+1 °С
Облачно
ВКОКTelegramDZEN
Все новости
Личность
16 Сентября 2019, 12:44

Школа Михаила Новикова

16 сентября исполняется 100 лет со дня рождения первого редактора газеты «Красное знамя», почетного гражданина города Нефтекамска Михаила Павловича Новикова (1919-1996).

Участник Великой Отечественной войны, член Союза журналистов СССР, заслуженный работник культуры БАССР, он руководил газетой с 1965 по 1979 годы. Занимался краеведением и общественной деятельностью. Является автором первых брошюр и книг о Нефтекамске: «Знакомьтесь, Нефтекамск» (1982 г.), «Нефть на Каме» (1988 г., в соавторстве с М.С.Зеликманом и А.Н.Яшиной), и соавтором книги о ветеранах войны - «Годы боевые, годы трудовые» (1995 г.).

Сегодня своими воспоминаниями о нём делится Галина Сергеевна Завьялова, главный редактор газеты «Красное знамя» с 1984 по 2003 годы.

Для меня Михаил Павлович Новиков – это начало моего вхождения в профессию журналиста. Думаю, и не только для меня. Сколько молодых и не очень молодых людей прошли школу журналистского мастерства в газете «Красное знамя». Многие из них с успехом работали позже в районных, областных, республиканских и центральных газетах, становились писателями. Точно также, как многочисленные внештатные и рабочие корреспонденты, сотрудничавшие с газетой «Красное знамя», долгие годы оставались творческими людьми, публиковались в других газетах и журналах, издавали свои книги.

А начиналось всё с того, что однажды, в 1965 году, собственного корреспондента областной газеты «Советская Башкирия» по Белебеевскому району Михаила Новикова пригласили в обком партии и сказали: «Надо начинать издание новой газеты в строящемся городе». Рассуждать особо в ту пору не приходилось, сказали: «Надо!», значит, надо. Сегодня невозможно даже представить, каково было состояние Михаила Новикова после этого предложения. С одной стороны – престижно, доверяет обком. А с другой стороны, уже сложилась неплохая журналистская биография в крупной областной газете, наработаны авторитет, есть свой круг авторов, да и, в конце концов, в бытовом плане всё стабильно – семья, жильё. А тут всё меняй, приезжай на пустое место и начинай всё сначала. Нелёгкое решение… С сегодняшними мерками нам не понять людей того времени, многим из которых приходилось сниматься с обжитых мест не ради длинного рубля, а ради поставленных перед ними благородных целей. Наш город ведь тоже начинался с палаток. Вот и утверждённый молодой редактор несуществующей городской газеты (статус города у Нефтекамска тогда уже был), приехал сюда и сразу, без раскачки, взялся за дело. Сроки для выпуска газеты были поставлены сжатые.

Позже, когда Михаил Павлович рассказывал о том времени, он и сам удивлялся, как это всё получилось: первый номер газеты вышел в срок – 10 апреля 1965 года. Тиражом 5 тысяч экземпляров. А ведь не было ни помещения, ни сотрудников, как говорится, ни ручки, ни блокнота. Даже стулья приходилось выпрашивать у «добрых людей», чтобы сесть и писать заметки.

Мне довелось работать с Михаилом Павловичем Новиковым в «Красном знамени», что называется, в два приёма. В первый раз после окончания школы в 1965 году, и второй – после окончания университета в 1972 году, когда я приехала работать по распределению.
Первый год газета существовала в стеснённых обстоятельствах, в бывшем женском общежитии, приспособленном под типографию и редакцию вместе. Но зато нестеснённым было творчество сотрудников газеты и её внештатного актива. Всё было нацелено на строительство города, её социальных объектов. И писалось обо всём – о хорошем и плохом. Конечно, воспевались трудовые подвиги, но нерадивость, раскачка, бюрократическая волокита подвергались жёсткой критике. Фельетон был частым жанром на страницах газеты. И в тот момент такая позиция газеты поддерживалась городским руководством. Михаил Павлович был членом партийного актива, народного контроля, других общественных организаций, и факты в газете всегда были, что называется, из первых рук. Хотя помню, без стычек у газеты и её редактора не обходилось и в то время.

Амбиции руководителей предприятий и организаций начинали возрастать, и каждое критическое слово воспринималось уже болезненно. Но удивительный был характер у Михаила Павловича: он мог встретить раскритикованного начальника где-нибудь на улице, в кулуарах партийных, советских органов, первым подойти, подать руку и шуткой разрядить обстановку, не уступая принципиальной позиции газеты.

Сам же Михаил Павлович моральную разрядку делал, занимаясь спортом. В редакции, когда расширилось помещение, всегда был теннисный стол, а после работы сотрудники редакции частенько играли в волейбол, арендуя спортивный зал в каком-нибудь училище или техникуме. Очень любил лыжный спорт. Помогали нервной разрядке и беседы с сотрудниками за чашкой чая, своеобразные пятиминутки.

Мне казалось, что у Михаила Павловича был лёгкий характер, столько людей его всегда окружало. Он никогда не кричал на сотрудников, не обижал, не оскорблял. За удачу хвалил, за неудачу — не распекал, давал время исправиться. Иногда, правда, бывал хмурым. В такой момент наш ответственный секретарь Александра Петровна Хохрякова предупреждала об этом сотрудников, чтобы лишний раз не докучали с проблемами.

А причин для задумчивости и хмурости у редактора «Красного знамени» было достаточно. Времена менялись, и всё больше ощущался прессинг на средства массовой информации.

Помню случай (это уже было после моего окончания университета). Написала я заметку фельетонного содержания «В продаже только свежемороженая рыба». По тем временам не являлось новостью, что в магазинах нечего было купить, даже перед праздниками. Хотя все знали, что можно «достать дефицит» (по Райкину), если у тебя есть блат.

Михаил Павлович опубликовал заметку. Боже мой, какой шум поднялся! Это уже как раз были те годы, когда начали закручивать гайки газетам. Редактора вызвали (именно вызвали, а не пригласили) на заседание бюро горкома партии. И в присутствии торговых работников такой разнос учинили, что легко можно было после этого попасть в больницу. Всю международную обстановку присовокупили и влепили «строгач», то есть строгий выговор с занесением в учётную карточку. Если кто из старшего поколения помнит, то после такого наказания следует только исключение из рядов партии и лишение должности.

Мы все в редакции с содроганием сердец, и я в первую очередь, ждали Михаила Павловича с бюро горкома. Домой он пойти не мог, надо было выпускать и подписывать газету. Наверное, на наших лицах был написан испуг, когда мы встретили его в коридоре редакции. Михаил Павлович прошёл в свой кабинет, немного посидел в нём, а затем вышел и предложил: «Давайте попьём чайку». А мне, виновнице, тихо сказал: «Вот так, Галя, обжегшись на молоке, начинаешь дуть на воду». И всё.

Сердце редактора, оно, конечно, всё было в шрамах, но он никогда не перекладывал ответственность за то, что опубликовано в газете, на журналистов, написавших тот или иной материал. Критика за работу была внутри коллектива, на планёрках.

Этому принципу первого редактора газеты «Красное знамя» М.П.Новикова я старалась следовать, когда мне пришлось возглавить редакционный коллектив.

Первый редактор «Красного знамени» возложенное на него задание выполнил, создал сильный редакционный коллектив и газету, интересную, нужную жителям молодого города. Он был борец с внешне тихим и спокойным характером. А ещё был очень творческим человеком, успевал в организационной суете писать стихи, очерки, рассказы, выпускал книги.

Одна из них - «Нефть на Каме» - в соавторстве с М.Зеликманом и А.Яшиной, стала первым красочным изданием о городе Нефтекамске, которому он посвятил свои творческие силы и отдал свою жизнь.
Читайте нас: