Кто сможет получить квалифицированную электронную подпись с 1 июля 2021 года в налоговых органах?
В соответствии с законодательством, получить квалифицированную электронную подпись (КЭП) смогут юридические лица (лица, имеющие право действовать от имени юридического лица без доверенности), индивидуальные предприниматели и нотариусы. С указанной даты предоставление данной услуги будет бесплатным.
Срок действия КЭП, выпущенных коммерческими удостоверяющими центрами, заканчивается 1 января 2022 года.
Какие документы необходимы для получения сертификата электронной подписи?
Организации предоставляют:
- учредительные документы (устав, протокол собрания участников);
- выписку из ЕГРЮЛ;
- документ о постановке на учет в ФНС;
- заявление руководителя;
- личные документы руководителя (паспорт, СНИЛС) или другого сотрудника, на имя которого выдается сертификат.
Для ИП список чуть меньше. Понадобятся:
- заявление;
- паспорт;
- СНИЛС, ИНН;
- свидетельство ОГРН;
- основной документ, удостоверяющий личность;
- ОГРН заявителя — юридического лица;
- ОГРНИП заявителя — индивидуального предпринимателя;
- документ на ключевой носитель информации (сертификат соответствия).
Можно ли обратиться в любой налоговый орган для получения КЭП?
Для получения данной услуги действует принцип экстерриториальности. Налогоплательщик может обратиться в любой налоговый орган, независимо от места жительства и места постановки на учет организации или ИП. При этом организации, ИП или нотариусу потребуется предварительно записаться в налоговый орган с помощью интерактивного сервиса «Онлайн-запись на прием в инспекцию» сайта ФНС России для прохождения процедуры идентификации.
В Республике Башкортостан прием заявлений и выдача ключей проверки ЭП будет осуществляться по следующим адресам (гиперссылка на перечень адресов).
Будут ли налоговые органы обеспечивать заявителей бесплатным носителем ключа проверки ЭП?
Нет. Носители необходимо будет приобрести самостоятельно и предоставить в налоговый орган в момент получения КЭП.
Где можно приобрести носители ключевой информации и что для этого нужно?
Приобрести такие носители можно у дистрибьюторов производителей и в специализированных интернет-магазинах.
Кроме того, можно использовать уже имеющиеся носители при условии их соответствия требованиям.
Один ключевой носитель может использоваться для хранения нескольких (до 32 экз.) КЭП и сертификатов к ним, выданных как коммерческими, так и государственными удостоверяющими центрами.
Какие требования предъявляются к носителям КЭП?
Носитель ключевой информации должен быть сертифицирован ФСТЭК России или ФСБ России. При этом налоговые органы поддерживает ключевые носители формата USB Тип-А, в частности: Рутокен ЭЦП 2.0, Рутокен S, Рутокен Lite, JaCarta ГОСТ, JaCarta-2 ГОСТ, JaCarta LT, ESMART Token, ESMART Token ГОСТ и другие, соответствующие установленным требованиям.
Какие документы, помимо бухгалтерской отчетности, можно подписывать КЭП?
Усиленная квалифицированная электронная подпись может использоваться для:
- взаимодействия с государственными органами и порталами;
- внешнего документооборота с контрагентами, филиалами и т.д.;
- удаленной регистрации, перерегистрации и снятия с регистрации онлайн-кассы и т.д.
Кто не сможет получить КЭП в налоговых органах?
- кредитные организации, операторы платежных систем, некредитные финансовые организации и ИП, которые ведут деятельность, предусмотренную ст. 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Такие субъекты смогут получить КЭП в Удостоверяющем центре ЦБ РФ;
- коммерческие организации, которые получают бюджетные средства, подлежащие казначейскому сопровождению, а также госкорпорации, госкомпании, госучреждения и муниципальные учреждения (Постановление Правительства РФ от 10.07.2020 № 1018). Эти субъекты смогут получить КЭП в Удостоверяющем центре Федерального Казначейства;
- граждане и лица, действующие от имени юрлица по доверенности. Эти субъекты могут получить КЭП только в коммерческих удостоверяющих центрах после их переаккредитации.
На какой срок выдается КЭП?
Предельный срок действия КЭП составляет 1 год.
Где можно получить дополнительную информацию по данному вопросу?
За дополнительной информацией пользователи могут обращаться в Службу технической поддержки на сайте ФНС России, по телефону Единого контакт-центра ФНС России
8-800-222-2222 и непосредственно в налоговые органа, предоставляющие данную услугу.