+13 °С
Облачно
ВКTelegramDZENОК
Все новости
Личность
16 Апреля 2020, 13:32

Семён ЛЮБАРСКИЙ: «С добром и любовью живите!»

Об этом незаурядном человеке наслышан был давно. Однако пути, к нашему общему сожалению, до сей поры не пересекались. И вот недавно выдался случай познакомиться. Семёну Вольковичу Любарскому 85 лет и он до сих пор в активном строю – живёт и творит на благо родного коллектива Нефтекамского нефтяного колледжа.В Башкирию выпускник Московского технологического института мясной и молочной промышленности Семён Любарский попал в 1958 году по распределению. Трудовую деятельность новоиспечённый инженер начал в институте «Башнефтепроект». Затем была работа на Уфимском мясоконсервном комбинате и в Управлении мясной и молочной промышленности Башсовнархоза. В Нефтекамске С. Любарский с 1963 года. Работал сначала главным инженером строящегося мясокомбината, после завершения строительства, перешёл на работу в СУ-2 треста «Башнефтепромстрой», где возглавил производственно-технический отдел. Участвовал в возведении комбината искусственных кож и других производственных объектов города. Затем работал начальником отделов капитального строительства и конструкторского комбината «Искож». С 1976 года трудится в Нефтекамском нефтяном – сначала техникуме, теперь – колледже.

ДИТЯ ВОЙНЫ

Родился Семён Любарский в 1935 году в г. Кременчуг Полтавской области Украинской ССР. Когда грянула война, маленькому Сеньке едва исполнилось шесть лет. Но события того времени врезались в детскую память:
- Вначале все думали, что война скоро кончится. Но фронт быстро приближался. До нас уже долетали вражеские самолёты, и по ночам часто объявляли воздушную тревогу. У нас был большой двор, посреди него жильцы вырыли длинную глубокую яму, перекрыли досками, засыпали землёй и забросали ветками. Сюда мы прятались во время бомбёжек и в щель наблюдали за происходящим. К счастью, бомбы падали далеко. Но наши войска продолжали отступать. Отца, работника Кременчугской макаронной фабрики, призвали в ополчение, а тётю (она была партийная и работала в городской газете) отправили вместе с другими коммунистами и комсомольцами рыть окопы на подступах к городу.
В городе началась плановая эвакуация, предприятия и организации вместе с семьями работников эшелонами отправляли на восток. Нам тоже предлагали уехать, но мы не могли, потому что ждали возвращения тёти.
Вдруг разнесся слух, что немцы подошли к Днепру, и наши собираются взорвать большой железнодорожный мост, чтобы помешать им переправиться. Началась паника. Все, кто остался в городе, бросились бежать в противоположную от моста сторону - на вокзал, в надежде, что застанут там какой-нибудь поезд. Побежали и мы с мамой и бабушкой. Мама заранее приготовила два больших мешка с самыми необходимыми вещами и пришила к ним лямки, чтобы удобнее было нести.
Стояла летняя жара. Они бежали по улицам, а над ними летали фашистские самолёты и поливали пулемётными очередями. Вокруг падали люди. До вокзала уже было близко, как вдруг бабушке стало плохо. Кое-как приведя её в чувство, двинулись дальше. Естественно, мешок, который несла бабушка, пришлось бросить. Как потом выяснилось, в нём были документы.
Когда добрались до станции, товарный поезд уже был забит людьми. Сёма запомнил, что дверь вагона была очень высоко, и они ни за что не смогли бы залезть. К счастью, недалеко стояли красноармейцы, они схватили их и буквально забросили в вагон. Поезд тронулся почти сразу, и в это же самое время вражеский самолёт сбросил на него бомбу. Раздался страшный взрыв… Но фриц промахнулся. Больше их не бомбили. Поезд, набирая ход, помчался вперёд. Был уже поздний вечер, когда они приехали на станцию Полтава. Их высадили из поезда и привели в какой-то сарай, где уже было много людей. Им сказали, что здесь оставаться будет нельзя – и наутро их отправят дальше.
А наутро их каким-то непостижимым образом нашла тётя. Она тоже бежала от немцев. Пока радовались встрече – о, чудо! - в сарай забежал отец.
- Как сейчас, вижу его – в шинели, на ногах солдатские ботинки с обмотками, в руках - винтовка с длинным-длинным штыком. Он очень торопился, обнял нас с мамой и сказал, что задерживаться не может, потому что их отряд уходит. Это была наша последняя встреча с отцом. Больше я его никогда не видел. И даже не знаю, когда его не стало и где он похоронен, - от тяжелых воспоминаний глаза моего седовласого собеседника увлажнились.
Их снова посадили в поезд и привезли, как потом Сёма узнал, в село Меловатка Воронежской области. Здесь война совсем не чувствовалась - жили в добротном доме, спали на деревянных лавках. Для детей всех возрастов организовали что-то вроде дома отдыха (дело было летом, школы не работали). Кормили много и вкусно. Добродушная повариха всем предлагала «насыпать ещё борща». Кругом росли огромные подсолнухи. В селе делали подсолнечное масло, и его запах наполнял воздух. И опять была надежда, что дальше ехать не придётся, что фашистов остановят. Мама и тётя устроились на работу… Но обстановка на фронте резко ухудшилась, и приезжих решили срочно эвакуировать. Любарские снова оказались в товарном вагоне.
На этот раз везли долго, больше двух месяцев. Куда – никто не знал. Все ближние города уже были переполнены беженцами. На больших станциях вагоны запирали снаружи, чтобы люди не вышли самовольно. Чем и как они питались, как вообще жили – Семён совершенно не помнит, и впоследствии никогда об этом не говорили.
Когда их высадили в узбекском городе Самарканде, был уже ноябрь. Там в это время года ещё довольно тепло, иначе всем пришлось бы тяжко без тёплой одежды. С привокзальной площади на арбах, запряжённых лошадьми, их затемно развезли по разным кишлакам. А наутро обнаружилось, что они находятся в маленькой кибитке с земляным полом. Рядом - кладбище. Ни людей, ни домов не было видно… Позже из этого кишлака перебрались в другой - ближе к городу. Туда хотя бы привозили хлеб. Ему с бабушкой выдавали по 300 граммов на день. Мама и тётя работали в колхозе, им полагалось по 500 граммов. Хлеб привозили не каждый день, поэтому семья получала сразу за несколько дней, и Сёма объедался буквально до отвала, мама никак не могла уговорить его есть понемножку. Ещё давали кислый творог. Поначалу это была вся их еда. Потом в колхозе стали выдавать продукты. Только не было соли. Семён Волькович помнит, как однажды сварили кукурузную кашу, она так аппетитно выглядела, все вокруг неё стоят, а есть не могут - еда совершенно несолёная.
Жили Любарские у одной таджикской семьи на летней кухне. Такой маленький домик с глиняными стенами и земляным полом. В стене было большое окно. У хозяев двор был огорожен, а их кухня стояла снаружи, и по ночам вокруг бродили шакалы. В памяти остался освещённый луной двор и морда шакала, заглядывающего к ним в окно… Хозяева относились к постояльцам хорошо, мальчика иногда приглашали к себе в дом и угощали. Днём он бегал с местными ребятишками и быстро научился разговаривать по-таджикски.
Ещё одно яркое воспоминание - когда маму назначили сторожем при колхозном винограднике, занимающем огромную площадь, Сёма ходил по нему в поисках самой большой грозди. Вот уж тогда он наелся винограду - на всю жизнь!
В конце 1943-го семья переехала в Самарканд. Сняли комнату, мама и тётя устроились на чаеразвесочную фабрику. Потом не стало бабушки. Когда взрослые уходили на работу, его, восьмилетнего, запирали одного. Днём мама приносила обед из столовой и газету «Комсомольская правда». Читать Семён немного научился ещё в пятилетнем возрасте. И теперь у него была уйма времени, чтобы совершенствоваться в этом, тем более что больше заняться было нечем. Потом тётя стала приносить с фабрики обрезки упаковочной бумаги, и он стал потихоньку переписывать газету. Сначала получалось очень плохо, но постепенно дело пошло быстрее, и настало время, когда он успевал за день переписать всю газету, от первого до последнего слова. Поначалу почерк был ужасный. Зато в дальнейшем, в школьные годы, он никогда не делал ошибок в словах и все диктанты писал на пятёрки, хотя не помнил никаких правил. А в школу Сёму повели записывать летом 44-го. Ему тогда уже шёл десятый год. Проверив способности к чтению и письму, мальчика приняли сразу во второй класс.
Следующей весной закончилась война. Можно было возвращаться в Кременчуг. Но стоило ли? Знакомые писали, что город разрушен до основания и будет строиться на новом месте. Жить там негде. Родственники тоже во время войны разъехались и прижились на новых местах. А здесь у них была хоть комната в бараке, которую дали с фабрики. Так они и жили втроём. Без мужской поддержки двигаться с места не решились. Учился Семён хорошо, каждый год получал похвальные грамоты, школу окончил с золотой медалью.
Пока были живы мама с тётей, они с семьёй часто ездили в отпуск в Самарканд. Этот узбекский город С. Любарский считает своей второй родиной. О годах, прожитых там, о друзьях и одноклассниках остались самые тёплые воспоминания. Семён Волькович глубоко благодарен всем тем людям, которые в трудное время приютили и спасли от гибели, делились всем, что имели. Он часто тоскует о жарком самаркандском солнышке, ощущая на своей коже тот сухой знойный воздух…
- Теперь моя родина, - говорит он, - Башкирия. Здесь я уже больше 60 лет. У меня семья, друзья, любимая работа. Жизнь кипит и оставляет мало времени для воспоминаний. Но о том, что довелось пережить, забыть невозможно. Война прошлась по многим судьбам своим железным колесом. У меня она отняла отца, детство. Досталось всем, кто с ней соприкоснулся. Но мы были вместе, и мы выстояли.

ПРИЗВАНИЕ

Хотя Семён мечтал стать учителем и даже собирался после седьмого класса поступить в педучилище, обстоятельства сложились так, что выучился он на инженера. Жёсткая регламентация производственных обязанностей не давала простора творческой натуре. Возможно, и потому тяга к учительскому труду не проходила. И – о, счастье! - в 1976 году представилась возможность перейти на преподавательскую работу - в нефтяном техникуме открылась вакансия.
- Это было своевременное решение, - говорит Семён Волькович. - 18 лет производственного стажа дали разносторонний опыт и организаторские навыки. Без этого полноценный преподаватель не может состояться, особенно когда речь идёт о преподавании технических дисциплин, в моём случае – черчения, инженерной графики. Ведь если начинаешь преподавать технические предметы сразу после выпуска из института, то учиться приходится вместе со студентами, а это в первые годы не способствует высокому качеству обучения.
Теперь-то ему не приходилось сетовать на жёсткие рамки. Если на предприятии 8-часовой рабочий день, то преподаватель занят своей работой практически круглосуточно, и его творческие поиски никто не ограничивает.
- Поначалу было трудно и непривычно, - продолжает свои воспоминания мой собеседник. – Я пришёл в техникум в декабре, учебный год в разгаре. Сразу получил большую нагрузку: занятия шли, в сущности, в три смены, с 8 утра и до 11 часов вечера. А ведь ещё надо подготовиться к ним, встретиться с группой, вечером навестить ребят в общежитии... Но впечатления от тех первых лет преподавательской деятельности остались самые приятные. Во-первых, тепло и доброжелательно встретили коллеги. Во-вторых, радовало отношение к учёбе студентов-вечерников, их большое желание учиться. Поэтому, хотя вечерние занятия проводил вроде бы уже из последних сил, но домой уходил в приподнятом настроении.
Из событий тех первых лет работы в техникуме С. Любарскому запомнились открытие общежития в 1977 году и ввод в эксплуатацию нового корпуса в 1980-м. В кабинете Семён Волькович с помощью студентов-вечерников, работников Нефтекамского автозавода, создал все условия для занятий дипломным проектированием. Общение с интересными педагогами-психологами на факультете повышения квалификации при Горьковском инженерно-строительном институте дало С. Любарскому толчок к разработке серии психолого-педагогических экспериментов. Например, изучалось настроение учащихся методом цветописи. В кабинете была радиомагнитола, и впервые в техникуме на уроках черчения включалась функциональная музыка. По изменению настроения группы преподаватель мог судить об эффективности применяемых им методов обучения. Изучались деловые качества студентов, уровень внимания, памяти. В конце каждого семестра проводился анонимный опрос об отношении студентов к предмету с оценкой деловых и личностных качеств преподавателя, что также давало повод для серьёзного анализа.
- В работе преподавателя мне больше всего нравится то, что она безгранична и открывает простор творчеству. Твори, придумывай, пробуй! Подготовка к уроку и сам урок – бесконечно увлекательный процесс, настоящее искусство. В этом смысле преподаватель, как актёр, каждый урок переживает заново. А выбрал я эту деятельность, потому что чувствую потребность поделиться с другими всем, что знаю и умею, - признаётся мой собеседник.
Помимо основной деятельности, Семён Волькович много времени уделял общественной работе. Возглавляя политическую учёбу преподавателей (было и такое!), считал своей главной задачей изучение и распространение передового педагогического опыта. Он слыл одним из лучших лекторов в городе.
Заинтересовавшись историей строительного отделения, которое существовало в техникуме с 1960 по 1977 год, энтузиаст разыскал первых выпускников, организовал с коллегами их встречу со студентами. Итогом данной работы стал альбом «Строители в ННК были, есть, будут!», который, в частности, содержит персональные списки всех выпускников-строителей, биографии первых выпускников, много фотографий. Позже эти материалы, а также альбомы выпущенных групп составили существенную часть экспозиции Музея истории ННК.
- В бытность классным руководителем я выпустил 8 групп и никогда не делил студентов на «любимых» и «нелюбимых». Каждого студента принимаю таким, как есть, уважаю как личность. Могу отругать, но никогда не оскорбляю. Конечно, больше ценю тех, кто прилежно относится к учёбе, но требую со всех одинаково, - делится своими профессиональными секретами Семён Волькович. - Однако должен признать, у меня была любимая группа, это выпуск 1998 года. С ними я испытал совершенно необычные ощущения. Они не нуждались в моих идеях, у них самих их было предостаточно. И они не боялись ответственности. Мне оставалось только не мешать. С ними я был по-настоящему счастлив. Они в течение трёх семестров подряд становились лучшей группой колледжа, а так как в то время за это звание полагалась довольно солидная премия, нам удалось скопить сумму, достаточную для того, чтобы оплатить все расходы на выпускной вечер, не добавляя ни копейки из своего кармана.
За более чем 40-летнюю деятельность в техникуме С. Любарский разработал и внедрил в учебный процесс несколько учебно-методических пособий, электронный учебник по инженерной графике, множество рабочих программ и контрольных заданий. Он является автором Кодексов для сотрудников учебного заведения и студентов. Однако настоящей гордостью этого незаурядного человека является музей истории ННК, к созданию которого он имеет самое непосредственное отношение и с 2006 года является его заведующим.
Стоит отметить, наряду с оформлением экспозиции, в музее ведётся постоянная работа по составлению летописи ННК за каждый учебный год по каждой специальности отдельно. Привычка всё упорядочивать, систематизировать, редактировать у нашего героя с детства. В школе уже с третьего класса он делал стенгазету, а в годы учёбы в институте редактировал факультетскую газету. Все эти навыки пришлись весьма кстати при создании ежемесячной газеты «Окно в мир ННК», бессменным редактором которой он является с 2008 года.
В 2009 году С. Любарский получил новое задание – готовить информационные материалы для интернет-сайта ННК. Уже в следующем году грамотно поставленная и умело реализуемая работа получила высокую оценку – диплом III степени в республиканском конкурсе «Лучший образовательный сайт-2010» в номинации «Сайт учреждений СПО».
За достигнутые успехи в деле подготовки молодых специалистов С. Любарский удостоен почётного звания «Отличник нефтяной промышленности», он также награжден почётными грамотами Миннефтепрома СССР и Минтопэнерго РФ.
Картина будет незавершённой, если не сказать об увлечениях нашего героя. На этот счёт сам юбиляр в свойственной ему манере говорит:
- Люблю фотографировать и сделал тысячи снимков. Но справедливости ради скажу, что профессионалом в фотографии я так и не стал. Не стал и поэтом, несмотря на большой поэтический опыт – первые стихи появились в 5-6 классе.
Ему нравится видеть вокруг счастливые радостные лица. Даже в столь почтенном возрасте Семён Волькович как истинный джентльмен дарит коллегам-женщинам на 8 Марта собственноручно изготовленные открытки, а к Новому году – всем без исключения календари.
Имея за плечами свыше 60 лет трудового стажа, Семен Волькович давно мог бы уйти на покой, воспитывать внуков, копаться в огороде или писать мемуары.
- Но я не представляю жизни без студентов, без газеты, без музея, без всей этой суматохи, - признаётся он. - К сожалению, я совершенно не умею отдыхать и больше всего свободного времени (вечера, выходные) провожу за работой. Она не отпускает меня ни на минуту. Это моё главное увлечение. И пока есть силы и осознание того, что я нужен людям и могу принести им пользу, буду продолжать работать.
Читайте нас: