+1 °С
Ясно
ВКTlgrmDZENОК
Все новости
ДАТА
6 Июля 2020, 13:21

Чтобы писать о спорте, диплом иметь не обязательно

2 июля официально считается Международным днём спортивного журналиста. В нашем городе наиболее популярным представителем этой журналистской когорты является Анатолий Легчилин, в чьем лице хотелось бы поздравить всех корреспондентов, пишущих о спорте.

- Анатолий Иванович, твои первые статьи в «Красном знамени» мы читали еще в 80-е годы. Как получилось, что ты стал писать именно о спорте?
- Вообще-то писать начал еще со школы. Мне всегда удавались сочинения на свободную тему, и однажды классный руководитель попросила написать о соревнованиях по шахматам, в которых я сам участвовал. Заметку опубликовали в школьной газете, а потом я и сам почувствовал интерес к спортивной тематике.
- И решил стать профессиональным журналистом?
- Нет, это случилось гораздо позже. Сначала я окончил технический вуз. Кстати, среди моих друзей и коллег немногие имеют профильную специальность. Есть, конечно, маститые филологи, но большинство оканчивало самые разные учебные заведения – от ПТУ до БашГУ. По моему глубокому убеждению, чтобы писать о спорте (и не только о спорте), не обязательно иметь соответствующий диплом. Можно быть инженером, экономистом, врачом, в общем, человеком другой профессии, который любит спорт.
- Какое издание стало для тебя точкой отсчета?
- Ташкентская газета «Правда Востока». В середине 70-х диктором стадиона «Пахтакор» был очень уважаемый в Узбекистане спортивный комментатор Ахбор Рустамович Имамходжаев, который сыграл большую роль в выборе моей второй профессии. Я тогда еще играл в футбол, судил чемпионат республики, и как-то он пригласил меня на встречу с известным игроком «Пахтакора» и сборной СССР Геннадием Красницким, а потом неожиданно попросил написать об этом мероприятии.
- После чего был окончательно «приговорен»?
- Если ты думаешь, что вход в профессию был для меня легким, то ошибаешься. Сопляку-стажеру безо всякого опыта получить возможность опубликовать хоть какие-то строчки на самом деле было большой проблемой. Моя первая серьезная статья (о хоккейной команде «Бинокор») вышла далеко не сразу. И первым моим «разоблачителем» был Ахбор-акя. Никогда не забуду его напутствие: работай над ошибками, больше читай, учи русский язык, и все у тебя получится. И заставил ведь учиться: сначала в школе футбольного арбитра, а потом в Институте марксизма-ленинизма при ЦК КПСС Узбекистана на отделении журналистики.
- У спортивного журналиста ненормированный график работы?
- Именно так. Спортивный календарь устроен таким образом, что главные спортивные события происходят в выходные. Поэтому о свободных субботах и воскресеньях можно забыть. Нет и такого понятия, как начало и конец рабочего дня. День начинается тогда, когда играет ваша команда и заканчивается, когда вы про это напишете и сдадите материал в редакцию. И никого не волнует, спали вы ночью или нет. Спортивная журналистика состоит именно из таких людей. Все остальные быстро становятся несчастными и стараются уйти.
- У такого графика, наверное, есть и свои плюсы?
- Современная оперативная журналистика давно отказалась от офисной работы, когда нахождение в редакции вообще не обязательно. Это создает некоторое ощущение свободы. Но это только ощущение. Новичкам в профессии кажется, что посмотреть мир, да ещё «на халяву», окупает все издержки. Однако со временем приходит осознание, что такие поездки очень далеки от классического туризма.
- Ты поработал в солидных спортивных СМИ, пресс-атташе в волейбольном и футбольном клубах. Приходилось встречаться со звёздами мирового спорта?
- Довелось побывать на мировых чемпионатах, Кубках мира по биатлону и шахматам, интервьюировать знаменитых чемпионов. Все они в большинстве своем довольно простые в общении люди. Чемпионы мира по боксу Костя Дзю и Наталья Рагозина, шахматист Анатолий Карпов, футбольный вратарь Анзор Кавазашвили… Но разговаривать с ними непросто. Нужно тщательно готовиться. И если они почувствуют, что ты дилетант в их виде спорта, разговора не получится.

Стадион «Торпедо», июль 1995 года: судья Анатолий Легчилин и председатель федерации футбола РБ Александр Лапин.
Фото из личного архива.

- Ты ведь был футбольным арбитром – сложная работа?
- О, это было так давно... Первые года три я фиксировал все игры, которые судил, но потом сбился со счёта и уже никогда к этому не возвращался. Думаю, матчей 400 за 16 лет все-таки набралось. Начинал с чемпионата Узбекистана, судил вторую лигу первенства СССР и России. Так что полетать пришлось по всему СССР - от Риги до Тбилиси и от Калининграда до Находки. Пройти этот путь без срывов – удел немногих. Один человек будет утверждать, что пенальти был, а другой – поклянется мамой, что не был. Поэтому всегда найдется человек, который во все горло будет орать «судья продажный», и никто его не переубедит.
- Это правда, что ты недолюбливаешь социальные сети?
- С некоторых пор вышел из всех сетей. Надоело читать всякую галиматью. Интернет ведь по своей сути безответственен. Потому что анонимен. Оскорбил человека, известного на весь спортивный мир, поиздевался над его близкими – и как с гуся вода. А вот когда выпускаешь газету или журнал, то подписываешься под каждым словом, неся за это полную ответственность.
- Помню-помню, как тебя «полоскали» в сетях, что ты, мол, провинциал из деревни, и звать тебя никак, и как ты вообще посмел перечить обладателям «золотых перьев»…
- Меня всегда удивляла заносчивость некоторых столичных акул пера, которым приходилось объяснять, что все в этом мире относительно. Уфа многим моим друзьям в Питере, например, тоже представляется хотя и большой, но деревней. Да, работал в Нефтекамске, но никогда не думал, что это зазорно. Всегда считал, что провинциалу виднее, потому что его взгляд не зашорен, а потому - более правдив. Он быстрее реагирует на события, к которым столичный житель привык и потому не замечает. Так что я не уверен, что журналисты, работающие в Нефтекамске или Николо-Березовке, в профессиональном плане в чем-то уступают своим уфимским коллегам.
Читайте нас: