+13 °С
Облачно
ВКTlgrmDZENОК
Все новости
Личность
6 Сентября 2021, 11:35

Хранительница истории

Кашмау, накосники из монет, нагрудники-изэу, калфак, тюбетейки – сегодня мало кто разбирается в тонкостях национальных костюмов. Настоящим знатоком в этом деле можно назвать педагога-библиотекаря школы №16 Рамзилю Наифовну Акмалову. За годы работы она собрала столько этнографического материала и старинных вещей, что собирается открыть в Нефтекамске собственный музей-студию. Мы писали о ее большой уникальной коллекции самоваров, но интересы энтузиастки – собирательницы предметов старины оказались куда шире. На сегодня в ее этно-студии выставлено более тридцати национальных костюмов, и это только начало. Почти столько же находится в работе. Русские, башкирские, татарские, марийские, казахские, узбекские, турецкие костюмы, а также вышитые рушники, старинные головные уборы, авторские фартуки, коллекция самоваров – все свои музейные сокровища Рамзиля Наифовна хранит в обычной четырехкомнатной квартире на первом этаже, арендованной под студию.

Фото: Миляуша Сиразетдинова, «КЗ».  В этно-студии выставлено более тридцати национальных костюмов, и это только начало.
В этно-студии выставлено более тридцати национальных костюмов, и это только начало. Фото:Фото: Миляуша Сиразетдинова, «КЗ».

Платье к сабантую

Интерес к этнографии, истории национального костюма проявился по-настоящему у Рамзили Наифовны Акмаловой еще в 2000-х в Николо-Березовке, где она работала заведующей сектором краеведения и фольклора. Первый этнический костюм, который она сшила своими руками к 450-летию присоединения Башкирии к России, занял тогда первое место по городу в конкурсе национальных костюмов. Это был стилизованный башкирский костюм. Чтобы сшить его согласно традициям понадобилось перелопатить немало литературы. Остальное, как говорится, дело техники. Рамзиля Наифовна – на все руки мастер, искусством шитья и вышивания владеют в их семье все по женской линии: бабушка обшивала всю семью и родственников, мама была и вовсе профессиональной швеей. От бабушки Бибиасбаб Раяновой, пожалуй, и тяга к национальному колориту, интерес к фольклору, народным традициям. Помнит внучка рассказы бабушки, в том числе и о том, как к сабантую деревенские женщины обязательно шили новое платье, специально в ночь перед сабантуем, чтобы было не как у всех...

Из бабушкиных сундуков

Самой большой гордостью собирательницы старины являются по-настоящему раритетные этнографические костюмы. У каждого – своя история. Многие из них подарены или предоставлены на хранение коллегами, друзьями, учениками и просто знакомыми. Везет Рамзиле Наифовне на хороших людей – единомышленников. Например, два колоритных русских национальных костюма подарила ей коллега Алиса Иосифовна Юсупова, которая в свое время выступала в фольклорном коллективе. А все марийские костюмы – из бабушкиных сундуков выпускников школы и коллег. «Преклоняюсь перед этим народом, они с трепетом относятся к своим традициям, до сих пор их свято чтут, хранят, берегут, на каждый праздник одевают свои национальные костюмы», - говорит она…

- Я считаю себя счастливым человеком, рядом со мной много коллег, друзей, которые понимают меня, поддерживают мое увлечение, с щедростью делятся старинными вещами и даже семейными реликвиями, - рассказывает Рамзиля Наифовна. - К примеру, к открытию музея мне подарили редкую вещь – кашмау с драгоценными и полудрагоценными камнями и монетами. Это женский головной убор прошлого века, который носили после замужества башкирские женщины из зажиточных семей. Зная о том, что это памятная и дорогая вещь, спрашиваю: «Я вам что-то должна?» «Нет-нет, лишь бы вещь продолжала жить, радовать окружающих», – был ответ... К слову сказать, на северо-западе кашмау не носили, национальным головным убором женщин северо-запада был французский платок...

История французского платка

Французских платков XIX века в коллекции Рамзили Наифовны целых три, это ее настоящая гордость. Самый первый достался ей в память о бабушке. Второй старинный платок подарила сватья Гузаллия Ясовиевна Галиева, третий принесла в дар сестра Розалия Сабировна Чернова. Каждый экспонат помнит тепло человеческих рук, хранит историю семьи, рода. За каждым - конкретные имена, люди, судьбы. Казалось бы, откуда в Башкирии французские платки? По словам знатока этнографии Рамзили Наифовны, они появились после Отечественной войны 1812 года. Доблестные башкирские конники, принимавшие участие в войне с французами, после победы возвращались домой с трофеями, подарками для любимых жен, матерей, дочерей – с французскими платками. Женщины вынимали их из своих сундуков только по большим праздникам, хранили бережно, поэтому, несмотря на прошедшие более чем два столетия, они сохранились до наших дней в хорошем состоянии... 

Самым дорогим в прямом и переносном смысле слова экспонатом для Рамзили Наифовны является стильное оригинальное монисто, которое она собрала из старинных бабушкиных монет. Так, своими руками она создает стилизованные украшения, накосники, нагрудники, головные уборы для народных костюмов. Занимается она и реставрацией старинных вещей, изрядно потрепанных временем. Словом, мастер на все руки...

Сокровища с чердака

Как-то супруг повел Рамзилю на чердак родительского дома в деревне Сосновка, от увиденного любительница старины чуть не пустилась в пляс. До того обрадовалась …старым домотканым мешкам, деревянной прялке, глиняным горшкам, пылившимся десятки лет на чердаке. В другой раз в гараже свекра углядела старый самотканый мешок. Дело было под Новый год, и невестка говорит свекру: «Сделайте мне новогодний подарок, подарите мне этот мешок». «Зачем тебе старый мешок? Бери те, что поновее… – опешил он… «Нет, мне нужен именно этот…» Так выцыганила она льняной самотканый мешок, бережно постирала, отпарила и сшила из старинного полотна замечательный костюм северо-западных башкир. 

Все это собирательство - всплеск души Рамзили Наифовны, не иначе, ее тепло и любовь к старинным обычаям и поверьям, к вещам, которые сохранили следы прошлого, а через все это растет интерес к своим корням и любовь к истории родного края. Все, что она делает, делает на голом энтузиазме. От души...

Идеи собирательнице приходят одна за другой, и она без колебаний берется за все новое. Помимо музейной работы, с некоторых пор она занимается и производством сувенирной продукции. Считает, что заинтересовать юных зрителей можно не только экспонатами, но и интерактивом, например, мастер-классами по изготовлению оберегов, магнитиков и росписью ваз в национальном стиле...

- По большому счету мне хочется, чтобы получился не только музей, но и своего рода методический центр, где была бы сосредоточена вся информация по этнографии нашего края, - мечтает она. 

Хотя, честно говоря, уже сегодня в этно-студию обращаются за историческим материалом учителя родных языков при подготовке к конкурсам по национальным костюмам. Сама Рамзиля Наифовна принимает активное участие в городских, республиканских и международных мероприятиях. Всерьез заинтересовалась вопросами этнографии, истории края и внучка-школьница Роксана Галиева, она всеми силами помогает творческой бабушке в ее выездных экспозициях. 

На сегодня работы у Рамзили Наифовны – непочатый край. Как же, остался всего шаг до открытия этно-музея. Работа не останавливается ни на один день. Единственное, надо определиться со статусом и названием. Оно должно быть говорящим. Есть варианты: «Истоки», «Хранители истории», но до сих пор руководитель музея в раздумьях, в поисках. Ведь как корабль назовешь… Так что если есть предложения – подключайтесь! Собирательница старины Рамзиля Наифовна Акмалова открыта для диалога и будет рада любой помощи.

Фото: Миляуша Сиразетдинова, «КЗ».  Целый стеллаж – под миниатюры кукол в национальных костюмах. Где ещё увидишь такое разнообразие?
Целый стеллаж – под миниатюры кукол в национальных костюмах. Где ещё увидишь такое разнообразие? Фото:Фото: Миляуша Сиразетдинова, «КЗ».
Автор:Миляуша Сиразетдинова
Читайте нас: