-3 °С
Облачно
ВКTlgrmDZENОК
Все новости
Личность
19 Августа 2021, 12:53

Цепкий глаз фотографа

19 августа отмечается Всемирный день фотографии. Фотография – это изобретение, без которого мы не представляем сегодня нашу жизнь, а ведь ему всего около двухсот лет. Впервые зафиксировать изображение удалось в 1826 году при помощи камеры-обскуры. Первая примитивная фотография была исполнена в негативе на металлической пластине и была избыточно контрастной. С тех пор фотопечать претерпела значительные изменения: пластины, плёнка, цифровые технологии. Смартфоны сделали процесс фотосъёмки простым и обыденным. Тем не менее высокохудожественно «остановить мгновение» и сейчас могут далеко не все. Кадр нужно ловить не только объективом, но и душой. Это очень хорошо известно Андрею Аранцеву, определившемуся с профессией фотооператора ещё в далёких девяностых.

Цепкий глаз фотографа
Цепкий глаз фотографа

- Андрей Петрович, что привело Вас в профессию?

- Фотографией я увлёкся ещё в школьные годы. Первый фотоаппарат у меня был «Вилия-авто». Мне всё было интересно – и съёмка, и само таинство процесса проявки плёнки и печати. После школы устроился на автозавод, глубже окунулся в фотодело, потому что там работал фотограф Володя Соловьёв, у него была профессиональная фотостудия. Здесь освоил какие-то азы. В армии у нас была подпольная фотостудия, которая передавалась из поколения в поколение. Мы оформляли дембельские альбомы. Так постепенно шёл рост, я понимал, что такое фотография, светотени и т.д. Тогда была ещё чёрно-белая фотография. После окончания службы вернулся на автозавод. К тому времени, а это были восьмидесятые годы, увлёкся цветной обращаемой фотоплёнкой, слайдами. С друзьями у нас были соревнования, у кого фотографии получатся круче, красивее, оригинальнее по композиции. С другом покупали комплект на шесть плёнок чехословацкой фирмы «ORWO Color», каждому по три. Закрывались в ванной комнате, заклеив лейкопластырем выключатель, чтобы никто не мог нам помешать проявлять и печатать снимки.

Когда наступили перестроечные времена, многие стали терять работу. В Нефтекамске только открылся фотосалон «Кодак». Я там покупал плёнки, печатался и с завистью смотрел на операторов, как они работают на современных машинках. Узнал, что появилась одна свободная вакансия. Свои услуги предложили несколько операторов, взяли меня. С этого момента началась рутинная, но тем не менее интересная, востребованная работа: проявка, печать. У нас стали появляться поклонники, кто-то сам начинал вращаться в фотографических кругах. Так получилось, что моё увлечение переросло в профессию. Карьера началась в 1996 году, и по сегодняшний день я занимаюсь фотографией. Вот уже четверть века.

- Не наскучило заниматься одним и тем же делом 25 лет?

- Нет, я занимаюсь любимым делом, хожу на работу с желанием. Мы относимся к фотографии настолько трепетно и добросовестно, обрабатываем практически каждый кадр. Бывают кадры передержанные, недодержанные, тёмные, бледные – из них мы стараемся вытянуть всё, что возможно, но спасти. Потому что моя работа – это не только хобби, но и визитная карточка. Ценно то, что на реставрационные работы приезжают даже из Уфы, из Удмуртии. Очень часто, провожая человека в последний путь, из десятков лиц нужно выбрать один портрет, который останется на память детям, внукам, близким. Любая фотография несёт в себе энергетику, память, миг, остановку какого-то стоп-кадра твоей жизни или мгновения природы. Кстати, природу снимать – не велика хитрость, она такая прекрасная, что кадр любого человека может стать шедевром, главное, поймать состояние и цветовую гамму, найти ту изюминку, которую хотел передать. Сложнее фотографировать людей: свадьбы, торжества, семьи. Здесь нужно видеть привязку к окружающему интерьеру, местности, владеть светом, на ходу искать композиционные решения.

- Сегодня каждый сам себе фотограф и фотохудожник. Неужели ещё востребованы фотографы?

- Когда в каждой семье появился свой собственный фотоаппарат, профессия фотографа как таковая растворилась. Но встречаются и одержимые люди, которые тянутся всё-таки к качественной съёмке. В основном молодёжь. Я очень скучаю по старым временам, когда было действительно интересно. Современные технологии поглотили процесс фотосъёмки как творчества. Хотя я рад, что во всём мире фотографию признали как вид искусства. Я считаю, что это правильно. Многие люди проходят, не замечая красоты, которая нас окружает, а глаз фотографа – он цепкий, ловит удачный кадр. Стараешься поймать кадр любыми подручными средствами, будь то фотоаппарат или телефон. Я собрал большую коллекцию таких кадров, хотелось бы, выйдя на пенсию, соединить фото с живописью. Это моя мечта. Продолжить то, что я раньше начинал, ведь по профессии я художник. Поскольку физически не хватает времени, я всё это похоронил… на долгие годы. Хотя руки чешутся, и желание есть, и краски, и даже этюдник сохранил.

- Получается, ценность фотографии исчезла?

- Как ценность нет. Есть ещё люди, которые понимают, что цифровые технологии – это ненадёжное хранение. Самое надёжное хранение – всё-таки бумажный вариант, альбом. Сейчас, например, модно украшать свою квартиру, интерьер фоторамочками. Со временем экспозицию можно менять. Яркие кадры после поездки, путешествия, чтоб воспоминания оставались, детишек, внуков. То, что устарело, – уходит в альбомы, а в рамочки вставляются новые фотографии.

- Случались ли в Вашей работе интересные моменты?

- Не раз приносили кассеты, у которых хвостик плёнки запрятался вовнутрь. Люди в панике, как быть?! У нас есть специальный инструмент – пикер. Дело двух-трёх секунд, и хвостик на месте. Бывает, принесут нерабочий фотоаппарат. Я беру в руки, работает. Словно оживает. Для меня самого это до сих пор загадка. Может, энергетика такая... Но я не волшебник, я только учусь (смеётся).

- Андрей Петрович, получается, на Ваших глазах растёт город, дети.

- Да, действительно. Те дети в пелёнках, фотографии которых приносили их родители, за 25 лет выросли, теперь приносят на печать фотографии своих детей. Это приятно. Я считаю, что попал в нужное время в нужное место, и я чувствую себя востребованным до сих пор.

Фото: Андрей Аранцев.

Автор:Елена Аллаярова
Читайте нас: