+2 °С
Облачно
ВКTelegramDZENОК
Все новости
Личность
22 Апреля 2023, 11:35

Памяти большого человека

Нефтекамск готовится отметить нынче свое 60-летие. Проходит год за годом, стираются из памяти имена и дела людей – время неумолимо. Прошлое становится историей. Но за ней стояли и стоят живые человеческие судьбы. Тех, кто своим трудом вносит весомый вклад в строительство достойного будущего города, стремясь видеть его сильным и процветающим. Эти люди заслуживают, чтобы их имена знали и помнили.

Гумеров Рамиль Гатуфович.
Гумеров Рамиль Гатуфович.

Наш нынче современный, красивый, экономически и культурно развитый город начинался с палаток в чистом поле, с колышка в степи. Со строителей треста «Башнефтепромстрой», который фактически и построил Нефтекамск. И не только. Исторически так сложилось, что на северо-западе республики все стратегически важные объекты строились именно трестом БНПС.

Сегодня нелишне вспомнить одного из руководителей орденоносного треста - почетного строителя России, заслуженного строителя республики, обладателя знака «За заслуги перед Нефтекамском» Рамиля Гатуфовича ГУМЕРОВА - человека большой и интересной судьбы. С его именем связано много ярких страниц истории города. 

Он был высоким профессионалом, уникальным по деловым компетенциям и личностным характеристикам человеком. Простой деревенский парень, выросший до генерального директора крупнейшего строительного треста республики. Он сделал себя сам, без чьей-либо помощи. 

Тысячам людей ныне служат объекты, построенные Гумеровым. При непосред-ственном участии Рамиля Гатуфовича были возведены в городе автозавод, хлопко-прядильная фабрика, структурные подразделения комбината искож, соборная мечеть, башкирские гимназии с интернатами для учащихся – в Нефтекамске и Дюртюлях, Дворец культуры в с. Николо-Березовка, Янаульский железнодорожный вокзал, множество других объектов производственного, социально-культурного, сельскохозяйственного назначения, а также сотни тысяч квадратных метров жилья. 

Каску строителя надел в 17 лет и больше не снимал

Двадцать лет – с 1998 по 2018 год, до последнего своего дня - Рамиль Гатуфович возглавлял знаменитый трест «Башнефтепромстрой», достойно удерживая ту высокую планку качества работ, которую задали его предшественники. 

Вспоминает Рашит Мамлеев, президент Союза строителей республики: «Я знал его как скромного, высокопорядочного человека, очень грамотного строителя. Как прекрасного руководителя и отца семейства. И хотя на его руководство выдалось не самое легкое время, не было ни одного случая, когда бы трест поступил непорядочно со своими заказчиками и партнерами или его руководитель – со своим коллективом».

Окончив школу в родной деревне Старонагаево Краснокамского района, в 1970-м Рамиль приехал на строительство молодого города. Устроился учеником слесаря в трест БНПС. Затем - служба в армии и учеба в Уральском политехническом институ-те. Видимо, на генном уровне передалась ему от отца, сельского строителя, любовь к этой профессии. Еще будучи студентом, участвовал на всесоюзных ударных комсо-мольских стройках страны – на КамАЗе, Саяно-Шушенской ГЭС. И не просто как ря-довой боец, а как командир большого зонального стройотряда, включающего студентов практически всех высших учебных заведений Свердловска (ныне Екатеринбурга).

В 1979-м году после окончания вуза молодой специалист мастером возвращается в родной трест. Ему всегда везло на наставников, было у кого и чему поучиться. Трудолюбивый, способный, он быстро добился признания и уважительного отношения со стороны как начальства, так и рабочих. А заметив и оценив его незаурядные деловые качества и организаторские способности, руководство треста постепенно поручало ему все более сложные и ответственные посты. За десять лет Рамиль прошел все производственные ступени карьерной лестницы. 

От человека остаются одни только его дела

Многие еще помнят разрушительное землетрясение в Армении 1988 года. Эпицентр землетрясения - г. Спитак. Интенсивность толчков достигала 10 баллов, город был почти полностью разрушен. И именно в Спитак на восстановительные работы были мобилизованы строители треста БНПС. Отряд доверили возглавить тридцатипятилетнему главному инженеру ПМК треста Р. Гумерову: «Он справится!»

Вспоминает Маулетзян Ахметшин, работавший в то время заведующим про-мышленно-транспортным отделом Нефтекамского горкома партии: «Задача была поставлена заново отстроить разрушенную швейную фабрику. Когда спустя некоторое время в Спитак с инспекцией вылетели главный инженер треста БНПС Игорь Лим, начальник участка вентиляции треста ВНГСТМ Борис Хайруллин и я, мы увидели, что Гумеров организовал там практически строительное управление. Был выстроен целый городок. Для рабочих были созданы все необходимые условия: и общежитие, и баня, и столовая, и помещение для оперативок. И это - в условиях сохраняющейся напряженности отношений между Арменией и Азербайджаном!»

 Когда волнения в республиках переросли в открытые столкновения, Москва запретила прилет наших самолетов. А под началом Рамиля Гатуфовича в Армении - люди, техника…Неделю они ждали, может, их все же заберут, но…Тогда он принимает решение выбираться самостоятельно, своим ходом, на свой страх и риск. Погрузив личный состав, оборудование и механизмы в КамАЗы, они колонной тронулись в опасный путь. На одном из перевалов, как вспоминает очевидец событий главный бухгалтер треста БНПС Тамара Сюткина, их колонну чуть не перестреляли. Но благодаря мужеству, выдержке командира они выбрались. А потом узнали: за голову Гумерова местные бандиты обещали сотни тысяч рублей. Они не могли простить этому башкирскому парню, что он увел у них из-под носа такой лакомый кусок в виде строительной техники и механизмов.

Надо отдать должное мужеству Рамиля Гатуфовича, вставшего к штурвалу управления трестом «Башнефтепромстрой» в сложнейшую годину для страны. «Википедия» трактует это время так: «Экономический кризис 1998 года в России был одним из самых тяжёлых в истории страны». 

Некогда мощный трест с гигантскими объемами ввода оказался в очень сложной ситуации. Грянувший дефолт привел к подорожанию энергоносителей, строительных материалов, хроническим неплатежам. Госзаказов не стало, спрос на жилье упал, огромное бездействующее хозяйство вместе с общежитиями и детскими садами по-висло камнем на шее коллектива. Были дни, которые даже в том напряженном графике зашкаливали по интенсивности встреч, действий, переживаний. Генеральный директор в это время просто… перестал спать — времени на сон не оставалось в буквальном смысле. Искали заказы сами, заключали договоры подряда с заводами. Была создана дочерняя компания «БНПС-инвест», ставшая заказчиком на строительство жилья вместо государства, сократившего подобные заказы. Удержаться на краю пропасти позволил еще и тот факт, что худо-бедно государством продолжалось финансирование строительства социальных объектов. 

Но даже из бюджета платежи нередко шли с задержкой, а «сверху» спускались резолюции «исполнить и доложить» с указанием сроков. И строители «исполняли и докладывали» - и никого не интересовало, каким образом они решали проблемы…

Коллектив, ведомый сильной личностью, выстоял, сплотился. Были сохранены основные фонды, задания правительства республики – по сдаче жилья в эксплуатацию, по строительству объектов республиканского значения - успешно выполнялись.

Внешне всегда спокойный и собранный, Гумеров стоически переносил все невзгоды. Никто никогда не видел его растерянным или не готовым бороться с возникающими проблемами; собранным – да, сконцентрированным – да. Будучи человеком советской закалки, он и жил по принципу: прежде думай о Родине, а потом – о себе. На появившиеся проблемы со здоровьем старался меньше обращать внимания. 

Вспоминает Азат Утякаев, в те годы главный врач поликлиники №2: «Вспоминаю время, когда Рамиль Гатуфович болел, и мы его лечили в нашей поликлинике. Лечение было долгим, растянулось на несколько месяцев. Как-то доктора заходят ко мне и жалуются, что Гумеров начал нарушать больничный режим, не приходит на прием вовремя. Я начал искать Рамиля Гатуфовича и узнал, что он на работе. Пришел к нему в кабинет и начал читать нотацию. Рамиль Гатуфович спокойно выслушал и объяснил, почему он стал «нарушителем больничного режима».

Это было время, когда по всей стране начались задержки с заработной платой, стали заключаться бартерные сделки между организациями. Для того чтобы не останавливать строительные работы и коллектив не остался без денег, Рамиль Гатуфович вынужден был приходить на работу и разруливать сложнейшие вопросы снабжения объектов стройматериалами, искать возможности для обеспечения работников заработной платой… Мы договорились, что он будет находить время и для лечения и посещения врачей, и для решения неотложных рабочих вопросов. Рамиль Гатуфович не отказывался, прислушивался, но ненадолго. Работа опять его захватывала, и он забывал обо всем».

Должности, статусы – это временно, человечность - навсегда

На его насыщенную жизнь столько выпало испытаний, что удивительно было, какой запас здоровья был у человека, чтобы все тяготы выдерживать. Наверное, помогали в этом его неутомимость – никогда не позволял себе расслабиться, сидеть без дела, и надежный тыл – любовь семьи, родных, друзей.

Была в нем природная склонность - стремление помогать людям. Очень часто к нему со своими проблемами обращались не только строители треста, но и жители города. Он всех внимательно выслушивал, если это в его силах – обязательно помогал, если нет – поддерживал морально, находил нужные слова, подсказывал, как поступить. Люди знали, если Гумеров что-то пообещал, то выполнить обещанное для него – дело чести. 

Вспоминает Светлана Икрянникова, много лет бывшая председателем профкома треста БНПС: «С Рамилем Гатуфовичем мы проработали бок о бок более двадцати лет. Это был прекрасный руководитель, он пользовался большим авторитетом и уважением. Думаю, что, если бы управляющим был не он, нашего треста не стало бы уже тогда, в те кризисные годы. Это большая его заслуга. Рамиль Гатуфович сумел сплотить коллектив, не дать его развалить. Все основные фонды, несмотря на сложность момента, были сохранены в работоспособном состоянии – завод железобетонных изделий, управление механизированных работ, автотранспортная колонна… Строительство ни на минуту не прекращалось. В эти годы трест совместно с Фондом развития жилищного строительства республики реализовал приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». Мы дали возможность своим работникам, а в те годы это было особенно значимым - приобрести квартиры на льготных условиях - в рассрочку на 7 лет и в счет зарплаты. Очень многие смогли тогда улучшить жилищные условия. Причем жилье трест сдавал «под ключ» - с полной чистовой отделкой, в отличие от многих нынешних строительных организаций, которые продают квартирные коробки по запредельным ценам. 

В то время, когда на некоторых предприятиях отказывались от своих пенсионеров, трест, сменив форму собственности, став, по сути, другой организацией, забрал всех пенсионеров к себе. На 450 работающих у нас было 1500 пенсионеров. Администрация треста решала все социальные вопросы своих работников, в обязательном порядке чествовали юбиляров, помогали ветеранам, выделяли материальную помощь пожилым людям. 

В 2005-м у предприятия забрали все общежития, чтобы люди могли привати-зировать свои комнаты. Чтобы обеспечить приток на стройку молодых рабочих кад-ров, вновь построили молодежное общежитие на 60 койко-мест. Мало того, что трест полностью нес бремя расходов по содержанию общежития, рабочие проживали там совершенно бесплатно». 

И таких примеров – множество. О многом родные узнали уже после его смерти, когда приходили незнакомые люди, чтобы выразить свои соболезнования.

Его жизнь была непростой, у таких больших людей – и по должности, и по совести - не может быть иначе. Рамиль Гатуфович ушел, не дожив несколько дней до своего 65-летия. Умер, как настоящий боец, на посту, отдавая всего себя любимой работе. 25 апреля ему бы исполнилось 70 лет.

Говорят, человек будет жить, пока его помнят. И пусть каждый новый день от-даляет нас от времени, когда он жил и работал. Но, как это всегда бывает, большие дела и добрые помыслы со временем не только не устаревают, не только не отдаляются, а становятся все ближе, все нужнее – его родным, друзьям, семье, всем нам, кто живет в этом городе. 

Автор:З.ТАГИРОВА.
Читайте нас: