Автор: Ансаф ТАГИРОВ.
Родившись в столице нашей республики и получив здесь престижную профессию, Анатолий Харитонович КОБЯКОВ более полувека своей жизни посвятил Нефтекамску. Обучал студентов в нефтяном колледже, вёл активную лекторскую и пропагандистскую деятельность, был успешен на производстве. За эффективную многогранную деятельность удостоен звания «Заслуженный нефтяник Республики Башкортостан» и отмечен многочисленными почётными грамотами, благодарственными письмами, его имя внесено в книгу «Башкирских нефтяников славные имена».
Родился А.Кобяков в январе 1946-го в Уфе в многодетной семье служащих. Отец был начальником караула пожарной части, мама работала во вневедомственной охране. Кобяковы в то время проживали на втором, жилом, этаже здания пожарной части. Это была большая коммунальная квартира с комнатами на несколько семей, кухня и санузел совместного пользования. Сейчас такое можно увидеть только в старых кинофильмах. Конечно, были бытовые проблемы. Но, как вспоминал Анатолий Харитонович, жили одной дружной семьёй, в праздники пекли пироги для себя и для соседей.
Как успешный ученик, Толя избирался звеньевым, председателем совета отряда, знаменосцем, состоял в редколлегии стенгазеты. За отличную учёбу и активную общественную работу был занесён на школьную Доску Почёта. Ещё мальчишкой он полюбил спорт. Сосед Андрей имел разряд по вольной и классической борьбе. Он и привёл братьев Кобяковых в секцию борьбы. Ребята учились во вторую смену. Рано утром собирались и бегом до секции. Воды горячей в спортзале не было, только холодная. Чтобы не замёрзнуть после занятий, домой тоже возвращались бегом.
Ребята так закалились, что перестали болеть простудными заболеваниями.
В 9-ом классе с Анатолием произошёл курьезный и в то же время поучительный случай.
- Был конец учебного года, – вспоминал Кобяков. - На перемене в туалете мы с ребятами закурили. Вдруг зашёл кто-то. Все быстро побросали свои сигареты, я стоял спиной и, не увидев, продолжал курить. Это был наш новый учитель по физике... Он поставил мне условие: или «4» за поведение по итогам года (а это было самое страшное наказание), или я должен за каникулы прорешить весь задачник знаменитого физика профессора Знаменского. Я выбрал второй вариант и в сентябре отдал учителю целую общую тетрадь с решениями. После этого случая с курением покончил раз и навсегда.
В 1962 году при Уфимском авиационном институте была организована физико-техническая школа для одарённых выпускников 9 класса, принимали в неё по рекомендациям школ. Имея отличные отметки по физике и математике, Анатолий поступил в эту школу и даже был назначен старостой курса. Теперь учёба для него проходила так: с утра – в стенах института, с обеда – в средней школе. Несмотря на двойную нагрузку, в том были свои плюсы: шло углублённое изучение профильных предметов. Но в 10-м классе старшеклассников перевели учиться в первую смену, и учёбу в физтехе, к большому сожалению, пришлось оставить.
В 1964 году Анатолий поступил в Уфимский нефтяной институт без экзаменов. Учился легко и успешно, удивляя преподавателей своей эрудицией.
В институте Анатолий начал заниматься научной работой. Будучи активным членом студенческого научного общества, успешно выступал с докладами на межвузовских научно-технических конференциях. Практические разработки легли в основу его дипломного проекта. Он первым из всей родни получил высшее образование и очень гордился этим фактом.
На распределении в институте присутствовал директор Нефтекамского нефтяного техникума Николай Иванович Служаев. Он предложил А. Кобякову работу в Нефтекамске, обрисовав радужные перспективы.
Молодой специалист прилетел в Нефтекамск на самолёте в конце июля 1969 года. Поскольку Анатолий приехал с женой, дирекция устроила их в гостинице с оплатой проживания за счёт учебного заведения. Позже им предоставили 2-местную комнату в общежитии, а квартиру, как и обещали, выделили через год.
Свои первые занятия новоиспечённый преподаватель вёл в группе электриков-вечерников. Впоследствии из-за нехватки преподавателей его студентами были и нефтяники, и строители, и электрики.
Полный новаторских идей, Анатолий Харитонович одним из первых в техникуме стал создавать и оборудовать специализированные учебные кабинеты. Так, уже за первый год ему удалось оснастить лаборатории по электротехнике и электроприводу всем необходимым. Студенты-практики, в своём большинстве работавшие на нефтепромыслах, приносили бывшую в употреблении электротехническую аппаратуру, применяемую на объектах нефтедобывающих предприятий – автоматы, магнитные пускатели, реле разных типов, светильники и даже габаритный масляный выключатель. Это было большое подспорье для практических занятий, особенно для студентов дневного отделения.
После ввода в строй нового учебного корпуса техникума А. Кобяков оборудовал в помещении механических мастерских кабинет «Электрооборудование промышленных предприятий».
Как правило, его студенты защищались на «хорошо» и «отлично». Многие выпускники поступали в вузы, и там, по их словам, при изучении спецпредметов они пользовались конспектами лекций своего преподавателя.
И хотя позже А. Кобяков перешёл на другую работу, связи с техникумом не прервались. На протяжении многих лет он был внештатным преподавателем на вечернем отделении, ежегодно консультировал дипломников-электриков.
Значительный период трудовой деятельности Анатолия Харитоновича приходится на работу на Нефтекамском заводе нефтяного оборудования (НЗНО). Он устроился сюда (тогда ещё в НЦБПО) в январе 1977-го мастером прокатного цеха и работал до выхода на заслуженный отдых в 2006-ом уже в статусе заместителя генерального директора НЗНО. Получается, А. Кобяков был одним из старейших по стажу ветеранов завода.
Руководитель предприятия Ахметгали Габдулгалиевич Галимов по достоинству оценил деловые качества молодого инициативного работника и вскоре назначил Анатолия Кобякова начальником производственно-технического отдела.
В 1985-ом А. Галимова перевели на работу в Уфу заместителем генерального директора АНК «Башнефть». Начальником завода был назначен Петр Васильев, заместителем начальника по производству – Анатолий Кобяков. По свидетельству Петра Клавдиевича, в лице Анатолия Харитоновича он получил грамотного заместителя, который также был бессменным секретарем партийной организации предприятия. Все эти годы они работали в тандеме, плечом к плечу, и из сложных ситуаций достойно выходили вместе.
А сложностей хватало. Экономическая обстановка в стране была крайне тяжёлая. В 90-е годы в кассе завода не было и ста рублей, чтобы поздравить работников со знаменательной датой. Заработную плату выдавали продуктами питания – мукой, мясом, сахаром. И даже мёдом – для этого около села Ташкиново завели свою пасеку.
Чтобы можно было поздравить коллег-женщин с 8 марта, соорудили теплицу, посадили рассаду и вырастили к празднику розы, которые вручали каждой работнице на проходной.
Одними из первых в объединении «Башнефть» на нефтекамском заводе запустили производство дефицитного эмалированного провода для ремонта двигателей всех модификаций. До этого эмальпровод приходилось покупать за валюту. Открытие нового производства позволило увеличить объёмы ремонтных работ в 5-10 раз. А сырьё – старый кабель – даже искать не приходилось, вся территория завода была им завалена…
С каждым годом объём производства по выпуску товарной продукции и оказанию услуг нефтегазодобывающим управлениям АНК «Башнефть» расширялся. В пору повального дефицита всего и вся завод освоил выпуск товаров народного потребления. После изучения спроса населения стали изготавливать более 50 видов ТНП – от гвоздей, молотков, кувалд и ледорубов до запасных частей сельскохозяйственной техники. Для их реализации на заводской проходной открыли салон оказания платных услуг населению, кстати, один из первых в городе. И надо отметить, он пользовался большой популярностью у горожан.
Да много чего хорошего успели. Молодые были, инициативные! Но самое главное, считали руководители НЗНО, это воспитание в коллективе духа патриотизма и гордости за родной коллектив. Все эти годы – вплоть до 2000-ых – завод ежегодно подтверждал звание «Предприятие высокой культуры производства» и считался лучшим в городе и объединении «Башнефть».
Несмотря на большую производственную занятость, Анатолий Харитонович занимался активной общественной работой. Кроме партийной деятельности, был на предприятии председателем совета по трудовым спорам, председателем совета по профилактике здорового быта, председателем участковой комиссии, избирался депутатом городского Совета. В течение 8 лет исполнял обязанности помощника депутата Госсобрания-Курултая РБ, являясь связующим звеном между депутатом и избирателями. И наставничество молодых кадров А. Кобяков считал важной ответственной работой. Многие его ученики впоследствии работали ведущими и главными специалистами, начальниками цехов и отделов завода.
Ринат Усманович Сюндюков, работавший на предприятии ведущим инженером по ГО и ЧС, вспоминает: «Анатолий Харитонович был не только прекрасным производственником, партийным руководителем, но и поддерживал все инициативы работников. В создании на заводе музея боевой и трудовой славы, подготовке и издании ряда книг об НЗНО также его большая заслуга. Он со всей присущей ему энергией помогал редакционной комиссии собирать сведения о ветеранах завода и даже написал вступление к книге об истории создания и деятельности завода. Как заместитель директора оказывал большую практическую помощь ветеранам Великой Отечественной войны в решении бытовых и жизненно важных проблем».
Есть о чём вспомнить и Гульфату Габдинуровичу Зиятдинову, бывшему в те годы директором подшефной заводу средней школы № 8: «Несмотря на большую занятость на производстве, этот разносторонний человек принимал активное участие во всех общественно-политических мероприятиях города: его неизменно можно было увидеть на спортивных соревнованиях, турслётах, митингах, субботниках… Но особо хочу отметить внимание Анатолия Харитоновича к нашей школе. Практически ни одно наше мероприятие не проходило без его участия. Это первые и последние звонки, выпускные вечера школьников, новогодние праздники. Анатолий Харитонович мог с удовольствием выступить с баяном перед учителями и учащимися школы, активно помогал при проведении торжественных мероприятий и знаменательных дат с вручением подарков от завода. За что мы его прозвали Дедом Морозом».
А. Кобяков всю жизнь развивался, старался расти в профессиональном плане. В его послужном списке – десятки курсов повышения квалификации в различных учебных заведениях и даже за рубежом. И выйдя на заслуженный отдых, он не перестал быть любопытным, жадным до новых знаний. Будучи пенсионером, прошёл курсы английского языка, компьютерной грамотности.
Любимая фраза Анатолия Харитоновича – «И пускай виски поседели, и глаза не так уж горят, никогда душой не стареет тот, кто смолоду сердцем богат». Эти слова не были для него пустым звуком. Каждый праздник он обязательно обходил своих друзей, близких коллег, дарил небольшие презенты и не жалел тёплых слов, идущих от души.
В жизни Анатолий Харитонович испытал немало трудностей. Но не сломался. Привыкший в любой ситуации надеяться только на себя, он был убеждён, что как бы ни было трудно, надо помнить: жизнь продолжается. И всегда был на позитиве…
***
16 января наступившего года А. Кобякову исполнилось бы 80 лет. Но, к сожалению, он скончался в ноябре прошлого года, не дожив до своего юбилея.
Светлая Вам память, Анатолий Харитонович!