+16 °С
Облачно
ВКTlgrmDZENОК
Все новости
Личность
22 Августа 2022, 17:27

В мастерской лучшего шорника Башкирии

У каждого человека своя судьба. Говорят, от судьбы не уйдёшь, но каждый вправе вносить коррективы. Как сын успешных людей не застрахован от падения в чёрную бездну разорения, так и сын бедняка не обречён быть нищим.

От подранка до майора

Тяжёлое детство выпало на долю Алмаза Сайфуллина. Родители были в разводе и не занимались воспитанием своих детей. За детьми приглядывала бабушка. А где бабушка – там и рукоделие. Алмаз, будучи ещё дошкольником, научился вязать. Часто с сестрой они устраивали соревнования, кто быстрее свяжет – так и развились навыки рукотворчества. Первые носки сам себе Алмаз связал в пятом классе. Не от хорошей жизни, конечно. Порой и одежду ему приходилось самому себе перешивать вручную из чьих-то обносков.

Школьником он поехал в Нефтекамск искать отца, но и здесь его ждала не лучшая участь. Постоянные побои и оскорбления выбивали мальчишку из колеи. За годы учёбы он поменял восемь школ и мог бы быть круглым двоечником. Но Алмаз Аксанович считает, что ему помогал Бог, хотя в те времена не принято было говорить о Боге. Он благодарен и учителям школы №9, которые разглядели в парнишке прочный стержень, целеустремлённость и доброе сердце. «Мы сделаем из тебя человека, если сам этого захочешь», - сказали они. И Алмаз захотел. Единственный из всей Башкирии он поступил в Калининское (ныне Тверское) суворовское военное училище, хотя в Тверь было отправлено 15 подростков. В 1984 году таких училищ было всего восемь на весь Советский Союз.

После суворовского училища он поступил в Коломенское высшее артиллерийское командное училище на факультет воздушно-десантных войск, окончил его в 1990 году в звании лейтенанта. Проходил службу в Литовской Республике, Подмосковье и Республике Узбекистан. Уволился в звании капитана с должности заместителя командира батальона. После увольнения в запас Алмазу Сайфуллину было присвоено звание майора.

Сплёл нагайку – обрёл профессию

В армии Алмаз Сайфуллин попробовал себя в резьбе по дереву. Будучи курсантом в военном лагере, вырезал перочинным ножиком небольшой постамент. Сослуживцы пришли в восторг, посоветовали развивать талант. Алмаз начал тренироваться, и, когда стал офицером, в свободное время вырезал домашнюю утварь: ложки, доски, шкатулки, светильники. После армии продолжил заниматься резьбой, но сейчас у него на работу с деревом совсем не остаётся времени.

- В 2007 году я вступил в казачество, а в 2010 году мы перевелись в сибирское казачье войско и поехали жить на Север, в г.Новый Уренгой, - рассказывает Алмаз Аксанович. - Там, на службе, показал казакам свою нагайку, которую купил в Свердловской области. Они попросили им тоже заказать, но эти нагайки оказались некачественными. Мне стало неловко, я разобрал нагайку и собрал как положено. Тогда все начали приносить мне свои нагайки на переделку. Старики мне говорят, мол, раз ты можешь переделать, почему сам не делаешь нагайки? Помнится, ещё в детстве, когда мне хотелось иметь ремень, как у взрослого, я сам себе сплёл его из проволоки. И вот я начал делать казачьи принадлежности. Времени было много, на Севере гулять негде, к тому же минус пятьдесят градусов на улице. Увидев, что я рукастый, казаки начали приносить на ремонт свои кубанки. Кому-то подшить, кому-то увеличить или уменьшить. Так стал шить и кубанки. В первое время, может, не очень и получалось, но постепенно стал набивать руку. С тех пор прошло 12 лет, но и до сих пор что-то новое добавляю, модернизирую, чтобы лучше было. 

Казаки от Калининграда до Владивостока знают мастера из Нефтекамска Алмаза Сайфуллина, передают славу из уст в уста. Заказывают и россияне, проживающие за границей. На сегодняшний день около двух тысяч нагаек у казаков России и зарубежья и больше тысячи кубанок.

Свою нагайку Алмаз Сайфуллин подарил Главе Республики Башкортостан Радию Хабирову.
В мастерской умельца создаются не только казачьи принадлежности,  но и эксклюзивные сумочки для жены и дочери.

- Теперь это у нас семейный подряд, - смеётся Алмаз Аксанович. – Я в основном по коже и по меху работаю. Кубанки делаю вручную, подкладку на машинке шью. Дочери десять лет, она мне кубанки помогает шить, жена доводит до ума наши заказы. Стараемся делать на совесть. Сейчас Интернет, если кто-то один напишет, что какой-то брак, - это разлетится по всей Сети, репутация махом испортится. И положительный авторитет быстро расходится, и отрицательный. Марку надо держать. Поскольку я являюсь атаманом регионального отделения Союза казаков-воинов России и зарубежья по Республике Башкортостан, то пятно может лечь на всю республику. Я такого допустить не могу.

Изготавливая национальные головные уборы, я изучаю историю. Сам сначала не знал, когда начинал шить, что это настоящая башкирская шапка, а вот это новодел – сшитая для ансамбля Файзи Гаскарова, стилизованная, чтоб красиво со сцены смотрелось, - показывает мастер свои изделия. - Салават Юлаев такую шапку не носил, хотя её называют сегодня салаваткой. А это настоящая малахайка, никто не знает, где она родилась: у монгол, киргизов, казахов, бурят, но все её носят. Чем отличается башкирская – на ней есть четыре стрелки, которые обозначают четыре дороги: казанскую, сибирскую, ногайскую и осинскую. Я её сшил специально для выставок. Наши башкиры на Париж шли в таких шапках. Они отличались по цветам, чтобы знать, кто с какого полка.

Вот нагайки: это уставная, это донских казаков, это кубанская, это чисто башкирская, такая у Салавата Юлаева, сделал точную копию, чтобы показывать на выставках. А уральскую нагайку подарил Радию Хабирову.

С Главой Башкирии Алмаз Аксанович имел честь пообщаться на республиканском фестивале «Башкорт аты», который прошёл в последних числах июля в Баймакском районе. В конкурсе мастеров шорничества в номинации «Охотничье и воинское снаряжение» он занял первое место.

Алмаз Сайфуллин принимал участие во многих конкурсах, фестивалях и выставках казачьей культуры, но на таком грандиозном фестивале, как он признаётся, побывал впервые. Лучший шорник Башкирии привёз на выставку плети, хомуты, нагайки, портупеи, папахи, сумки собственного изготовления. Многочисленным зрителям рассказывал о древних традициях казаков, про братство народов, про патриотизм.

Яблоко от яблони…

Алмаза Сайфуллина часто приглашают в школы как майора запаса Воздушно-десантных войск, как народного умельца. Он рассказывает подросткам про Воздушно-десантные войска, про казачество, показывает свои изделия, и уверяет, что рукоделие и им может когда-то пригодиться в жизни, как пригодилось ему.

- В настоящее время много детей из неблагополучных семей, которые состоят на учёте. Я всегда готов на встречу с ними, им надо давать надежду. Я всегда говорю ребятам: в школе мозги тренируйте и повышайте знания, а дома тренируйте руки. Если одному делу научитесь, то в любой профессии будете мастером. У кого какая судьба сложится – неизвестно. Ни мать, ни отец меня не учили ничему, но я многое сумел достичь. Любой ребёнок из любой семьи может стать большим человеком. Когда вам тяжело, плохо, вспомните меня, что этому майору было ещё хуже, тяжелее, но он выстоял. А чем вы хуже меня? Вы можете стать даже лучше: генералами, министрами, не нужно опускать руки. Старайтесь! Не поддавайтесь плохому влиянию, не верьте поговорке, что яблоко от яблони недалеко падает. Падает, и ещё лучше яблони вырастают. Я – прямое тому доказательство. Лишь бы ветер хороший подул, рядом люди хорошие оказались, которые сорвут и перенесут его в другое место. Если мне не верите, то есть Ломоносов, простой деревенский парень с котомкой пошёл в Москву и стал учёным. Моя сестра тоже стала замечательным человеком, она заслуженный учитель Башкирии. Несмотря на то, что уже на пенсии, продолжает работать. Нужно просто самому быть хорошим человеком, трудиться, стараться, любить Родину, которая тебя учит, воспитывает. Я инвалид – перенёс операцию на сердце, но стараюсь поднять авторитет города, Башкирии, казачества, десанта, быть полезным своей Родине. Надо быть человеком. И тогда тебя везде примут, поймут, помогут. И никто не сможет столкнуть с верного пути.

Автор:Елена Аллаярова
Читайте нас: