+24 °С
Облачно
ВКTlgrmDZENОК
Все новости
Личность
12 Августа 2021, 13:35

Моя станция – Южный Урал

Буйно цветёт ярко-розовый шиповник вдоль дороги, ведущей к дому гостеприимной хозяйки, интересной собеседницы Зои Васильевны Волковой. Дом у Зои Васильевны просторный с нотками XIX века, впору устраивать светские балы. Винтовая лестница на второй этаж, печь в стене, большая библиотека, стол посреди залы… За ним и произошёл наш непростой разговор.

Моя станция – Южный Урал
Моя станция – Южный Урал

Зоя Волкова родилась в Москве в 1938 году. Её отец в эти годы работал инженером-технологом в литейном цехе на автозаводе им. Сталина, мама была домохозяйкой. В два годика Зою отправили на родину матери в Белоруссию, чтобы девочка на свежем деревенском воздухе и молоке могла подкрепить своё слабенькое здоровье. Смотреть за ребёнком поручили младшим братьям матери. Но дети есть дети, они убежали играть, а малышка влезла в топящуюся печь. Цыганка напророчила смерть, но девочка выжила. Этот эпизод крепко врезался в память Зои, несмотря на её столь юный возраст.

А 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Завод, на котором работал отец, эвакуировался на Урал. Семьи рабочих уезжали в Челябинскую область, бросив в Москве всё: квартиру, мебель, вещи.

- Мать, услышав страшную весть, сразу бросилась за мной в деревню, - рассказывает Зоя Васильевна. - А туда пассажирские поезда уже не шли, только эшелоны. У неё несколько раз проверяли документы, не шпионка ли она. В конце концов забрали все документы: и её, и мои. Но она всё равно добралась и забрала меня. Уговаривала и родителей уехать с ними, но её отец (мой дедушка), воевавший в гражданскую войну, побывавший в плену, был очень слаб. Его жена (моя бабушка) и дети остались с ним. А через три дня деревню заняли немцы…

Отступая фашисты сжигали все деревни, а их жителей гнали в Германию. Зоя Васильевна поведала страшную историю со слов своих родных, чудом выживших. 

- Маминой сводной сестре Нине и брату Мите было лет 15-16. Детей выстроили в одну колонну, взрослых – в другую, и повели. Белоруссию прошли, дошли до Польши, тут налетели самолёты, начали бомбить. Ребятишки пошустрее разбежались, схоронились во ржи. Другая колонна, где дедушка и бабушка были, дошла до Польши. Всех поместили в холодное сырое овощехранилище. Бабушка заболела тифом. Те, кто вернулся, рассказывали, что больных поместили в отдельный барак и сожгли. Вскоре от ран и от тоски умер и дед. А тётя Нина и дядя Митя выжили. Поляки их поймали, грязных, голодных, оборванных, благо документы у них были с собой. Ребят накормили, отмыли и помогли перейти линию фронта. Тётя Нина вернулась в деревню, а там, говорит, торчат только обгорелые трубы… Рыли землянки, там жили. А дядя Митя в военной части остался, стал водителем. Всю войну прошёл. 

Война стала тяжёлым испытанием для семьи. Жить приходилось в холодных квартирах, бараках в голоде и нужде.

- Нас с мамой привезли на Урал и оставили где-то около леса в палатке, на следующий день эвакуированных распределили по деревням. Мне выдали 200 граммов хлеба, матери – 150 граммов. Ничего не было больше, выживали как могли. Хорошо, что у матери была кое-какая одежда с собой, она её продавала, а на вырученные деньги покупала продукты. Отец сутками работал на заводе. Автозавод выпускал автомобиль ЗИС-5, который прошёл всю войну. Изредка отцу удавалось приехать домой, проведать семью, принести нам что-нибудь из своего скудного пайка… Здесь нам дали участок. Отец для начала сколотил небольшую хибарку, со временем построил дом. Завод в эти нелёгкие годы подчинялся фронту, был на казарменном положении: рабочие трудились и спали прямо в цехах, у станков. Люди простывали, умирали. Отец заболел туберкулёзом…

Детство и юность Зоя провела в старинном городе Миассе. Здесь пошла в школу с сумкой, сшитой из отцовых рабочих рукавиц. Несмотря на трудное военное и послевоенное время, школьные годы Зои были счастливыми. В доме царили уют, доброжелательность и любовь. Отец – талантливый инженер, мастер на все руки; мать – гостеприимная хозяйка. Родители души не чаяли в своих детях: Зое, Валерке и Танюше.

Окончив школу, Зоя поступила в медицинский институт, но бросила его, поняв, что ошиблась с выбором. Устроилась на завод. В то время в Миассе открылся филиал Челябинского политехнического института, чтобы сотрудники градообразующих предприятий Миасса могли получить высшее образование. Зоя поступила туда по направлению от автозавода. Так полетели студенческие годы. Это время было насыщено романтикой походов по окрестностям Миасса: зимой – вылазки на лыжах, летом – ночёвки на озёрах у костров. Об этом Зоя Волкова напишет свои стихи. Урал стал для неё второй родиной. Миасс, его окрестности, Уральские горы, Ильменский заповедник, прозрачные озёра... – писать о красоте Урала можно бесконечно!

После окончания института Зоя Васильевна устроилась на работу в конструкторское бюро автозавода (СКБ) конструктором. А в 1964 году переехала в Нефтекамск. Этот город также стал для неё родным. Более тридцати лет проработала она в Управлении механизированных работ треста «Башнефтепромстрой» от инженера ПТО до начальника отдела. Она была свидетельницей молодости города и его взросления, развития.

Большой поддержкой и опорой и в работе, и в семье был муж Ансаф Муллыевич Хатмуллин, с которым она познакомилась в Москве после окончания института. Когда вышла за него замуж, он работал в НГДУ «Арланнефть», был главным начальником цеха капитального ремонта скважин, потом начальником четвёртого промысла, затем главным инженером. Почётный нефтяник, заслуженный нефтяник Республики Башкортостан. Десять лет проработал секретарём парткома.

Зоя Васильевна и её муж жили душа в душу, воспитывали двоих сыновей: Бориса и Алексея. Но в 1990 году случилось непоправимое горе – внезапно ушёл из жизни старший сын… Семья с трудом перенесла тяжёлый удар судьбы. Зоя Васильевна ещё больше поняла, как дороги для неё её близкие. Трагические события подтолкнули её к изучению философских вопросов. Она окончила Московскую заочную школу астрологии и поняла, что жизнь её во многом совпадает с тайнами, которые хранят звёзды…

- Как-то раз оформляя ведомственную подписку для конторы, увидела астрологию, читаю и ничего не понимаю: знаки какие-то, обозначения. На всякий случай записала адрес издательства и во время одной из поездок в Москву заглянула по адресу. Мне предложили поступить в заочную школу при академии астрологии. Я оканчивала пятый курс, когда составила гороскопы – свой и сына, звёзды показали, что я потеряю первого ребёнка, так и случилось. В детстве мой отец рассказывал мне, что раньше по звёздам и ездили, и плавали, и сеяли, знали все народные приметы. Его дед был земским врачом, хирургом, умел лечить травами.

В 1995 году семья переехала из Нефтекамска в Николо-Берёзовку. Зоя Васильевна вышла на пенсию и всерьёз увлеклась стихами. В те годы на базе газеты «Красное знамя» сформировалось литературное объединение «Поэтический Нефтекамск». Впервые Зоя Волкова решилась показать свои произведения людям и стала публиковаться в местных газетах. Стала одним из авторов альманахов «Отражение» и «Радуга слова». В 2008 году вышел её собственный сборник стихов «Надежда».

Она пишет о природе, о жизни, о политике. Источник вдохновения забил ещё в далёком детстве, которое прошло на природе Миасса, среди гор, лесов и рек, с годами жизнь вносила свои коррективы в творчество, порой печальные, но и по сей день она готова к общению, творчеству и созиданию.

Автор:Елена Аллаярова
Читайте нас: