Родился Рамил в деревенской интеллигентной семье. Детство его прошло в деревне Тратау Краснокамского района. В старших классах он, как и все соседские дети, каждый день в любую погоду преодолевал до школы в селе Арлан путь длиной в добрый десяток километров. Наверное, это тоже отложило свой отпечаток на формирование характера – целеустремленного, упорного, несгибаемого.
(25.04.1953 – 09.04.2018)
Почетный строитель Российской Федерации. Заслуженный строитель Республики Башкортостан. Награжден орденом «За заслуги в строительстве» Союза строителей России, почетным знаком «Строительная Слава», знаком «За заслуги перед Нефтекамском».
Отец Гатуф Гумарович был искусным мастером на все руки, в колхозе работал техником-строителем. Мама Зубаржат Султановна, учитель, заведующая начальной школой в деревне, депутат сельсовета, была очень грамотным, уважаемым человеком. На каждом жизненном этапе Рамил всегда помнил слова родителей, которые учили его не ставить себя выше других, не возвышаться и не относиться к людям с неуважением, напутствовали не только брать от жизни то, что дарит судьба, но также и давать: быть щедрым, не скупиться, не делать из денег идеал и самоцель.
Рамил с детства был приучен к труду. Они с братом Радиком все умели делать по дому, и даже хлеб печь. Но больше всего его интересовало строительное дело. Как старший сын в семье, он охотно помогал отцу в строительстве дома и надворных построек и уже тогда определил себе будущую профессию. И поэтому, приехав в Нефтекамск после окончания школы в 1970-м, устроился в трест БНПС. А после армии поступил на строительный факультет Уральского политехнического института.
Именно там, в вузе, в полной мере проявились лидерские качества Рамила. Гумеров активно занимался общественной работой и успевал при этом учиться на «отлично». Во время учебы в институте он прошел хорошую школу студенческих стройотрядов. Будучи командиром Зонального студенческого стройотряда УПИ, участвовал во Всесоюзных ударных комсомольских стройках на КамАЗе, Саяно-Шушенской ГЭС.
На четвертом курсе Рамил встретил свою единственную. Эльвира была студенткой Уральского государственного университета, как и он, заканчивала вуз. Выбора, куда ехать по распределению, перед Гумеровыми не стояло – конечно, в Нефтекамск, где в тресте «Башнефтепромстрой» молодого специалиста уже ждали.
В 1979-ом, сразу после окончания института, его, как уже имеющего практический опыт работы, назначают мастером строительного управления №3. И начался подъем к вершинам профессионального мастерства: от мастера до прораба, от главного инженера ПМК до начальника СМУ-3, от главного инженера треста до первого заместителя генерального директора. В июне 1998 года Рамил Гатуфович был назначен генеральным директором треста БНПС.
На годы его руководства без преувеличения легли большие испытания: дефолт 1998 года, хронические неплатежи, мировой финансовый кризис 2008-2010 годов… По статистике, только в строительном комплексе республики за 2009-2010 годы обанкротилось порядка 3600-3700 предприятий… Запас прочности, созданный за годы существования одной из крупнейших строительных организаций республики, позволил принять вызовы времени. Трест, ведомый крепкой рукой хозяйственника и хорошего стратега, выстоял. В самых неблагоприятных экономических условиях Гумеров сделал все, чтобы сохранить БНПС и его доброе имя.
Пройдя через все трудности, коллектив сплотился, основные фонды были сохранены в работоспособном состоянии. Задания правительства республики по сдаче жилья в эксплуатацию, по строительству объектов республиканского значения по-прежнему выполнялись. На праздновании 60-летия треста БНПС в 2009-м Рамил Гатуфович сказал: «Не в самое благоприятное для страны время мы отмечаем эту дату. Но хочу сказать, я горжусь нашими людьми. Во все времена сильной стороной и достоянием треста были трудолюбивый коллектив и высококвалифицированные специалисты. С такими можно горы свернуть и строить города!».
Да, Рамил Гумеров для очень многих строителей – целая эпоха. Два десятилетия он нес вахту у штурвала «Башнефтепромстроя». Широка география строек его поры: не только Нефтекамск, но и весь северо-запад республики, Свердловская, Пермская, Тюменская области, Удмуртская Республика, Западная Сибирь. Это жилые дома, больницы и поликлиники, школы и детские сады, спортивные сооружения и культурные центры, промышленные объекты и обустройство нефтяных месторождений - построенные надежно, с большим запасом прочности и которые будут служить не одному поколению. Конечно, это прежде всего труд коллектива на строительных площадках. А также это еще и инженерная подготовка производства, финансы и экономика, работа с кадрами. Разумеется, за все перечисленное выше всегда отвечали определенные службы, конкретные люди. Но в целом за комплекс непростых проблем голова болит у первого руководителя, управляющего этим огромным хозяйством, и многое зависит от качества его управленческих решений.
Вспоминает Рашит Фаритович МАМЛЕЕВ, Президент АРООР «Союз строителей Республики Башкортостан», заслуженный строитель России:
- Рамил Гатуфович Гумеров - человек, с именем которого связано много ярких страниц истории Нефтекамска. И не только этого города. Исторически на северо-западе республики все социально-культурные объекты строились только трестом БНПС.
Двадцать лет он возглавлял крупнейший в республике, стратегически важный объект - трест «Башнефтепромстрой», достойно удерживая ту высокую планку качества работ, которую задали его предшественники. И хотя на его руководство выдалось не самое легкое время, не было ни одного случая, когда бы трест поступил непорядочно со своими заказчиками и партнерами или его руководитель - со своим коллективом.
Рамил Гатуфович - мой хороший товарищ, я знал его более 10 лет. Знал как скромного, высоко порядочного человека, очень грамотного строителя. Как прекрасного руководителя и отца семейства.
С первых дней создания Ассоциации строителей республики он являлся членом ее совета, а туда выбирают, как понимаете, особо авторитетных руководителей.
Рамил Гатуфович останется в памяти как человек, верный своим принципам, свободный в своих суждениях, снискавший уважение среди коллег и высокий авторитет у трудового коллектива.
Вспоминает Тамара Геннадьевна СЮТКИНА, главный бухгалтер треста БНПС:
- В сентябре этого года было бы 40 лет нашей совместной работе с Рамилем Гатуфовичем. Четыре десятилетия мы проработали вместе – целую человеческую жизнь!.. В нашем коллективе много старых работников. Уже год прошел, как его не стало, но мы никак не примиримся с этой потерей.
Он по-особому умел расположить к себе людей, был прост в общении. Улыбался, шутил. С рабочими всегда за руку здоровался. Никогда никому не отказывал в помощи. Это был прекрасный руководитель!
В тресте он начинал с рабочей должности. Уже став дипломированным специалистом, принимал участие в строительстве таких больших строек, как хлопкопрядильная фабрика, автозавод. Ни одни сапоги стер по грязи на строительных объектах Пелыма… Его авторитет среди коллег прочный, заслуженный.
Мы многое с ним вместе прошли. Он многократно проявлял свое умение четко поставить дело на самых сложных участках, взять на себя ответственность за, казалось бы, невыполнимую задачу и успешно справиться с ней. Вспоминается, как восстанавливали армянский город Спитак после страшного землетрясения. Руководством Миннефтегазстроя СССР тресту было поручено восстановить там швейную фабрику. Межнациональный конфликт в Нагорном Карабахе в то время уже случился, но землетрясение его приостановило. Оказалось, лишь на время…
С декабря 1988-го в течение последующих трех лет наши люди работали в Армении. Рамил Гатуфович в то время был начальником передвижной механизированной колонны, работу в Спитаке организовывал он. В короткий срок, чтобы создать людям нормальные условия труда, был построен свой городок: несколько жилых вагончиков, гостиница, баня, столовая. Рабочих доставляли самолетом по вахтам. Фабрику мы восстановили, не успели только запустить. Началась война.
В это время мне тоже пришлось выехать в Спитак - на инвентаризацию. Все события разворачивались мгновенно. Когда в стране начались открытые столкновения, Москва запретила вылет наших самолетов. А у нас там люди, техника… Неделю мы ждали – может, нас все же заберут?.. Потом приняли решение выбираться самостоятельно, своим ходом, на свой страх и риск. Вагончики удалось продать. Что-то пришлось оставить, но большую часть техники и механизмов, а главное - людей Рамил Гатуфович спас. Человек тридцать – полный салон - погрузили в «Икарус», заправили дизтопливом большую бочку грузовика «Татра», чтобы заправлять машины в пути, и колонной тронулись в путь. Было очень страшно, кавказцы – народ горячий. На одном перевале нас всех чуть не перестреляли… Но благодаря мужеству и выдержанности нашего командира мы выбрались. А потом узнали: за голову Рамиля Гатуфовича местные бандиты обещали сотни тысяч рублей. Они не могли простить, что он увел у них из-под носа такой лакомый кусочек в виде строительной техники и механизмов.
Вспоминает Эльвира Шатимеровна ГУМЕРОВА, супруга, отличник просвещения Российской Федерации:
- Мы прожили с Рамилем Гатуфовичем душа в душу сорок счастливых лет. Понимали друг друга с полуслова и даже взгляда. Отношения складывались на полном доверии и уважении друг к другу. Он был простым, добрым и очень комфортным человеком в быту. Был доволен своей судьбой, часто признавался: «Я счастливый человек, у меня прекрасная семья и любимая работа». Он был очень коммуникабельным, со всеми находил общий язык – вне зависимости от статуса и возраста собеседника. Мне иногда казалось, что мои родственники любят его больше, чем меня. Он никогда никому не отказывал в помощи.
Стройка не знает выходных, и заботам здесь не видно конца. А он был настолько ответственным человеком!.. Готов был дневать и ночевать на работе. Я старалась его беречь. Делала все возможное, чтобы он хотя бы дома не думал о делах. Но он жил работой, иначе не мог. Боролся с трудностями как мог. Я переживала, а он успокаивал, говоря, что это жизнь, она ломает сильных, ставя их на колени, чтобы доказать, что они могут подняться…
Все силы, энергию и жизнь отдал своему предприятию.
При любой ситуации всегда оставался человеком, никогда никому не делал подлость, не было и речи, чтобы он мог оскорбить человека, унизить его перед другими.
При своей большой загруженности, он старался находить время на семью, был внимательным, заботливым и любящим мужем, отцом и зур эткэй, боготворил своих девочек, называя их «мои дочурки». В школьные годы уроки у них папа проверял. Обожал своих внуков, всегда интересовался их делами и старался быть в курсе событий… Мы мечтали о том дне, когда он со спокойной душой оставит свою работу и целиком сможет посвятить себя семье. Не успел…
Эта статья - дань человеческим заслугам Рамиля Гумерова. Чтобы люди помнили, каким он был. Так совпало, что в дни его скоропостижной кончины мы готовили материалы о заслуженных строителях города, и многие оговоренные ранее встречи сорвались: люди не могли прийти в себя из-за смерти Рамиля Гатуфовича…