Крупный пожар в торговом центре в Нефтекамске
Все новости
ДАТА
23 Ноября 2020, 11:53

Логопед Элла Санникова рассказывает о «сысках» и «фыфках»

Всем известно, что человека, умеющего красиво говорить, можно слушать часами. И в то же время невнятная, смазанная речь, проблемы с формулированием мыслей осложняют общение и социальное взаимодействие. Особенно остро эта проблема стоит у детей современного поколения.

Первыми «помогаторами» малышей в борьбе с «сысками» и «хыхками» становятся логопеды. Помогая им наладить контакт с миром, они проделывают колоссальную работу, всесторонне развивают головной мозг.
Уже 15 лет в детском саду №10 трудится логопед Элла Рафаильевна Санникова, которая исправляет дефекты речи у детей, имеющих диагноз «общее недоразвитие речи». Такая работа требует особенного профессионализма, выдержки и терпения, ведь нередко этот диагноз сопровождается неврологическими нарушениями.
- Самое интересное в нашей работе – помогать родиться речи у ребёнка. Своего рода процесс родовспоможения, - смеётся Элла Рафаильевна. - Процесс этот сложный и длительный, и в основном построен в форме игры. Детям гораздо легче усвоить материал, если он подаётся легко и как бы шутя.
У Эллы Рафаильевны находятся стишки, потешки и игры на самые разные случаи, жизненные явления и звуки речи. Жизнелюбивая, с чувством юмора она легко находит контакт с каждым малышом и родителями воспитанников.
Наверное, поэтому её так любят дети, считая своим другом и всякий раз демонстрируя родителям новые умения. В свою очередь и она с теплотой отзывается о каждом своём малыше. С некоторыми из них добиться результата удаётся за несколько занятий, в особо сложных случаях – за несколько лет при совместном лечении у невролога, ортодонта, лора, психолога или других специалистов.
Артикуляционная и пальчиковая гимнастики, групповые и индивидуальные занятия – лишь часть инструментов для овладения речью. На столе Эллы Рафаильевны стоит кипа бумаг. Здесь есть картинки с животными, растениями, а также учебные методики лучших логопедов страны, зеркало и волшебные ватные палочки, которые помогают ребятам научиться «рычать». В общем, скучать здесь не приходится.
- Задача логопеда – не только научить слышать и произносить звуки, мы учим звуковому анализу и синтезу, развиваем связную речь, мышление и память, - говорит Элла Рафаильевна. – Хочется, чтобы по окончании детского сада наши выпускники успешно реализовали себя в школе и вспоминали о нас с теплотой.
К слову, в этом году логопед выпустит ещё одну группу дошколят, с которыми работает уже третий год. И всё это время их занятия сопровождались регулярными консультациями с родителями, еженедельными домашними заданиями, которые ребята выполняли уже с 3-4-летнего возраста, в отличие от воспитанников обычных групп.
- Логопед – это открыватель дверей. Индивидуальные занятия с ребёнком, как правило, проходят 20-30 минут. А вот автоматизация звуков проходит уже при непосредственном участии родителей, - рассказывает Элла Рафаильевна. – Для этого не обязательно сидеть за столом, требуя от ребёнка правильного произношения звуков. Иногда достаточно с ним просто разговаривать. Идёте на улице – спросите, с кем он сегодня играл, чем занимались в саду, посчитайте всех ворон на дереве. Нужно стимулировать ребёнка к размышлениям.
Ещё три десятилетия назад нарушения речи встречались лишь у небольшой доли детей. Сейчас же помощь логопеда требуется многим детям. В связи с этим в трёх детских садах города - №2, 10, 34, действуют логогруппы, которые посещают дети с тяжёлыми нарушениями речи. Причинами этого, как отмечает Элла Рафаильевна, становятся нарушения внутриутробного развития, тяжёлые роды, дефицит общения с родителями.
- Раньше в отсутствии гаджетов, телевизоров родителям так или иначе приходилось общаться с детьми. Сейчас же им некогда думать, размышлять, обсуждать, каждый занят своим телефоном. Возьмём даже современные мультики, где большинство героев говорят быстро, невнятно, в результате ребёнок не успевает усвоить речь, и она проходит у него фоном. А старые добрые мультяшные герои были сделаны по всем педагогическим канонам, дети могли запомнить и картинку, и артикуляцию, и смысл происходящего.
В последнее время за помощью к логопедам всё чаще обращаются и взрослые. Особенно, если их работа связана с публичными выступлениями. Это постановка правильного дыхания, речи, владение навыками ораторского искусства.
Международный день логопеда, который отмечался 14 ноября, призван напомнить о колоссальной значимости этой профессии, поскольку речевыми нарушениями страдают и дети, и взрослые.
Именно логопеды помогают решить эти сложности успешно, дарят людям уверенность в себе и радость свободного общения.
- Хочется пожелать родителям, чтобы в их семьях царила здоровая психологическая обстановка, а они больше общались со своими детьми, пели им колыбельные, читали книжки, интересовались их жизнью, при необходимости - вовремя обращались за помощью к специалистам. Тогда и логопедам останется исправлять только «фефекты фикции», а детям будет легче взаимодействовать с окружающим миром, - отметила Элла Рафаильевна.
Фото Ю. Костина.
Читайте нас: