Профессия – быть человеком
Поэтому когда на редакционной планерке речь зашла о Дне филолога, вопроса о ком писать и не стояло, как-то разом вспомнили именно о ней. Задавать вопросы, как обычно, даже не пришлось, достаточно было ей как филологу обозначить тему. И Ольга Николаевна с присущей ей искренностью и открытостью рассказала о том, как пришла в профессию, состоялась как учитель и чему учит детей на уроках литературы.
- Я с детства хотела быть человеком, похожим на моего учителя. Мне казалось, что это профессия – быть Человеком. Я пошла в первый класс в четвертую школу, ни одной буковки не знала, читать не умела. И очень стеснялась этого, потому что многие мои одноклассники уже бегло читали. Я была тихим, боязливым ребенком и со страхом пошла в школу. Там, на школьном пороге, меня встретила моя первая учительница Мария Васильевна Ярославцева, и сразу как-то тепло, ободряюще меня к себе прижала. И я тогда подумала: «Буду такой, как она: доброй, буду человеком, к которому тянутся люди». Помню, как она укутывала нас какими-то шалями, угощала пирожками, относилась к нам по-матерински тепло. Мы были последним ее выпуском...
- Мне по жизни везет на хороших людей, рядом со мной всегда добрые, интересные люди, - рассказывает Ольга Николаевна. - Помню свою учительницу Розу Мухаметовну Мавлютову, я уже тогда училась в восьмой школе. Она была идейным, сильным литератором. По натуре я скромная, но если не принимала литературного героя, то тихонечко высказывала свое мнение. И, видимо, этим и приглянулась ей. В любимчиках не была, но она прислушивалась к моему мнению. Сейчас никто не верит, но на уроках я отвечала очень тихо, чуть слышно. Поэтому когда в конце десятого класса сказала, что хочу быть учителем русского языка и литературы, она восприняла мой выбор в штыки, сказав: «С твоим тихим голосом, с твоими данными ты не сможешь, ты потеряешься!» В то время мы сдавали шесть выпускных экзаменов, в их числе и литературу устно. На экзамене по литературе она велела мне тянуть пять билетов вместо одного. «Раз хочешь на филфак, бери пять билетов!» Все билеты попали по «Войне и миру». И потом, когда я ответила по всем пяти билетам, она хитро посмотрела на меня и сказала: «Ты же понимаешь, раз ты тянула не один билет, а пять, я не могу поставить тебе пятерку». У меня слезы из глаз: это была единственная четверка в аттестате...
Русский язык и литература – это моё!
- Но этот жизненный урок закалил мой характер. И, несмотря на то, что и мама была категорически против: «Какой из тебя учитель?» - сказала она, мы с папой поехали поступать в Бирск. Почему Бирск? Потому что мне нравятся маленькие уютные города, типа нашего Нефтекамска. Да и папа родом из этого яблоневого края. Выбирая факультет, я начала метаться: инфак или истфак, после выпускного экзамена по литературе филфак мною и не рассматривался. Поступила на инфак, через два месяца перевелась на истфак, но потом все-таки пришла в деканат и сказала, что хочу на факультет русского языка и литературы. Мое решение не понимали, в те годы инфак считался одним из самых престижных факультетов, и конкурс на него был всегда на порядок выше, чем на остальные. Но я настояла на своем и стала учиться на филологическом факультете. Однажды нас, студентов-отличников, поощрили практикой в Санкт-Петербурге, и мне тогда посчастливилось практиковаться у известного учителя-словесника Евгения Николаевича Ильина, это был учитель от Бога. Все уроки он проводил неординарно. Всё, что у меня сегодня есть в учительском багаже, это от него и от Розы Мухаметовны. Тогда я и поняла, это мое!
После института по распределению уехала в село Никольское Буздякского района. Преподаватель психологии и педагогики говорила: «Девочки, милые, ради Бога, вы из города поедете в село. Только не выходите замуж за тракториста». Я сидела и думала: «Как это? А если любовь?» Приехала в село и встретила своего тракториста, вышла замуж и много лет проработала в селе. Конечно, городской девчонке тяжело было в сельских условиях, но зато я там стала настоящим учителем. Поначалу была ошарашена отношением к школе. «Ой, мой не успел уроки сделать, вчера баню белили, весь вечер воду таскал». Слушаю, а сама думаю: «Боже мой, как я буду их учить?» А вскоре они убедили меня ещё раз в том, что я права, что в первую очередь – человек на земле. А потом уже учеба. В селе проработала одиннадцать лет, затем вернулась с семьей домой, в Нефтекамск. Как человек очень домашний, я все эти годы очень скучала по дому, стремилась в родные пенаты. Приехала с мыслью: в школу больше не пойду - устала. А когда 1 сентября повела детей в школу, окунулась вновь в атмосферу Дня знаний: кругом банты, цветы, радостные лица. Пришла домой и расплакалась: «Мама, я так хочу в школу!» Начала искать работу, и в «Красном знамени» наткнулась на объявление: «В женскую гимназию требуется учитель»...
Как оказалось, на место учителя гимназии претендовало 11 педагогов. В рамках конкурсного отбора каждый из них должен был дать урок. Причем директор Юрий Иванович Сурнин честно предупредил, что предпочтение будет отдаваться городским учителям, все-таки гимназия – инновационное учреждение. Дома Ольга Николаевна обложилась методичками, учебниками и вдохновленно готовилась к решающему уроку. В назначенный день красивая, в ярко-красном платье в пол она шла в гимназию. Проходя через двор десятой школы, под деревом увидела плачущего мальчика. Конечно, Ольга Николаевна не могла пройти мимо. Причиной слез мальчика был маленький котенок, который сидел на дереве и не мог слезть. Ольга Николаевна отдала в руки мальчику свою сумку, залезла на дерево, взяла котенка. Только когда спустилась, увидела грозную собаку, которая и загнала котенка на дерево... На урок Ольга Николаевна пришла немного потрепанная собакой, поцарапанная испуганным котенком. После открытого урока шел самоанализ. Но директор сказал: «Ладно, не анализируй. Ты вот что скажи: у тебя проблемы в семье?» После рассказа про собаку с котенком, они вместе посмеялись над случившимся. А позже он рассказывал: «Как только ты вбежала в класс, я решил – берем! Ты была такая вся готовая летать…» И вот уже более двадцати четырех лет Ольга Николаевна работает учителем русского языка и литературы в гимназии №1. Каждый ее урок литературы – это урок жизни для гимназистов.
- В моей учительской концепции самым главным всегда был человек. На любом уроке, – продолжает свой рассказ Ольга Николаевна. - То есть когда я начинаю объяснять тему, мне важно, чтобы дети услышали, что это не великий писатель, не гений, а, прежде всего, человек. Мне не нужно, чтобы они выучили биографию назубок, когда автор родился, женился, мне важно знать, что мои ученики запомнили человеческое в нем. Поэтому, когда начинаю рассказывать о писателе, я ищу такие жизненные истории, чтобы зацепить внимание учащихся. Когда читаем произведения, начинаю проводить параллели с современностью, искать примеры из жизни. И тогда дети не говорят: «О, «Преступление и наказание», как это от нас далеко», ««Война и мир» - это четыре тома по-французски!», а начинают по-другому смотреть на произведения, литературных героев...
По жизни Ольга Николаевна очень уютный, спокойный человек и не любитель всевозможных конкурсов и состязаний. Придерживается сдержанной позиции, с флагом на баррикады первая не полезет, но если некому выступить, то она всегда поддержит коллектив. Так, в 2006 году она приняла участие в конкурсе «Самый классный классный», который проводился впервые в нашем городе, и вышла в победители. В следующем году она стала победителем городского конкурса «Учитель года». Этот год стал для нее временем тяжелых испытаний. В феврале она победила в конкурсе, в марте трагически погиб ее сын. Огромное горе разбило материнское сердце. Не прошло и 40 дней со дня смерти сына, а ей нужно было выступать на республиканском конкурсе. Ольга Николаевна собрала остатки сил и поехала на конкурс в память о сыне, с которым вместе готовились к городскому этапу конкурса. Именно он подавал ей идеи, поддерживал морально. Помнится, перед конкурсом она спросила: «Сынок, как думаешь, какую тему урока лучше выбрать?» А он ответил: «Мама, ты просто о жизни говори. Просто начни, как в своей гимназии. Не думай, что тебе надо блеснуть знаниями, ты в глаза детей смотри...»
На конкурсе «Учитель года» в Уфе она была вне конкуренции, побеждала по всем параметрам. Оставался последний этап конкурса - пресс-конференция с финалистами, где Ольга Николаевна призналась, что принять участие на российском уровне не сможет по семейным обстоятельствам. Организаторы поняли состояние матери, потерявшей сына, пошли навстречу. И на российском конкурсе представил республику другой финалист, а Ольге Николаевне дали второе место в республиканском конкурсе «Учитель года-2007». В том же году учителю гимназии №1 Ольге Николаевне Феофановой за высокий профессионализм было присвоено звание заслуженного учителя РБ...
В прошлом году Ольга Николаевна собралась уходить на пенсию. Весь учебный год настраивала себя на это, но один вопрос не давал ей покоя: «Кому я расскажу про Николая Гумилева, а про Максимилиана Волошина, какой он необыкновенный…» И так получилось, что директор гимназии Гульнара Альбертовна Мусина попросила ее остаться еще на один год.
- В гимназии есть традиция - давать уроки жизни, – рассказывает она с какой-то просветленной улыбкой. - И я напоследок готовилась дать этот урок жизни, чтобы меня запомнили как учителя, который научил своих учеников, прежде всего, оставаться людьми даже в нечеловеческих условиях. И совсем неожиданно наткнулась на небольшое произведение Майка Гелприна «Свеча горела», где рассказывается о том времени, когда придет век всеобщей компьютеризации, когда учителей заменят роботы. И старый учитель, который стал никому не нужен, дает объявление. Когда он собирается уйти из жизни, маленькие дети, которых привел робот-гувернер, стучат ему в дверь: «Вы будете нас учить литературе?» И учитель говорит со слезами на глазах: «Я буду вас учить литературе!» И когда пришло время решения – остаться или уйти, сама себе сказала: «Да, я буду их учить литературе, буду учить человековедению!»