Все новости
Личность
13 Ноября 2021, 10:35

«Ты сможешь, у тебя получится!»

14 ноября отмечается Международный день логопеда. Более сорока лет в педагогике логопед детского сада №2 Наталья Александровна Бочкарева, многие в городе знают ее как одного из лучших специалистов Нефтекамска. Наталья Александровна – из учительской династии, поэтому неудивительно, что многие из ее родственников тоже трудятся педагогами в сфере образования.

Руслан Никонов, «КЗ».  Н.А.Бочкарева программу занятий разрабатывает индивидуально для каждого ребенка.
Н.А.Бочкарева программу занятий разрабатывает индивидуально для каждого ребенка.Фото:Руслан Никонов, «КЗ».

Сама Наталья окончила дошкольный факультет пединститута в г.Набережные Челны, ей с детства нравилось заниматься с маленькими детьми. Свою педагогическую деятельность она начала воспитателем детского сада №30. С дошколятами работала с удовольствием, с годами освоила все тонкости профессии, стала настоящим профессионалом своего дела. С 1999 года Наталья Александровна работает учителем-логопедом в детском саду №2. За годы работы воспитателем она состоялась как педагог, и решила попробовать себя в новом направлении - в логопедии. Наталья Александровна прошла специальное обучение и стала работать в группе для детей с нарушениями речи, которая была открыта благодаря заведующей детским садом Людмиле Николаевне Григорян. Новая специальность требовала много знаний, не только в логопедии, но и в коррекционной педагогике и психологии. И Наталья Александровна получила второе высшее образование коррекционного педагога. В те годы логопедов было мало, их можно было буквально пересчитать по пальцам. 

- Первых в городе логопедов Аллу Михайловну Федун, Веру Алексеевну Погодину, Ляузю Ирековну Кильдибекову – считаю своими учителями в профессии, - говорит Наталья Александровна. - Они известные в городе профессионалы, благодаря которым начала развиваться логопедическая служба в Нефтекамске. 

Год от года число детей с нарушениями речи в городе только росло, все востребованнее становилась и логопедическая помощь. Сегодня в детских садах и школах города трудятся десятки грамотных специалистов-логопедов, почти в каждом учебном заведении ведутся логопедические занятия. На протяжении 22-х лет работает с детьми-дошколятами, имеющими тяжелые нарушения речи, и Наталья Александровна Бочкарева. За эти годы она помогла сотням нефтекамских малышей научиться правильно говорить. 

Чем же занимается логопед? Комплексной диагностикой, исправлением и профилактикой нарушений речи, логопед помогает решить проблемы нарушенной коммуникации. По словам Натальи Александровны, программа занятий разрабатывается индивидуально для каждого ребенка, в этом деле не существует готовых шаблонов, есть методики, которые специалист адаптирует под каждый конкретный случай. Каждый маленький человечек индивидуален, поэтому сроки и продолжительность занятий зависят от конкретного ребенка и тяжести нарушений.

- В нашем детском саду мы занимаемся с детьми с тяжелыми нарушениями речи, - рассказывает Наталья Александровна о своей работе. - Если у ребенка поражен центр речи, значит, нарушены фонематический слух и восприятие речи, грамматика и лексика, и конечно же, звукопроизношение. Нет нарушений речи в чистом виде, есть сочетанные нарушения, и логопеду необходимо хорошо ориентироваться в такой многообразной вариативности. Поэтому не зря говорят, что профессия логопеда находится на стыке педагогики и медицины. В чем причина тяжелых нарушений? Конечно, они возникают не на пустом месте. Многое зависит от здоровья будущей мамы: как протекала беременность, сказываются осложнения во время родов, родовые травмы, внутриутробные инфекции, гипоксия плода и другие неблагоприятные факторы. В этих случаях высоки риски, что в будущем у ребенка проявятся нарушения речи и т.д. И эти риски необходимо нивелировать, минимизировать. То есть с раннего возраста усиленно заниматься с ребенком: следить за физическим развитием, правильным питанием, проконсультироваться у врачей-специалистов, при необходимости пройти лечение. Но, к сожалению, при проявлении нарушений речи ребенка многие молодые родители надеются на то, что со временем проблема разрешится, и у ребенка все получится само собой. Или ждут, когда ребенок пойдет в садик, мол, там его научат, а время бывает упущено….Конечно, в детском саду логопед прилагает все усилия, чтобы помочь ребенку. Но это, прежде всего, совместная работа логопеда, самого ребенка и родителей. Согласитесь, одно дело, когда чужая тетя сказала «надо», другое - когда мама. Родительская установка самая сильная. С ребенком логопедическими упражнениями надо заниматься и дома, чтобы прийти к результату. Если нет – коррекция речи идет тяжело.

- В последнее время все больше становится безречевых детей. Если в 3-4 года у ребенка нет речи или есть только лепетная речь, то родителям необходимо всерьез задуматься, - продолжает логопед. - Раз речь развивается не по возрастным нормам, значит, идет отставание и в интеллектуальном развитии. Одной из причин задержки речевого развития являются гаджеты, которые родители дают малышам с первых лет жизни. В этом случае у ребенка быстрее развиваются зрительные центры и так называемое клиповое внимание, а центры речи приглушаются. Обычно в таких случаях общение мамы с малышом тоже сведено к минимуму. Для малыша же ценно эмоциональное общение, когда мама разговаривает с ним, ребенку нужно видеть мамину артикуляцию, мимику, ведь родители - это первые учителя. Важно играть с малышом, развивать у ребенка двигательную активность, мелкую моторику рук…

 Чувствуется, о своей работе Наталья Александровна может рассказывать часами, душой болеет за своих маленьких подопечных. Огромный опыт, накопленный за два десятка лет работы логопедом, позволяет ей с ходу определить проблему, подобрать «ключик» к ребенку, да так, что малыш с восторгом будет выполнять сложные логопедические упражнения. Она умеет поддержать ребенка в его стремлении исправить свою ошибку: «Ты сможешь, у тебя получится!» И постепенно, шаг за шагом вместе с ребенком они добиваются результата.

- Радует, когда видишь результат труда, когда ребенок наконец начинает четко и правильно выговаривать тот или иной звук, который долгое время не давался ему. Или вообще впервые начинает говорить, - признается логопед. - Вместе с ребенком радуемся каждой маленькой победе...

Автор:Миляуша Сиразетдинова
Читайте нас в