+13 °С
Облачно
ВКTelegramDZENОК
Все новости
Личность
3 Января 2020, 17:30

Феномен Минаевой

На протяжении многих лет ученики преподавателя географии Веры Ахметовны Минаевой показывали потрясающие результаты по географии, из года в год одерживая победы на Всероссийской олимпиаде школьников. Вплоть до 2017 года, пока Вера Ахметовна не ушла на заслуженный отдых.

В числе её учеников - 120 победителей и призёров муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников, 55 победителей республиканского этапа, 11 призёров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников.
Один из её учеников – Алмаз Садрисламов – даже вошёл в сборную России по географии. Удивлялись все, как ученики физико-математического лицея ежегодно умудряются завоёвывать победы по географии? Заметьте, не по профильным предметам: математике или физике, а по географии! И в городе даже в шутку лицей стали называть физико-математическим с географическим уклоном. Но обо всём по порядку.
- Учителем географии я стала случайно, - рассказывает Вера Ахметовна. - В школе вообще нравились химия и история. Но, как известно, в жизни часто бывает, что мы предполагаем, а Бог располагает. Поехала поступать в Казанский университет на химфак, и первый же экзамен по химии сдала на «тройку». Приехала и думаю: «Как я могла?!» До сих пор помню провальный вопрос: в каком случае реакция идёт до конца? После неудачного поступления меня пригласили на работу воспитателем в интернат при восьмилетней школе в Амзинском леспромхозе, где я проучилась сама. Директором школы был тогда Илья Ильич Исламаев. Проработала в школе воспитателем весь учебный год. А директор и говорит: «Вера, поступай в пединститут! Из тебя выйдет хороший учитель!» Думаю: ещё чего! Но всё-таки прислушалась к мнению директора и поехала в Ижевский УДГУ, поступила на отделение географии биолого-химического факультета. Училась заочно и параллельно вела уроки географии в родной школе. Поэтому и учиться было легко. А работать по карте я любила со школьной скамьи, как известно, 50 процентов информации можно узнать, читая карту. Мои ученики тоже взяли за привычку толпиться на перемене у карты, изучая её.
- А сегодня я поражаюсь тому, что вижу в школах: на переменах все школьники сидят, уткнувшись в телефоны. У нас такого не было: вот атлас, вот учебник – пожалуйста, отдыхайте, но с пользой для дела. И поэтому ребята знали географию.
Наверное, всё дело в характере Веры Ахметовны. Она по натуре человек требовательный, прежде всего к себе, ведь только тогда можно спрашивать и с учеников. Педагог старой закалки, она привыкла работать на совесть, выкладываясь по полной. Каждый день, все шесть уроков Вера Ахметовна проводили на ногах, у карты с указкой в руках. Её принцип: настоящий учитель не сидит за учительским столом, надо, чтобы ученики тебя видели, работали вместе с тобой.
Каждый урок Вера Ахметовна умудрялась придумывать что-то новое, интересное. «В первую очередь, надо ребёнка влюбить в предмет, - уверена Вера Ахметовна. - В этом случае отношение к уроку у учеников меняется кардинально. Неподдельный интерес к предмету – мощный двигатель на пути к знаниям. Один из её любимых приёмов - игра «Я учитель», когда после изучения темы в качестве педагога выступают сами ученики.
- В роли учителя ученики начинают думать по-другому - как учитель, и это расширяет сознание школьника, - считает Вера Ахметовна. И таких педагогических приёмов в арсенале учителя за годы работы накопилось множество. Вера Ахметовна на уроках, бывало, и запевала тихонько, подсказывая верный ответ через подходящую песню. К примеру, про камушки с пролива Лаперуза, про тундру, вдоль-поперёк исхоженную… Интересно и непредсказуемо проходил каждый урок Веры Ахметовны, так что ученики шли на каждое занятие с неподдельным интересом: а что сегодня нас ждёт на географии?
Географию страны Вера Ахметовна знает не только по учебникам и книгам. Она как настоящий географ изъездила всю страну вдоль и поперёк – от Калининграда до Байкала, от Мурманска до Кавказа и Крыма. Не раз с поездками бывала и за рубежом: в бывшей ГДР, Чехословакии, а также в Латвии, Литве, Белоруссии, Украине, Молдавии, Грузии, Казахстане, Узбекистане, которые в то время были союзными республиками. Путешествовала и в одиночку, и с коллегами, и с учениками.
В общей сложности пятьдесят лет проработала Вера Ахметовна в педагогике, из них 26 – в лицее №1. Два последних года Вера Ахметовна Минаева вела занятия в ресурсном центре, занималась с одарёнными детьми подготовкой к олимпиадам по географии. Последний год дался ей особенно тяжело. По семейным обстоятельствам ей приходилось каждую неделю разрываться между Нефтекамском и Уфой. И поэтому вопреки всем уговорам, она решила в 2017 году поставить окончательную точку на педагогической деятельности. И всё же, как говорится, бывших учителей не бывает, и по сей день она болеет за свой предмет:
- Сейчас в учебной программе часов географии осталось ничтожно мало. И за минимум времени успеть дать максимум знаний, чтобы школьники были конкурентоспособны по республике, стране, просто невозможно. Разумеется, необходимы дополнительные часы занятий вкупе с самостоятельным изучением специальной литературы…
Как известно, конкуренция на всероссийском уровне просто бешеная. Победить школьнику из глубинки на уровне республики – сложно, а соперничать с лучшими умами из московских лицеев и гимназий – и вовсе на грани невозможного. При этом с каждым годом вопросы и задания олимпиад только усложняются, а требования ужесточаются. Повторить успехи учащихся Веры Ахметовны Минаевой ещё никому не удалось. Всё-таки роль личности учителя в педагогике не отменить...
За свои заслуги перед педагогикой Вера Ахметовна Минаева удостоена многих званий: «Почётный работник общего образования РФ», «Лучший учитель России», «Заслуженный учитель РБ», имеет многочисленные награды и дипломы различных рангов. Её имя внесено в Книгу почёта г. Нефтекамска и в Книгу почёта работников системы образования ГО г. Нефтекамск. Но своим самым большим достижением Вера Ахметовна Минаева считает успехи учеников, то, что они состоялись в жизни. После окончания престижных вузов, многие из них работают за рубежом – в Японии, ОАЭ, Чехии, Германии, США и других странах мира, трудятся в иностранных корпорациях, на крупных предприятиях нашего государства, республики, города, стали отличными профессионалами и достойными людьми. И это, пожалуй, главное.
Читайте нас: