-3 °С
Облачно
ВКTlgrmDZENОК
Все новости
СТАТЬИ
22 Июля 2020, 15:48

Деревенское детство моё…

Человек так устроен, что чем старше он становится, тем всё чаще вспоминает детство. Не замечали этого? Видимо, чем дальше мы отдаляемся от детства, тем оно ценнее. И в памяти всплывают яркие, интересные фрагменты, о которых мы, казалось, давно уже забыли...

Моё детство прошло в небольшой деревне в 60-70 дворов – деревне Новый Аткуль Калтасинского района.

Моё детство прошло в небольшой деревеньке и пришлось на 70-80-ые годы прошлого столетия.

В наше время — 70-80-е годы - в ней не было ещё пустующих домов, жизнь кипела и бурлила, была школа в два корпуса (но потом, в 1979 году, когда осталось всего 3 ученика начальных классов, одной из которых была я, её закрыли), магазин и даже клуб. А сейчас всего этого, к сожалению, в деревне нет. И проживают в ней в основном одинокие бабушки, есть всего несколько молодых семей с детьми. А тогда было много детей - мальчишек и девчонок, подростков и молодёжи. Скучать нам точно было некогда!

Мы расчищали лёд на речке или даже просто на огромных лужах, катались на коньках, у меня были только двухполосные, которые привязывала к валенкам, играли в хоккей с мальчишками, соорудив наколенники из старых папиных ватников. Играли зимой на улице до онемения пальцев, строили тоннели в снежных холмах и заходили домой, когда давно стемнело, отскребая метёлкой снег от штанов и варежек, которые уже стали ледяными и мы, сняв, ставили их в буквальном смысле слова к печке.

Зимой собирали берёзовые и сосновые шишки, чтобы сдать их в аптеку, летом - металлолом и макулатуру. Весной пускали кораблики по стремительным ручьям, летом босиком бегали по лужам под дождём, и никто нам этого не запрещал. Жгли костры, устраивали состязания и «пикники» - брали с собой молоко, хлеб, соль и огурцы. И было здорово, весело и вкусно. С мальчишками гоняли футбол, правда, они не всегда брали в команду девчонок. Став постарше, любили играть в волейбол. Иногда игра в «Картошку» могла закончиться фингалом, но это не пугало…

Мальчишки строили плоты и сплавлялись на нём по речке.

Кстати, у деревенских мальчишек детство было ещё более экстремальным: они строили плоты и сплавлялись на них по речке, «партизанили» в лесах, вели раскопки в поисках сокровищ и оружия, якобы оставшихся после белогвардейцев, прятавшихся в наших краях, и так далее. Обо всём и не расскажешь.

Рыбалка была излюбленным занятием не только мальчишек, но и нас, девчонок.

В деревенском клубе стоял огромный бак с водой из колодца, и все жители, пришедшие на концерт, или молодёжь на вечеринку, пили воду из одной металлической кружки. Никто не боялся заразиться, это и в голову не приходило.

Мы, школьники, по собственной инициативе ставили в деревенском клубе концерты.

Мы ставили в этом клубе концерты к каждому празднику, порой у нас даже не было гармониста, и мы плясали под «ля-ля». Но были зрители - односельчане, аплодисменты, были артисты, то бишь мы. Нас никто не заставлял это делать, мы сами проявляли инициативу. И нам это очень нравилось.

Каждый год 31 декабря мы всей деревней - и стар, и млад - шли в клуб, где проходило театрализованное представление,

а мы с отцом много лет подряд выступали в роли Снегурочки и Деда Мороза.

Удивительно, но мы как-то встречались и находили друг друга, хотя в помине не было мобильных телефонов, просто мы подходили к дому, громко кричали и звали по имени.

Работали всем классом, да что там – всей школой, начиная от среднего звена, на копке картошки, и длилось это не одну неделю.

Работали всем классом, да что там – всей школой, начиная от среднего звена (забыла сказать, учились мы в соседней деревне в двух километрах от нас), на копке картошки, и длилось это не одну неделю. Порой приходилось работать под дождём, а то и снегом, но работали все, и мысли не было сбегать или объявлять протест. А какой вкусный был обед, который привозили нам туда же, в поле! А вкус печённой на углях картошки вообще не передать словами.

Мы работали всем классом в лесу на расчистке делянок, сажали ёлки, работали в питомниках, при этом не боялись клещей.

Более того – мы работали всем классом в лесу на расчистке делянок, сажали ёлки, работали в питомниках, при этом не боялись клещей, и если даже они нас кусали, вытаскивали сами, выбрасывали, и не было случаев заболевания…

Мы, девчонки, собирали открытки, фотографии артистов (и знали их всех поимённо), обёртки из-под конфет, стекляшки. И если попадались «уникальные» - с изображением цветочков от разбитой чашки, это была большая радость. Кстати, мы знали поимённо и всех космонавтов, по телевизору всей семьёй наблюдали старт очередной ракеты.

Летом нас невозможно было загнать домой, однако мы не слонялись, не зная, чем заняться. Не помню такого.

Мы в детстве всегда находили чем заняться, нам никогда не было скучно.

Мы искусно прыгали на скакалке, так много и часто играли в классики, что на месте наших игр образовывались выбоины, и туда было удобно закидывать те самые стекляшки, которые использовали вместо битков. Прятки, вышибалы, жмурки, догонялки, Царь горы, «испорченный телефон», ножички, колечко-колечко – одни из самых любимых игр.

Выпросив у мамы кусок марли, что удавалось редко кому, потому что марля была в дефиците, или же тайком вынеся из дома отрезок старой тюли, мы рыбачили, по пояс в воде с кем-нибудь вдвоём устраивая «невод». Главное, здесь нужно было обязательно нижнюю часть «сети» вести по дну, чтоб не проскользнула рыбка, а потом искусно завести «невод» к камышам, или к берегу. Сколько радости доставляло, если на марле, вынутой из воды, плескались маленькие, а то и крупненькие сантиметров в 10-12, рыбки! А какие они вкусные — распотрошённые самими же, засоленные и засушенные, нанизанные на нитки!

Мультики, детские фильмы, «Ералаш», «Спокойной ночи, малыши!» были особой радостью. Всю неделю мы ждали «В гостях у сказки». Но у телевизоров мы не засиживались подолгу, это не было принято, да и некогда нам было!

Самый вкусный перекус – это хлеб с маслом, посыпанный сахаром, а ещё лучше – намазанный вареньем (это уже деликатес!). Если не было масла и варенья, а такое тоже бывало, хлеб с сахаром тоже был в почёте. И самое главное – успеть всё это сделать, пока мама не видит, и выбежать с куском хлеба на улицу. Вот вкуснотища-то!

Мы любили кататься на велосипедах, но женских в нашей семье не было, потому что, кроме меня, росли четыре пацана, да и у многих тоже. Поэтому мы, девчонки, катались на велосипедах братьев и, раз не доставали ноги, умудрялись крутить педали, просунув ногу под раму. И гоняли ведь быстрее ветра! Никто не запрещал нам это делать, хотя и падали, и ударялись, и наживали синяки и ссадины.

Старший брат увлёкся фотографированием и вовлёк в это занятие и нас, братишек и сестрёнку.

Благодаря этому у нас есть удивительные кадры нашего детства.

А ещё мы устраивали состязания, кто зимой, не упав ни разу, пройдёт по верху деревянного забора. Метров так пятьсот, потому что в деревне нашей принято огораживать забором сразу несколько участков, а не каждый в отдельности. Вы можете такое представить с нынешними детьми?! Бывало такое и летом, тут уж, конечно, это было рискованным занятием. Но обходилось без травм.

Зимой я умудрялась с братьями ради забавы взбираться с корытом на Л-образную заснеженную крышу сарая, и скатываться с неё, садясь в это самое корыто, на курятник и оттуда - в огород. Ого-го-го, ух, вот веселье, вот драйв! А ещё, не желая отставать от братьев, я взбиралась туда летом. Цепляясь, как альпинист, пальцами за щели на досках, которыми крыли крыши сараев. Подняться было проще, а вот спуститься с такой высоты, не скрою, ох как страшно. Как это мне удавалось, ума не приложу!

В нашей деревне была своя конюшня, и мы, 12-13-летние девчонки, воровали оттуда коней и устраивали скачки по полям и лугам.

В нашей деревне была своя конюшня. И, представляете, мы, 12-13-летние девчонки, прихватив из дома старые ватники, чтоб их использовать вместо седла, воровали оттуда коней и устраивали скачки по полям и лугам. Я до сих пор помню, как ветер свистит в ушах. Как мы не боялись? Как не падали, ведь седла не было, а мы держались лишь за уздцы, плотно обхватив ногами бока лошади. Сейчас я бы ни за что не рискнула это повторить. А тогда это было круто, неописуемые впечатления!

Строили шалаши летом, лазали по деревьям, соревнуясь, кто выше, качались на «качелях» из половых досок, установленных на срубах, да так высоко, что аж дух захватывало, собирали ягоды в лесу с мамой, блуждая целыми днями по зарослям и отбиваясь от полчищ комаров, паутов.

Сенокос раньше длился месяцами, всё делали вручную.

Сенокос требует отдельного рассказа, ведь раньше сенокосы тянулись месяцами. Сначала нужно было одному из членов семьи или нескольким принять участие в заготовке сена для государства, только потом разрешалось косить сено для своего хозяйства. Угодий таких, как сегодня, - в чистом ровном поле не было, все поля засевались, и нам выделялась делянка в лесу, которую прежде нужно было очистить после лесозаготовительных работ, срубить оставшиеся молодые деревца, выкорчевать пеньки, и только потом пользоваться в течение нескольких лет. После чего, когда делянка уже была выровнена, ухожена, её у нас отбирали и… давали новую делянку, оставшуюся от лесорубов.

Нам выделялась делянка в лесу, которую прежде нужно было очистить после лесозаготовительных работ,

срубить оставшиеся молодые деревца, выкорчевать пеньки, и только потом пользоваться в течение нескольких лет.

Сено косили, собирали, складывали в стога вручную, привозили большей частью на лошадях. И на сенокосе участвовали все — и стар и млад. Меня сначала оставляли нянчиться с малышами — двумя младшими братишками, а косить я начала лет с 13.

Обеденный перерыв на сенокосе - это возможность не только покушать, но и отдохнуть, пообщаться.

Заточка кос - серьёзное дело, и этим всегда умеючи и терпеливо у нас занимался папа.

Помню, как в один из июльских изнурительно-жарких дней пошла в лес к родителям и братьям с двумя братишками - грудным и 4-летним. Видимо, стало дома скучно. Помню, взяла кусок хлеба, а вот воды не догадалась взять. Ну что хотите, мне восемь лет тогда было! Удивительно, но я нашла дорогу, мы дошли до них, и тут же, покушав, обессиленные, уснули.

Мы маленькими пасли утят, гусят, а став чуть старше, выступали в роли пастуха и целыми днями пасли коров, овец и коз, целое настоящее стадо. И почему-то время тянулось как резиновое, и никак не наступал час возвращения в деревню.

Обязанностей по дому у детворы того времени тоже было немало, одна из них - уход за кроликами.

Обязанностей по дому тоже было много: расчистить двор от снега, натаскать воды, дров, собрать малину, смородину в саду, постирать, вымыть полы, присматривать за младшими детьми, убрать навоз в сарае, привести коров, овец вечером домой, а не вернувшихся — найти, иногда — подоить корову, собрать колорадских жуков и так далее.

Помню, урожая смородины было столько, что собирали вёдрами.

Перечень дел, которые нам поручала мама, был обязательным к исполнению, не приходило и в голову что-то не сделать, от них никто не освобождал, поэтому мы спешили сначала сделать дело, а потом уж гулять смело.

В деревне без дров никак, поэтому в обязанности братьев входило и колка дров, их складирование.

Весёлое было детство, доброе, забавное, насыщенное, яркое, наполненное впечатлениями, эмоциями, красками. Нам есть что вспомнить, что рассказать, над чем посмеяться и поразмыслить. В городе эта изумительная пора наверняка проходила по-другому. А я сегодня вспоминала о своём детстве - детстве деревенском моём...

Фотографии к материалу ИЗ СЕМЕЙНОГО АРХИВА АВТОРА.

Читайте нас: