Это был первый год работы молодого специалиста после окончания Башкирского государственного медицинского института в Янаульской районной больнице. Привезли 7-летнюю девочку с высокой температурой, в бреду и жалобой на боли в колене после сильного удара барана рогами. Врач назначил жаропонижающее, антибиотики, компресс с мазью Вишневского. На второй день состояние ухудшилось, хирург тогда понял, что это остеомиелит, причём его септическая форма, когда молниеносно развиваются осложнения и поражаются брюшная полость, лёгкие. Срочно Раянов вызвал из Уфы своего педагога-наставника, доцента БГМИ, но, к сожалению, ребёнка не удалось спасти.
- Перед смертью девочка, а она была такая красивая, с чёрными волосами и голубыми глазами, пришла в сознание, и спросила меня: «Абый, мин улэм мени (Дядя, я умру)?» – дрожащим голосом завершает свой рассказ о печальном случае из своей хирургической практики Наил Вакилович. Ком, подкативший к горлу хирурга, который спас сотни – тысячи пациентов, прервал наш разговор на некоторое время. Часто он вновь и вновь возвращался к этому эпизоду, прокручивал другие сценарии, но у прошлого, как известно, нет сослагательного наклонения. Этот случай стал поучительным уроком на всю жизнь, после которого детский хирург Раянов ни разу за всю свою хирургическую практику не допустил ошибки при диагностике этого заболевания, тем самым вернув к жизни десятки детей в возрасте от 6 до 8 лет, так как именно в этом возрасте эта страшная болезнь встречается чаще всего.
К счастью, радостных моментов, когда больные дети выздоравливали, вставали на ноги и в переносном, и в прямом смыслах слова после сложнейших операций, когда удавалось их вырвать из когтей смерти, было гораздо больше. Именно это, по признанию Наила Вакиловича, давало силы работать дальше, осознавать нужность и важность профессии, выбранной когда-то осознанно.
- В детстве я с мамой, которая часто болела, ходил в фельдшерский пункт, - вспоминает, как он пришёл в профессию, Наил Раянов. - И всегда мне нравился витающий там запах лекарств, шум кипящих в воде инструментов, накрахмаленный безупречно белый халат и чепчик фельдшера Билал-абыя, белоснежная простыня на кушетке. И каждый раз я думал: «Вот вырасту и тоже буду врачом, чтобы лечить свою маму».
Мечту парень осуществил, вначале с отличием окончив Бирское медучилище, а затем так же, с отличием, - Башкирский госмединститут. Янаульская районная больница, где он, вчерашний выпускник, был единственным детским хирургом, стал для него университетом практики. С благодарностью Наил Вакилович вспоминает своих наставников, которые сыграли огромную роль в его профессиональном становлении. «Они буквально стояли за моей спиной, когда я начал самостоятельно оперировать, готовые в любой момент подсказать, поддержать, помочь», - тепло отзывается он о них.
С первых дней работы детский хирург Раянов взял себе за правило: главное в профессии — диагностика и правильная тактика лечения. Особенности детской хирургии заключаются в том, что врачу сложно собрать анамнез, который как пазлы складывается большей частью только из слов мамы, а не по ощущениям и самочувствию ребёнка. И потому, как признаётся Наил Вакилович, приходилось не семь, а сто раз думать, прежде чем резать. Ведь одна и та же болезнь может протекать абсолютно по-разному у ребёнка и взрослого, часто даже родители, переживая за больного малыша, не могут представить объективную картину симптоматики. Таких случаев, когда приходилось бороться с сомнениями, взвешивать все «за» и «против», порой идти на риск, было немало. Признателен он своим нефтекамским коллегам, с которыми работал долгие годы плечом к плечу — хирургам, онкологам, анестезиологам, эндоскопистам, операционным медсёстрам.
В 1993 году семья Раяновых переезжает в Нефтекамск, с тех пор трудовая деятельность всех четверых членов семьи связана с городской больницей. Супруга Явгария Тауфиковна по первой специальности техник-технолог жиров и жирозаменителей, а по второй — медицинская сестра, и с 1993 года до пенсии она проработала в травматологическом отделении. Будучи едиными по духу, они решили и в профессии быть вместе. Сын Руслан пошёл по стопам отца, стал детским хирургом. Дочь Регина – неонатолог родильного отделения. Наил Вакилович с теплотой и гордостью рассказывает о своей семье и детях, трёх внуках.
- Общие интересы сближают, мы часто устраиваем своего рода консилиумы. Дети советуются со мной как с опытным доктором, а я учусь у них, молодых, новым технологиям, разработкам. Часто мы помогаем друг другу в своевременной правильной диагностике, тактике лечения.
Наил Вакилович признаётся: когда он начинал работать, единственным диагностическим «оборудованием» были руки — метод пальпации. Это, на мой взгляд, вообще особый дар, когда с помощью простого, на наш, обывательский, взгляд, ощупывания можно распознать диагноз и вовремя определить болезнь. И, согласитесь, даже несмотря на всю техническую эволюцию, произошедшую за последние годы в медицине, руки хирурга остаются основным инструментом — именно они пальпируют, оперируют, спасают.
А вообще, уверен хирург Раянов, чтобы быть хорошим врачом, нужно учиться всю жизнь, так как во врачевании очень много нехоженых троп. Поэтому Наил Вакилович сочетал поликлиническую работу со стационаром, приёмы больных с операциями, ночными дежурствами, занимался научной деятельностью, защитил диссертацию и получил учёную степень кандидата медицинских наук. Не жалея ни сил, ни времени делится своими знаниями и опытом с молодыми коллегами. Издал несколько сборников по хирургии. Был период в жизни Н.В.Раянова, когда он занимался преподавательской деятельностью, - работал старшим преподавателем кафедры анатомии Сургутского госмедунивеситета, затем доцентом кафедры детской хирургии БГМУ. И это он тоже считает большим плюсом в овладении новыми знаниями, ибо девизом жизни для него являются слова Льва Толстого «знайте свой предмет, знание своего предмета сохранит ваше достоинство».
Знакома с Наилом Вакиловичем лет двадцать, его статьи о коллегах, заболеваниях и их профилактике уже многие годы публикуются в нашей газете и в других изданиях. Но в беседе с ним раскрылись его новые грани. По природе своей любознательный, Наил Вакилович любит читать, знает многие произведения татарских поэтов наизусть и с лёгкостью их декламирует, ещё с юности увлечён фотографией, писательством, театром (выступал в молодости в театральных постановках, а в этом году дебютировал в спектакле татарского народного театра «Без»). Он прекрасно поёт. С супругой они вместе занимаются садоводством, любят ходить за ягодами.
Нет у Наиля Вакиловича никаких званий, медалей и орденов. Для него важно прежде всего быть хорошим специалистом, а главная награда — уважение и доверие пациентов. И простой деревенский парнишка, когда-то мечтавший лечить и спасать людей, в полной мере достиг этого: за 35 лет хирургического стажа провёл бесчисленное количество операций, вернул к жизни тысячи и тысячи маленьких и взрослых пациентов и продолжает служить своей профессии и по сей день.