+18 °С
Облачно
ВКTlgrmDZENОК
Все новости
Личность
2 Августа 2022, 10:54

Никто, кроме нас

Сегодня, 2 августа, свой доблестный праздник – День ВДВ – отмечают десантники всех поколений, от убелённых сединами воинов-фронтовиков до безусых мальчишек, совершивших свой первый прыжок с парашютом. Воздушно-десантные войска по праву считаются элитой Вооружённых сил России. Десантник всегда был в глазах людей воином, для которого нет невыполнимых задач, человеком безмерной отваги и доблести, верным девизу ВДВ: «Никто, кроме нас!». Среди них и гвардии рядовой Александр Баиров.

- Как говорится, плох тот солдат, который не хочет стать генералом, а я скажу: плох тот мальчишка, который не хочет стать десантником, - говорит Александр. - Я с детства мечтал о небе. В 13 лет, скрыв свой возраст, записался на кружок парашютный спорт в ДОСААФ и впервые прыгнул с парашютом, хотя допускались подростки только с 14 лет.

Отчаянный юноша успел сделать пять прыжков, но вскоре авиационный клуб закрылся. После школы Саша окончил Красноуфимское железнодорожное училище и получил специальность помощника машиниста электровоза, прошёл курсы водителей по направлению военкомата. Увлечение дельтапланеризмом и парашютизм сыграли свою роль в жизни парнишки – он был направлен в воздушно-десантные войска водителем. Это было 20 июня 1994 года. Курс молодого бойца Александр прошёл в г.Новороссийске. В армии он совершил ещё три прыжка с парашютом. Впервые увидел живое выступление ансамбля «Голубые береты». Но уже спустя полгода Новороссийск пришлось покинуть. В седьмой гвардейской воздушно-десантной дивизии был сформирован специальный сводный батальон. Начались учения по усиленной программе. Из новостей о разрастающемся конфликте в Чечне Александр и его однополчане поняли, что их готовят туда. В январе 1995 года ребята оказались в аэропорту города Грозного.

Сводный батальон был направлен на Терский перевал, его основной задачей было охранять блокпосты. Но Александр, будучи водителем, исколесил многие чеченские дороги, видел разрушенные здания и обочины, усеянные исковерканными машинами. 

За 11 месяцев службы в Чечне солдат не получил ни единого письма из дома, хотя родные писали ему почти каждый день. Родители, Елена Шамыкаевна и Владимир Мингареевич, узнали о том, что сын в Чечне, только через месяц от совершенно незнакомой женщины…

Тётя Лена появилась на посту неожиданно. Одетая в старенькую одежонку с узелком в руке с виду она была похожа на беженку. Уже смеркалось. На посту стоял часовой Александр Баиров. Солдат окликнул женщину, сказал, что здесь ходить не положено. Та ответила, что ищет сына. Узнав, что женщина из Башкирии, Александр несказанно обрадовался. Попросил передать весточку родным о том, что он жив-здоров, назвал свой адрес.

Отец, получив сухое известие, сразу же поехал к Елене домой. Часа два она рассказывала ему о местах, где побывала, как встретила его сына, о чём они говорили, во что он был одет. Отец заплакал, сказав, что будто с сыном повидался. Родители тяжело пережили службу сына. Прошло много лет, но до сих пор от воспоминаний о Чечне на их глазах наворачиваются слёзы.

Спустя два года родители Александра вновь встретились с Еленой на одном из фестивалей и пригласили в свой дом с ночёвкой. Они встретили её как самую дорогую гостью, пришли и Александр с женой, всю ночь проговорили. Елена Тойкиева написала книгу «Пути-дороги матери солдата» о том, как она искала и нашла своего сына Сергея. Одну главу посвятила своему земляку и подарила экземпляр книги. Сейчас женщина живёт в Уфе, Баировы до сих пор с ней общаются.

Попав в зону боевых действий, встречаясь с ужасами войны, Александр часто вспоминал своего деда, который прошёл Великую Отечественную войну.

- Я служил полтора года, из них четыре месяца провёл в казарме, всё остальное время жил в палаточных условиях, питался в полевой кухне или сухпайком. А участники Великой Отечественной войны так жили четыре (!) года. А порой у них и обмундирования не было, и питания, и воды... Они были сильнее. Мой дед Шангараев Минигарей Шангараевич – участник боёв под Сталинградом, миномётчик, был контужен, ранен, награждён орденом Красной Звезды, медалью «За отвагу» и рядом других медалей. Я не понимал по юности, каким тяжёлым трудом ветераны всё это заслужили. В повседневной жизни дед ходил в костюме, носил медали. Я поклялся, что, вернувшись домой, куплю ему новый костюм, начищу медали, обеспечу ему достойную старость. Но, увы, незадолго до моего возвращения деда не стало. Мы храним его военный билет как память, как семейную реликвию.

20 декабря 1995 года Александр покинул воинскую часть. Снял военное обмундирование, посчитав, что эта часть прошлого не достойна воспоминаний. Но всё же об одном забывать не стоит – о награждении медалью имени Суворова за особые заслуги.

Александр возил на «Урале» артиллерийские снаряды. Полагаясь на опыт водителя, командир доверил ему провести головную машину по опасной дороге, на которой были заминированные участки. Солдат понимал, на что идёт, но не отказался: на него надеются, ему доверяют свои жизни боевые товарищи. Колонна прошла без потерь. Командование представило его к правительственной награде. 

После службы Александр женился на любимой девушке Марине. Вместе они воспитали троих детей: дочь и двух сыновей. Супруги гордятся своими детьми, дочь вышла замуж, старший сын учится в военном институте, младший пока живёт с родителями, но принимает активное участие во всех мероприятиях с отцом. В День Победы, пока отец марширует по площади в составе группы десантников или участников северо-кавказского конфликта, сын с мамой встают в ряды «Бессмертного полка».

Уходят ветераны Великой Отечественной войны, и ответственность ложится на плечи последующего поколения. Александр Баиров старается выступать перед молодым поколением на уроках мужества, проводимых в учебных заведениях, в лагерях отдыха, считает, что молодёжь надо воспитывать в патриотическом ключе: «Если мы не будем любить родину, кто ж её защитит?». 

- По небу скучаю... Очень хотелось бы прыгнуть сейчас с парашютом, но не складывается пока. С замиранием сердца и ностальгией наблюдаю, как прыгают другие. Кто ощутил однажды чувство полёта – уже не забудет никогда, - признаётся Александр. - ВДВ для меня – это душа, патриотизм, героизм, это принцип жизни. Я очень горд тем, что мне довелось служить в ВДВ, это соответствует моим принципам, характеру, девизу. Пользуясь случаем, я хотел бы поздравить сослуживцев и всех десантников с Днём ВДВ. Желаю быть здоровыми, активными, быть примером для подрастающего поколения, всегда готовыми оказаться в нужном месте в любую минуту, ведь, как говорится, никто, кроме нас!

Гвардии рядовой Александр Баиров (слева) с сыном и друзьями-десантниками.
из семейного архива. На память о службе у Александра Баирова осталось пять фотографий.
Гвардии рядовой Александр Баиров (слева) с сыном и друзьями-десантниками.
Автор:Елена Аллаярова
Читайте нас: