-18 °С
Облачно
ВКОКFBInstaTikTok
Все новости
Личность
12 Июня 2020, 12:05

«Я больше доверяю старым учебникам»

Клавдия Севастьянова более полувека отдала педагогической работе.Она родилась в живописном предгорье Зилаира за год до начала Великой Отечественной войны. Ее родители, простые хлеборобы, всю жизнь прожили в деревне. Сами неграмотные, сделали всё возможное, чтобы их дети, старший сын и три дочери, помимо рутинной домашней работы, научились читать и писать.

Младшенькая

Последнюю из них мать родила прямо в пшеничном поле. Родила и принесла домой на радость главе семейства, который давно придумал имя – Клавдий. А поскольку родилась девочка, нарекли Клавдией. После окончания школы старший брат, работавший редактором местной газеты «За коммунизм», пригласил ее поработать наборщицей, а чуть позже - корректором. Учить ее особо никто не учил, но раз партия сказала «надо» - комсомол ответил «есть». Так и приросла Клавдия к русскому слову.
- Стать учителем русского языка, кажется, было предначертано самой судьбой, - рассказывает Клавдия Алексеевна. – Работа в редакции нравилась, но желание стать учителем сподвигло поступать в Стерлитамакский пединститут. В 1963 году приехала в Нефтекамск, но педагогическую деятельность начала в Николо-Берёзовке.
Автобусов тогда не было, так что каждый день приходилось делать марш-бросок на 16 км по лесной тропинке и в стужу, и в зной: летом – пешком, зимой – на лыжах. И так четыре года, пока в 1966 году Клавдию не перевели в нефтекамскую среднюю школу №3, где она верой и правдой прослужила 26 лет.
После 30 лет учительства К.А.Севастьянова ещё 16 лет работала методистом гороно: занималась наставничеством молодых учителей, за что была удостоена званий «Заслуженный учитель Башкирской АССР» и «Заслуженный учитель РФ». И ещё долгие годы занималась обучением педагогов по всей республике.

О ЕГЭ и не только

- Клавдия Алексеевна, у вас огромный опыт в сфере образования. Каким оно вам видится сегодня с высоты прожитых лет?
- По этому поводу у меня давно душа не на месте. Сложилось впечатление, что министерству поставили задачу систему образования уничтожить. Если мы и дальше будем двигаться в русле ЕГЭ, то, думаю, лет через десять нормальных учителей не останется.
- Но есть и другие мнения…
- Поймите, ЕГЭ, построенный лишь на знании или незнании фактов, не может давать объективную картину знаний ребенка, который не читал книг и не писал сочинений, а все время тренировался вставлять пропущенные буквы и тупо ставить галочки. В итоге дети не умеют не только писать, но и читать. Просьба прочитать короткий отрывок из книги ставит их в тупик. Я еще не так стара, чтобы не понимать последствий этих так называемых реформ.
- Вы хотите сказать, что уровень образования в 60-70-е годы был лучше?
- Дорогие мои, сталинская система образования была настолько сильной, что это признавали во всём мире. Когда американцы задумались, почему испепелённый войной СССР обошёл их в освоении космоса, то сделали вывод: русские выиграли эту гонку за школьной партой. Если открыть программу развития образования на 2013-2020 годы, там прописано, что образование должно быть конкурентоспособным на мировом образовательном рынке. Но разве в 60-70 годы наше образование не было таковым?
- Что же произошло дальше?
- А дальше пришёл Горбачёв, который решил подстроиться под Запад, и всю эту уникальную систему развалил. Началось крушение образования, а с начала 90-х - полная деградация учебников. Требования к будущим педагогам упали настолько, что в педвузы шли слабые ребята. Уровень образования в школах начал стремительно падать. Если в конце 90-х примерно у половины из них он был хорошим, то к 2004-му практически каждый выпускник школы знал язык в лучшем случае на троечку. Потому что современные учителя не знают свой предмет досконально. Школы держатся в основном на учителях советской закалки, которые больше доверяют старым учебникам и действительно дают детям знания. Но их остаётся всё меньше и меньше.
- Неужели уровень подготовки учителей сегодня вызывает столько вопросов?
- А как ещё думать, если выпускники школ в небольшом диктанте делают по 10-15 ошибок? ПлАтит или плОтит, звонИт или звОнит, ЖИ-ШИ или ЖЫ-ШЫ… Как хочешь, так и пиши. Помните скандал с министром образования РБ, теперь уже бывшим, которая в двух предложениях сделала две ошибки? Каким вы тогда хотите видеть современный русский язык? Он таков, какие у наших детей учителя.
- А как насчёт воспитания?
- Это и есть главная причина всех бед нынешнего образования. Воспитательный процесс из школы выдворен. У детей исчезли нравственные ориентиры. Наша школьная система плодит молодых людей, у которых есть иллюзия, что они хорошо обучены и воспитаны. Но кем? Хочешь победить врага - воспитай его детей. Вот ОНИ и воспитывают. Чего уж точно не было в советских школах, так это учебников, воспитывающих преклонения перед другими странами, а сейчас любой школьник вам скажет: все, что было изобретено, это там, в Америке, и никто не вспомнит Попова, Курчатова, Королева.
Мы обижаемся на поляков, чехов, которые коверкают нашу историю, сносят памятники советским полководцам, но спросите у выпускников нефтекамских школ, знают ли они их имена или, скажем, названия бывших советских республик? Большинство, к сожалению, не знает.
- А есть что-то такое, что вас в этой жизни искренне возмущает?
- А мой разговор с вами о российском образовании, когда всё на продажу, когда платят не за знания, а за «корочку», разве вас не возмущает? Вот господин Гусейнов на всю страну обозвал русский язык убогим и клоачным. И всё бы ничего, но этот человек работает профессором филологии Высшей школы экономики в Москве. И таких русофобов, осевших в российских вузах, в СМИ, да и в структурах власти, полно. Это они говорят, что образование надо сделать доступным для 10 процентов россиян, а удел остальных - начальная школа. И никто во властных структурах на эти явные провокации не реагирует.
Возмущает и убитая нищетой и безлюдьем деревня. А ведь именно она, русская или башкирская, поддерживает огонёк культуры, питает веру, словесность и музыкальное творчество.
Возмущает и то, что происходит с русским языком, как мы сегодня говорим, на каком суржике с нами разговаривают ведущие ТВ-каналов. Не знаю, как Кирилл с Мефодием, но Иван Грозный наверняка не пощадил бы кое-кого из тех, кто заполняет кириллицей современный Интернет. Хотя она уже совсем и не кириллица, а нечто среднее между петровским и англо-саксонским алфавитами.
Правильная речь, владение языком, грамотное письмо – всё это показатели высокого уровня образованности. Советский учёный-физик Сергей Капица, отдавая должное важности русского языка, предлагал изменить критерии приёма в вузы: «Не надо никаких экзаменов по физике и математике - пусть абитуриент напишет сочинение на пяти страницах, в котором объяснит, почему он хочет поступить на тот или иной факультет. Умение грамотно изложить свои мысли в полной мере покажет интеллектуальный багаж и уровень его культуры».