Надо сказать, каждый самовар имеет свою историю, может многое рассказать о своем владельце и даже проиллюстрировать целую эпоху. В наше время самовар – уже давно не предмет обихода, а, скорее, музейный экспонат или семейная реликвия, переданная по наследству. Для Рамзили Акмаловой самовар – это нечто большее, это неотъемлемая часть ее детства, это воспоминания о теплых семейных вечерах за бабушкиным самоваром. Поэтому неудивительно, что она начала коллекционировать самовары, это стало ее увлечением.
В коллекции Рамзили Наифовны Акмаловой
около 50 самых разных самоваров.
Фото: Руслан Никонов, «КЗ».
В ее коллекции около пятидесяти самоваров, причем ни один не повторяется. Сорок из них представлены нынче на выставке в Нефтекамском историко-краеведческом музее. Всё началось с первого самовара. Когда Рамзиля Наифовна работала в центральной районной библиотеке в Николо-Березовке, коллега Амина Мирзахановна, зная ее любовь к старине, предложила старинный самовар на углях. Самовар был неисправный, 1898 года выпуска, производства известного тульского завода братьев Баташевых. Кстати говоря, история гласит, что баташевские самовары участвовали в выставках в Вене, Санкт-Петербурге, что сделало их самыми популярными у дворян. И что до революции, пожалуй, не было ни одного имения, где бы не пользовались самоваром этой фабрики... Второй самовар Рамзиле Наифовне достался от тети Флюры Галияновны. Третий, электрический, расписной, принесла дочь Альфия от знакомых, которым он был давно не нужен. Эти самовары Рамзиля Наифовна выставляла при случае, используя их в тематических библиотечных экспозициях. Года три назад ей пришла идея сделать большую выставку самоваров. Вспомнила картинку из детства, как бабушка ставила большой самовар, каким неповторимым вкусным дымком веяло от него. И каким душистым, ароматным был чай из самовара. До сих пор не забыть эту уютную атмосферу семейного чаепития! И решила она устроить школьникам настоящий самоварный праздник. Кинула клич по всем своим знакомым, и в итоге на выставку набралось с пятнадцать самых разных самоваров. Начистила Рамзиля Наифовна самовары до блеска, расставила с колоритом, получилось - глаз не оторвать! Праздник прошел на ура, экспозиция получилась замечательная. Настолько, что раздавать самовары не хотелось. Но пришлось, чужие же, не свои. С тех самых пор Рамзиля Наифовна зажглась идеей собрать собственную коллекцию самоваров. И вот уже третий год она выискивает самовары на специальных форумах в Интернете, выкупает, обменивает. Бывает, коллеги приносят, дарят. К примеру, благодаря Интернету она нашла редкий шар-самовар с витыми ручками и краником, списалась с собственником в Москве, выкупила. Хотя, честно говоря, зарплата школьного библиотекаря не бог весть какая, но как устоишь перед такой редкостью! Собирая коллекцию, Рамзиля Наифовна всё больше углублялась в историю самоваров. Вот, к примеру, все считают родиной русского самовара Тулу, видно, памятуя о поговорке: «Со своим самоваром в Тулу не ездят». Так считала до поры до времени и Рамзиля Наифовна. Но случай опроверг все ее прежние представления. Как-то начала она начищать старый дровяной самовар, который подарила дочь, и вдруг из-под слоя пыли и сажи проявилась надпись: «Суксун». Заинтригованная, обратилась в «Википедию» и выяснила, что первые угольные самовары выпускались на демидовском заводе в Пермском крае в поселке Суксун. И такая гордость взяла ее, что именно у нас, на Урале, начиналось производство первых самоваров!
Как-то на просторах Всемирной паутины она нашла информацию про уникальный самовар-петух. Оказалось, его прототипом является угольный самовар, изготовленный по эскизу известного художника Васнецова. «Самовар кипит - уходить не велит!» - девиз, который можно прочитать на этом забавном винтажном самоваре. Он стоит на петушиных лапах со «шпорами», кран заканчивается петушиной головой, сзади имеется хвостик, а ручки напоминают раскинутые крылья. У самовара-петуха есть даже пара – самовар-курочка на ножках в виде куриных лапок. Не выдержала душа коллекционера, загорелась… и теперь у нее целых пять никелированных самоваров-петухов. Самый необычный из них – синего цвета…
Честно говоря, о каждом самоваре Рамзиля Наифовна может рассказать целую историю. Большую часть ее коллекции составляют электрические самовары, которые, может, пока и не имеют большой исторической ценности, но рассказывают о быте нашего недавнего прошлого. Родиной электрических самоваров является Советский Союз. Когда из деревень люди массово стали переезжать в города, а главным атрибутом деревенской жизни был самовар, появилась потребность в электрических самоварах. Угольные самовары в городских условиях ставить уже не было возможности, а символ русской души оставить хотелось. Так в 1956 году появился первый электрический самовар...
Особняком в коллекции библиотекаря стоит электрический самовар «Спутник». Это редкий по нашим временам электрический самовар, выпущенный малым тиражом в 1970-1980-х годах на Суксунском заводе металлоизделий. Их презентовали нашим космонавтам. Художником-дизайнером самовара стал скульптор, художник декоративно-прикладного искусства Константин Мильевич Собакин. Самовар был сделан по форме первого в мире искусственного спутника Земли! Мало кто знает, что был самовар и из настоящего спутника. Известный космонавт Герман Титов рассказывал, что к знаменитому космическому старту 4 октября 1957 года подготовили три экземпляра спутника: один из них вывели ракетой на орбиту, другой выполнял роль дублера на случай каких-то неполадок с основным космическим аппаратом. Был еще номер третий — тоже запасной. После удачного запуска основного аппарата этот «резервист» довольно долгое время хранился на космодроме, а потом, по воспоминаниям космонавтов, его передали как реликвию в Главное управление космических средств. Но возникла проблема: куда в административном здании девать такую махину? У Спутника-1 ведь каждая из четырех антенн длиной почти 3 метра! Кто-то из начальства догадался: давайте сделаем из королевского подарка… самовар для столовой. Усы-антенны с аппарата сняли, приборную начинку вынули, а оставшийся пустотелый «шарик» отправили в Тулу. Тульские мастера приделали к корпусу бывшего спутника ножки, конфорку, кран, две ручки... Получился замечательный самовар — очень емкий: ведь диаметр сферы-оболочки спутника, из которой он сделан, 58 см. Этот уникальный «космический» образец водогрейной машины привезли в Москву и установили в столовой Главного управления космических средств, где он долгие годы служил верой и правдой в качестве самовара…
Что касается производства самоваров-спутников, то через некоторое время их выпуск прекратили. Производители упростили схему космического самовара, и он выходил некачественным. То ножки разъезжались, то еще какая-нибудь беда случалась. Вскоре «спутники» перестали покупать, а затем и производить. Ну а сегодня он является самым настоящим раритетом.
Как истинный ценитель старины Рамзиля Наифовна, помимо самоваров, коллекционирует национальные костюмы народов северо-западного региона, реставрируя их вместе с учителем технологии школы №16 Натальей Николаевной Завьяловой. Собирает старинные часы, швейные машины. Есть у нее большое желание открыть своеобразный музей-студию, где она выставила бы предметы старины и где могли бы собираться люди пенсионного возраста. По замыслу автора на базе музея-студии можно было бы проводить как музейные уроки детям и школьникам, так и организовать клубы по интересам, где пожилые люди могли бы участвовать в различных мастер-классах, собираться на тематические встречи, общаться, с пользой проводить время. Словом, идей и замыслов у Рамзили Наифовны – хоть отбавляй. Но нужна поддержка для их воплощения в жизнь.