+12 °С
Дождь
ВКTelegramDZENОК
Все новости
ДАТА
30 Апреля 2019, 14:19

Эхо Чернобыля

26 апреля отмечался День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах. В этот день 33 года назад весь мир потрясла катастрофа на Чернобыльской атомной электростанции.

Память об этой дате и спустя десятилетия собирает всех, чтобы еще раз напомнить миру о страшной трагедии и ее последствиях. Вспомнить всех, кто принимал участие в ликвидации аварии, почтить память жертв радиации, и по большому счету не допустить повторения роковой ошибки.
По традиции в Международный день памяти о чернобыльской катастрофе в Нефтекамске состоялось торжественное возложение цветов у памятника чернобыльцам, в котором приняли участие представители администрации города, ликвидаторы Чернобыльской аварии, вдовы участников ликвидации, городская общественность.


Вот они нефтекамские ликвидаторы последствий Чернобыльской аварии.
Герои своего времени.
Фото: Руслан Никонов, «КЗ».

По словам руководителя Нефтекамской городской общественной организации инвалидов «Союз Чернобыль» Равиля Рухулбаяновича Исламова, более 270 нефтекамцев участвовали в ликвидации последствий радиационной аварии. В общей сложности на ликвидацию последствий Чернобыльской катастрофы было мобилизовано более миллиона военнослужащих, 500 тысяч сотрудников МВД, эту трагедию пережили на себе более 2,5 миллионов человек - граждан Советского Союза.
Нефтекамец Михаил Александрович Созыкин был в числе первых, кто заливал саркофаг над четвертым энергоблоком Чернобыльской атомной электростанции. Его и еще нескольких работников из нефтекамских предприятий УБР, НГДУ «Арланнефть», «Южарланнефть» направили в июне 1986 года в Чернобыль, как оказалось, в самое пекло. 27 мая было принято решение о создании саркофага, а 4 июня наши нефтекамские нефтяники были уже на месте аварии.
- Мы приехали на Чернобыльскую АЭС, а там народу, техники - как в огромном муравейнике. Тысячи людей со всех концов Советского Союза, - вспоминает о той командировке Михаил Александрович. - Мы работали на спецтехнике. Каждому выдавался респиратор, специальная защитная форма. Переодевались и - за работу. Трудились по два часа в день. Заливали саркофаг специальным цементом. Такой марки цемент я до той поры не видел, хотя в родном УБРе работали с цементом высокого качества. Цемент такой, что чуть прозеваешь – схватится намертво. Проработали две недели, приняли свою дозу радиации, и нас отправили домой…
Каким был уровень облучения на самом деле, наверное, не знает доподлинно никто. По рассказам чернобыльцев-ликвидаторов, каждому выдавался дозиметр, но показания были непонятными. Уровень радиации измеряли и дозиметристы. Бывало, по словам очевидцев, в их руках прибор зашкаливал от радиации. В официальной же справке, выданной Михаилу Александровичу Созыкину, написано, что он находился в зоне открытого излучения радиации и принял десять рентген излучения. Это пятилетняя норма дозы радиации. На сегодня из пятерых чернобыльцев-ликвидаторов от Нефтекамского УБРа двоих уже нет в живых. Каждый из них мог отказаться от злополучной командировки в Чернобыль, дело было добровольное. Но все они понимали: кому-то надо это делать, чтобы смертоносная радиация не распространилась дальше…
Читайте нас: