет освоить обувную науку, научиться новому ремеслу. Один из них, человек обеспеченный, получал у Тахира уроки, сшил себе пару обуви, теперь изготавливает своими руками туфли ребёнку. Когда у ученика получается, радуется не только он сам, но и мастер.
Честно говоря, в настоящее время пошив обуви - труд затратный, неблагодарный, больших денег ремесло не приносит и держится, в основном, на таких штучных мастерах-энтузиастах, которых можно назвать одними из последних могикан.
Читайте нас: