+13 °С
Облачно
ВКTelegramDZENОК
Все новости
Личность
15 Ноября 2019, 12:00

Фаина Хузина посвятила своей профессии пятьдесят лет

Имя Фаины Максимовны Хузиной, офтальмолога, врача высшей категории, отличника здравоохранения Республики Башкортостан, известно многим, причём далеко за пределами нашего города. Они вместе со своим супругом Ахатом Хузиновичем стояли у самых истоков становления здравоохранения города, внесли неоценимый вклад в его развитие и оздоровление тысяч жителей Нефтекамска и близлежащих деревень, сёл и городов.

Фаина Максимовна всего три года как на заслуженном отдыхе. После достижения пенсионного возраста она продолжала бороться за здоровье глаз больных ещё целых 21 год! Так может трудиться только фанатично преданный своей профессии человек, любящий не только свою работу, но и пациентов.


Фаина Максимовна Хузина, офтальмолог от Бога,
посвятила своей профессии пятьдесят лет.
Фото: Зиля Амирова, "КЗ".

Ещё в раннем детстве она дала сама себе слово, что обязательно станет врачом. Тяжело заболела её любимая тётя - красивая, статная, высокая женщина, диагноз был неутешительный — Базедова болезнь. Страдания тёти, безуспешное лечение и укрепили тогда в девочке желание помогать больным людям, стремление найти действенные способы лечения, узнать о болезнях как можно больше. Фаине легко давались все науки в школе, так же несложно давалось ей обучение в Башкирском государственном медицинском институте, куда поступила девушка из оренбургского городка Медногорска, где она жила с родителями и двумя сестрёнками. Но прежде ей пришлось два года поработать чертёжницей на заводе «Уралэнергомотор», ведь тогда без двухлетнего стажа невозможно было поступить в вуз.


Студенческие годы Фаина Максимовна вспоминает с особой теплотой, как один из самых ярких, радостных, весёлых этапов жизни. Курс на редкость был дружным, они до сих пор встречаются с однокурсниками, хотя минуло уже больше полвека после окончания института. Здесь же она познакомилась и со своим будущим мужем. Точнее, это он, Ахат, шустрый озорной парень из деревни Кабаны Краснокамского района, с первого курса, влюбившись в Фаину с первого взгляда, буквально проходу ей не давал, всё время проявлял знаки внимания и неотступно ступал за ней повсюду. К тому же он увлекался фотографией, у него был фотоаппарат он постоянно фотографировал Фаину. Потому студенческих фотографий у Фаины Максимовны, как она говорит, тонна. Ахат тоже пришёлся ей по сердцу. И на четвёртом курсе молодые поженились.


Тяжело совмещать учёбу, тем более в медвузе, с рождением ребёнка. Как родилась дочь, которую назвали Светланой, пришлось Фаине взять год академического отпуска и уехать к родителям в Медногорск, где, кстати, её тут же пригласили на работу заводским терапевтом. Спустя год Ахат, молодой специалист врач-терапевт, после окончания вуза по распределению уезжает в Нефтекамск раньше неё. Она продолжает учёбу. На семейном совете решили — малышка едет с отцом, а Фаина каждые выходные будет прилетать на самолёте к ним. Одному Аллаху известно, как им удалось преодолеть все трудности, которых в начале семейной и трудовой жизни было множество. Видимо, помогали любовь, уважение и взаимопонимание, которые с первых дней совместной жизни сложились между ними и сопутствовали далее по жизни, сила духа и целеустремлённость обоих.
Учёба, экзамены, диплом, постоянные перелёты, острая нехватка денег, разлука с семьёй, дочуркой — испытания, которые выпали на Фаину, начало трудовой деятельности, жизнь с малышкой на съёмной квартире, получение собственной однушки, где не было ни электричества, ни газа, ни мебели - у Ахата. Но справились. И в 1966 году уже в качестве молодого специалиста врача-терапевта после окончания медицинского института Фаина приезжает в Нефтекамск. И буквально впрягается в работу.


Ахат и Фаина Хузины, 1963 год, во время практики в городской больнице.
Фото сделано на окраине Нефтекамска, позади проспект Комсомольский,
кинотеатр «Маяк» (слева), магазины «Продтовары».
ФОТО из семейного архива Ф.М.Хузиной.

- Я тогда обслуживала Касёво, приём больных проведёшь, и бегом на участок, машины нет, дорог нет, асфальт только до церкви, а дальше грязь по колено, сапоги в авоське, зонтик в руке на случай нападения собак или гусей, - вспоминает Фаина Максимовна. - Участок огромный, больных много, но трудностей не замечали.
Но, видимо, предначертано было Фаине Максимовне быть офтальмологом. Ещё в институте она посещала офтальмологический кружок, дополнительные факультативные занятия. А здесь, в Нефтекамске, её особые способности углядела Рамиля Фатыховна Гардамшина, в то время единственный оперирующий врач-офтальмолог. Приглашала Фаину Хузину ассистентом на операции, обучала тонкостям специальности, передавала свой опыт. Так молодой терапевт набила руку, получила бесценные знания и путёвку в профессию офтальмолога.
И когда по направлению минздрава республики они с супругом проходили ординатуру в Казани, профессора были поражены умению молодого офтальмолога разпознавать диагноз с первого взгляда, порой почти на интуитивном уровне, не по годам и стажу работы оперативной активности молодого доктора. К тому времени буквально за год-полтора работы в Нефтекамске Фаиной Максимовной было прооперировано более 40 больных с катарактой! Эта статистика впечатлила опытных докторов.
Два года ординатуры прошли быстро, супруги Хузины вновь вернулись в Нефтекамск и принялись за работу засучив рукава. А тогда по-другому, похоже, и не умели. Слушая рассказ Фаины Максимовны, поражаешься тогдашнему темпу жизни, бескорыстию и фанатичной преданности работе, удивительной способности людей того времени преодолевать все трудности, которых было очень много. Такое ощущение, что они их не замечали, умели искренне радоваться тому, что есть, довольствовались малым, верили в лучшее завтра, и это при спартанских бытовых условиях, отсутствии того комфорта, оснащённости, информатизации, автоматизации, которыми обладаем мы сегодня…
В этом году городская больница отмечает юбилейную дату со дня основания — 55-летие. «Больница строилась при нас, на наших глазах», - говорит Фаина Максимовна, детально рассказывая, как один за другим возводились корпуса больничного городка. А я бы добавила — больница развивалась благодаря самоотверженному труду таких врачей и медработников, как Фаина Максимовна и Ахат Хузинович, который был замечательным доктором, умелым руководителем в должностях главного врача скорой помощи, заведующего поликлиникой №1, главного врача больницы.
- Ни минуточки свободного времени не было, - вспоминает Фаина Максимовна.
Принимали тогда больных в порядке живой очереди, причём всех пришедших. Обслуживали больных, которые приезжали из окрестных сёл и деревень. Помимо взрослых, вели приём детского населения. Совершали выездные приёмы в Янауле, Калтасах, Николо-Берёзовке и других близлежащих населённых пунктах. Проводили медосмотры по школам, детским садам, предприятиям. А также - призывная комиссия в военкомате, ВТЭК.
- А из оборудования — чемоданчик с оптическим набором и щелевая лампа...
Кроме работы в поликлинике, ещё и ведение больных в стационарном отделении на 50-60 коек, ночные дежурства, с 1980 года назначение на должность заведующей отделением, добавившего ещё массу обязанностей. Долгие годы Фаина Максимовна Хузина была единственным в городе оперирующим врачом-офтальмологом. Уникальным оперирующим офтальмологом, который спас зрение тысячам пациентов, филигранно, с мастерством ювелира выполняющим сложнейшие манипуляции (только в 2000 году, оставив в отделении молодую смену - своих «учеников», она перешла на работу в поликлинику №1).
- Пластику века делали, протезирование, операции по удалению катаракты, глаукомы, выправляли косоглазие, тогда в нашем городе косоглазых не было, - с воодушевлением рассказывает о трудовых буднях ветеран здравоохранения. - И если попадались на призывной комиссии парни с косоглазием, я знала — это не наш.
- Диагноз на удивление ставили правильно, - продолжает она. - Интуиция, чутьё, опыт, знания… Я знаю в глазу каждую клеточку, каждую ткань. Операцию делала на одном дыхании…
А операций Фаиной Максимовной проводилось столько, что оперативная активность уступала лишь только оперативной активности Уфимского института глазных заболеваний и достигала до 80 процентов. Операционными днями считались два дня в неделю, число плановых операций доходило порой до 15 в день, что даже сегодня вызывает удивление. Не считая срочных, поступивших по скорой помощи, через травмпункты. «Стакан компота через трубочку попьёшь и дальше оперировать. И не уставала, и кушать не хотелось. На работу словно на крыльях летела». Никогда, признаётся Фаина Максимовна, не отказывалась брать на повторную операцию, если происходило что-то непредвиденное. Тяжёлых случаев было мало и в Уфу отправляли крайне редко, только в случаях отслойки сетчатки глаза, опухолей, травм, не совместимых с жизнью глаза. Офтальмолог никогда не считала, скольким своим пациентам она спасла зрение, сколько человек прозрели, увидели вновь мир в радужных красках: было некогда, да и работала не для счёта. Но их наверняка тысячи. Многих пациентов она помнит до сих пор, но ещё больше людей помнят её, подходят на улице, благодарят. И немудрено, ведь главным для неё всегда было сделать максимально всё для сохранения зрения, облегчения состояния больного. На протяжении всех лет работы незыблемыми принципами оставались внимательное отношение к пациентам, скрупулёзность и даже дотошность в лечении.
Об оснащении в то время оставалось только мечтать. Хотя поработать на импортном оборудовании, оперировать с помощью новейших спецкомплектов ей всё же тогда удалось. Это произошло в 1973-1977 годы, когда супруги Хузины минздравом страны были направлены на работу в Тунис. Как это было не печально, уровень оснащённости нашей больницы был на порядок ниже, чем медучреждений в этой стране Северной Африки. И хотя Фаина Максимовна строго-настрого запретила мне писать об этом, но всё же осмелюсь нарушить данное обещание. Тогда врач-офтальмолог позаимствовала у своих коллег тончайшие нитки, иголки, пинцеты, комплекты для удаления катаракты и глаукомы и тому подобное и привезла их домой. Лет на пять этого инструментария хватило потом, и она использовала всё на благо своих пациентов… Казалось бы, незначительная деталь, но как о многом она говорит…
Полвека трудового стажа, вы только вдумайтесь - целых пятьдесят лет, наполнены как знаковыми событиями, так и ежедневным кропотливым трудом, радостными мгновениями и тяжёлыми утратами, семейным счастьем и уважением коллег, почитанием пациентов и признанием заслуг (она награждена множеством наград, самые памятные для неё — Почётная грамота Республики Башкортостан и медаль к 100-летию РБ). Фаина Максимовна считает, ей повезло в жизни: у неё были прекрасные родители, воспитавшие в ней честность, порядочность, целеустремлённость, трудолюбие, создавшие в доме атмосферу добра и теплоты, любящий и любимый муж, с которым жили в любви и согласии долгие годы, работа, поистине приносящая моральное удовлетворение и возвращающая здоровье людям, радуют дочь Светлана, продолжившая её дело и ставшая офтальмологом, прекрасные, уже взрослые, внуки — Гульнара и Рустэм. И теперь, с высоты прожитых лет, она может с гордостью сказать — годы прожиты не зря. А это, пожалуй, основной критерий счастья, ответ на сложный вопрос о предназначении бытия, о смысле жизни.


Фаину Максимовну радуют дочь Светлана (справа),
продолжившая её дело и ставшая офтальмологом,
прекрасные, уже взрослые, внуки — Гульнара и Рустэм.

Читайте нас: