-3 °С
Облачно
ВКTlgrmDZENОК
Все новости
СТАТЬИ
19 Октября 2021, 16:50

ЦЕХ №23: сердце автобусного производства НЕФАЗа

История рождения цеха сборки автобусов на «Нефазе» неразрывно связана с развитием всего автобусного производства.

ЦЕХ №23: сердце автобусного производства  НЕФАЗа
ЦЕХ №23: сердце автобусного производства НЕФАЗа

Напомним, что «Программа освоения пассажирских автобусов на шасси КАМАЗ» была принята в 2000 году. Автобусное шасси КАМАЗ-5297 было разработано в 1997 году. Ряд специализированных предприятий пытались наладить производство автобусов на базе этого шасси, но дальше опытных образцов или в лучшем случае небольших опытных партий дело не шло. Но на Нефтекамском автозаводе к 2000 году осталось около 20 тысяч квадратных метров недостроенных и необжитых производственных площадей, их и решено было задействовать.

Как только строители покидали стройплощадку, на ней тут же начинался монтаж оборудования. Так, сначала заработал заготовительно-сварочный цех №22 (2001 г.), а спустя несколько месяцев – окрасочно-сборочный цех №23. В 2003 году цех сборки и покраски №23 был разделен на два подразделения: цех сборки автобусов № 23 и цех окраски автобусов №26.

 Специфика цеха

 В цехе сборки автобусов №23 производится сборка пассажирских автобусов серии НЕФАЗ-5299 и электробусов КАМАЗ-6282. Здесь выполняются сборочные работы, являющиеся заключительным этапом в производственном процессе, на котором из отдельных деталей и узлов собираются готовые изделия.

Цех по своим основным выполняемым функциям делится на 6 участков: изготовления электрических жгутов, подсборки мелких узлов, остекления, сборки перспективных моделей, основную конвейерную линию и участок доводки и сдачи готовой продукции.

Как же происходит сборка техники? Установленный на шасси окрашенный кузов с помощью специального приспособления подается с передаточного конвейера линии окраски на пост остекления. На этом посту выполняется установка стекол, аварийно-вентиляционных люков, турбовентиляторов, кондиционера.

При выполнении сборочных операций применяются высококачественные клеящие и герметизирующие материалы фирмы Sika (Швейцария). Для нанесения материала используется насосная установка производства фирмы Graco (США). Далее автобус подается на посты общей сборки, где последовательно устанавливаются внутренняя обшивка, система отопления, сиденья, поручни, двери, электрооборудование, детали внутреннего интерьера и наружной отделки и т.д.

На участке подсборки мелких узлов автобуса устанавливаются двери, люки, сиденья и т.д. На электромонтажном - изготавливаются электрические жгуты проводов, предназначенных для соединения электрических схем оборудования производимой техники. После выполнения сборочных операций автобус подается на участок доводки и сдачи. Здесь производятся доводочные и регулировочные работы, проверка всех систем, основных узлов и агрегатов автобуса, исправляются все выявленные дефекты. Здесь же проводится компьютерная диагностика двигателя, автоматической коробки переключения передач. Автобус подвергается испытанию на водонепроницаемость и пробеговым испытаниям в объеме 50 км. Прошедший испытания и принятый ОТК автобус сдается в сбыт. Электробусы собираются на участке сборки перспективных моделей.

Объёмы производства

 Темпы выпуска автобусов наращиваются ежемесячно. За месяц выпускается около 180 автобусов! Производительность цеха – около 2000 автобусов в год. Модельный ряд автобусов НЕФАЗ и номенклатура цеха включает в себя: междугородные, городские, пригородные автобусы и электробусы. Всего около 20 модификаций пассажирской техники. С 2001 по 2020 гг. в автобусном производстве выпущено 17010 единиц техники (включая автобусы и электробусы). С начала 2021 года по сентябрь выпущено 1342 автобуса и 270 электробусов. Объемы производства за сентябрь по цеху следующие: 152 пассажирских автобуса и 25 электробусов. В настоящее время линия конвейерной сборки преодолевает восемь автобусов в сутки, линия сборки электробусов вышла на две единицы в сутки. Задачи на перспективу – развивать темпы производства по направлению автобусов и электробусов. Сейчас в основном это заказы для «Мосгортранса», «Роснефти», Санкт-Петербурга, Кемеровской области, Перми, Казани и т.д.

 Модернизация производства

 Общая площадь цеха №23 – 11610 кв. м, производственная – 6885 кв. м. Цех оснащен современным оборудованием, которое поддерживается в рабочем состоянии, по мере необходимости проводится его ремонт. Также оно систематически обновляется, старые модели заменяются более новыми и современными. Так, в 2019 году была полностью модернизирована конвейерная линия под постоянную сборку автобусов, организован участок доводки и сдачи готовой продукции с новой камерой проверки на водонепроницаемость, смотровыми ямами и передвижной оснасткой. Кроме того, на участке был установлен регулировочный стенд тормозных усилий, предназначенный для проверки тормозных систем, контроля эффективности торможения и устойчивости техники при торможении. Высокой производительностью, надежностью и богатым функционалом обладают приобретенные отрезные станки фирмы Bosch.

В этом году сделана заявка на приобретение новой установки Graco для нанесения клея. Периодически по мере износа закупаются новые электроинструменты. На сегодняшний день сборочный конвейер цеха на 99 процентов освобожден от сжатого воздуха, соответственно и от пневмоинструментов. Планируется закупить два машинокомплекта подъемника ПП-20, предназначенного для подъема автобусов при выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту.

На участке изготовления электрических жгутов на 50 процентов сокращена ручная работа в связи с установкой нового оборудования по обжиму, маркировке проводов. Благодаря этому сейчас эта операция менее трудоемка и более эффективна.

С того момента, как в 2018 году стартовала сборка электробусов и автобусов для ГУП «Мосгортранс», в цехе начали выполнять работы по калибровке, прошивке программ, систем видеонаблюдения и телематики, которыми оснащены автобусы и электробусы данных моделей. Такие операции требуют от работников умения работать на современном высокотехнологичном оборудовании, а также соответствующие компетенции.

 Коллектив цеха

 Атмосфера в цехе сборки автобусов №23 оживленная, работы здесь всегда много. Новенькие сверкающие автобусы и электробусы на завершающей стадии радуют глаз и восхищают. Примечательно, что гостям завода и города, приехавшим на экскурсию, в первую очередь показывают автобусное производство и цех №23. А творит всю эту красоту, конечно, коллектив цеха. Ведь один из определяющих факторов развития производства и выпуска качественной техники, наряду с оборудованием, - опытные квалифицированные кадры. На текущий момент численность коллектива цеха №23 – 684 человека, основных – 611, вспомогательных – 55, ИТР – 20. Средний возраст работников – 35-40 лет. Основная специальность – слесари механосборочных работ, остальной контингент – слесари-электромонтажники, электромеханики по средствам автоматики и приборам технологического оборудования, маляры, водители-испытатели, мойщики-сушильщики, комплектовщики, транспортировщики, операторы ЭВиВМ, кладовщики, распределители работ. Все они работают под контролем и сопровождением служб качества, главного конструктора и главного технолога.

Как и в любом другом коллективе, здесь есть такие работники, которые составляют золотой фонд цеха. Двадцатилетний путь, который прошел коллектив подразделения, позволил ему приобрести бесценный опыт работы и воспитать своих профессионалов. Многие из них стояли у истоков цеха и автобусного производства в целом.

Один из них – слесарь МСР Т.Х. Искандаров, который работает на заводе с 1985 года и с первых дней создания цеха. В 2020 году его фотография была размещена на Аллее Славы завода. Множество наград за добросовестный труд имеет слесарь МСР Ф.А.Шафиков, заводская биография которого также началась в далеком 1985 году. Заводской стаж около 30 лет имеют слесари МСР Х.Ш.Сулейманов, З.Ф.Салимгареев, И.Х.Мустафин, И.Н.Фаррахов, Н.А.Аптеев. С 1981 года трудится И.М.Набиуллин, который неоднократно поощрялся грамотами и благодарностями. Почти с первых дней, с 2002 года, работает и мастер Р.А.Сальманов.

В коллективе многие годы трудятся бок о бок и семейные пары, которые являются гордостью и опорой цеха. К ним можно отнести семью Анваровых – Рафиса Ханасовича и Физину Ринатовну. Муж работает слесарем МСР, а жена – электромонтажником на участке изготовления жгутов. Оба начинали работать на заводе более 30 лет назад. Мастерами работают супруги Хамадьяровы – Ирек Равилович и Ильмира Равиловна. Они устроились на завод одновременно – в 1988 году. А Ильмира Равиловна, помимо своей основной работы, занимается профсоюзными делами цеха. Еще одна достойная семейная династия – Рахматуллины – Булат Фанисович и Лилия Гаптелфаязовна, которые тоже трудятся на заводе уже многие годы. Нельзя не отметить и чету Васиковых - Руслана Рифовича и Динару Тимербулатовну. Он отлично справляется со своей работой на участке остекления, она - на участке сдачи готовой продукции. Замечательный пример подает молодым работникам цеха семейная пара Гильвановых – Айгуль Альфировна и Алмаз Фарихович. Она работает распределителем работ, он – слесарем-электромонтажником.

На участке сдачи готовой продукции очень многое зависит от мастерства слесаря-электромонтажника А.С. Габдуллина, который, несмотря на относительно молодой возраст, отлично разбирается в нюансах работы, справляется со своими обязанностями, никогда не откажет в помощи и ответственно подходит к решению поставленных задач.

Слаженную работу цеха трудно представить без электромонтажниц участка изготовления электрических жгутов.

Среди работников, имеющий большой опыт работы в цехе, нельзя не упомянуть и оператора ЭВиМ А.Г. Меньшатову и табельщика З.Ф. Габдрахманову.

С 2007 года работает на заводе А.Г. Хайрисламов, свою заводскую биографию начинал слесарем МСР. Сейчас, благодаря знаниям, опыту и ответственному отношению к труду, стал сменным заместителем начальника цеха.

Сборка электробусов производится бригадой сборщиков участка перспективных моделей цеха №23 в количестве 40 человек. Возглавляет её многие годы слесарь МСР Р.Х.Анваров, о котором было написано выше. Большой вклад в это дело вносят также работники участков сдачи, мелких узлов и деталей. С одной из главных задач, стоящих перед ними, – качественная и своевременная сборка электробусов, они справляются прекрасно.

Конечно, это совместный труд работников многих подразделений, начиная с конструкторов и технологов, заканчивая слесарями механосборочных работ. Качество сборочных работ значительно влияет на эксплуатационные качества машины, на её надежность и долговечность. Поэтому работа, которая выполняется в цехе, имеет первостепенное значение.

Гузель Гадиятова.

Фото: Евгений Изибаев.

Автор:
Читайте нас: