-8 °С
Облачно
MAXВКTelegram
В Нефтекамске в ДТП погиб пешеход
Все новости
Личность
28 Июня 2025, 14:35

Вязать – как дышать

В рамках одного из предпринимательских часов мы посетили трикотажное производство и обратили внимание на специалиста очень редкой профессии – кеттельщицу Светлану Мельникову. Она с лёгкостью вдевала пряжу в кеттельный станок – круглый аппарат с мелкими зазубринами, на которые вручную нанизывается связанное изделие. С тех пор этот образ остался в памяти, и мы решили узнать больше об этой почти исчезнувшей профессии.

Светлана Мельникова более 40 лет проработала на кеттельном станке. Фото: Руслан Никонов, «КЗ».
Светлана Мельникова более 40 лет проработала на кеттельном станке. Фото: Руслан Никонов, «КЗ».

Автор: Юлия ЩЕЛЧКОВА.

– Светлана Александровна, расскажите, как вы пришли в эту профессию?

– Мне было 15 лет, когда тётя предложила мне устроиться на работу на трикотажную фабрику. В то время я жила в Уфе, нужно было осваивать профессию, и я согласилась. Посадили за кеттельную машину – сначала было сложно, но за две недели освоилась. Работы было много: вязали кофты, юбки, футболки, костюмы. Позже работала в экспериментальном цехе, училась сшивать, стыковать детали.

В 1980 году мы с супругом переехали в Нефтекамск, и я устроилась на трикотажную фабрику, в то время она только начинала развиваться. Мы создавали новые модели, шили школьную форму. У нас был хороший коллектив, я с теплотой вспоминаю это время.

К сожалению, после смены руководства фабрику закрыли, и я вышла на пенсию.

– А как вы снова оказались в профессии?

– В 2019 году мне позвонила Гульфия Шубенкова, сообщила о том, что она открывает фабрику и выкупила два кеттельных станка, предложила работу.

Я согласилась, стало интересно, что мы будем производить. Сначала делали маечки, потом пошли платья, свитера, юбки, брюки и даже пляжный комплект, такой заказ нам пришёл из Америки.

Пришлось осваивать новые технологии. Иногда не получалось – распускали, переделывали. Главный критерий – качество работы, оно должно быть безупречным.

– Сколько времени уходит на пошив одного изделия?

– По-разному, в день могу сделать от 5 до 10 изделий, в зависимости от сложности. Бывает, Гульфия Диннатовна спрашивает, успеем ли мы выполнить заказ к определённому сроку, на что я всегда отвечаю: «Главное – вы сделаете свою часть работы, а я свою сделаю». Если нужно – приду на работу раньше, уйду позже. А отдохнуть я всегда успею.

– Не устаёте?

– Конечно, шутки шутками, но возраст берёт своё. И я хотела бы передать свой опыт молодой ученице, которая будет также любить своё дело, как я, но пока желающих нет. Работа кеттельщицы, на мой взгляд, не простая, но увлекательная. Получаю удовольствие, когда вижу разнообразие пряжи. Раньше мы вязали только из полушерсти, сейчас работаем с премиальными составами: мериносовая шерсть, кашемир, шёлк, смеси пряжи… Появляется азарт, желание вязать.

Если позволяет время, вяжу одежду и для себя. Но если на работе – на станке, то дома – крючком. Учусь по роликам из интернета. Сколько уже связала летних шляпок своим знакомым! И, конечно же, ношу сама.

О своей профессии Светлана Александровна может говорить часами. Чувствуется, что она по-настоящему любит дело, которому посвятила десятилетия. Руководитель фабрики Гульфия Шубенкова называет её «бессменным специалистом»:

– Светлана Александровна работает с нами с самого основания фабрики и доводит каждое изделие до идеального состояния. Это специалист очень редкой профессии, ценность которого трудно переоценить. Сейчас мы с ней находимся в поиске учеников, которым готовы передать это ремесло.

Профессия кеттельщицы – достаточно редкая. Немногие представляют, что именно эти специалисты завершают изделие, придавая ему товарный вид. Без них не будет идеальной посадки и завершённого вида. В мире, где многое стало одноразовым и поверхностным, такие люди напоминают: настоящая работа – это та, в которую вложена душа.

Автор: Юлия Костина
Читайте нас