+1 °С
Облачно
ВКОКTelegramDZEN
Все новости
ИСТОРИЯ
11 Января 2019, 17:43

История Илдианского железоделательного завода

Природные условия Урала - богатейшие залежи железных и медных руд, золота, цветного камня, могучие леса, обильные реки и полноводные озера - в соединении с дешевой рабочей силой, организованной феодальным государством, создавали здесь необычайно благоприятную обстановку для развития горнозаводской промышленности.

Еще в середине XVII века на Урале появляются первые металлургические промышленные предприятия, что было ярким свидетельством новой, решительно наступающей эпохи.
В XVIII веке на территории исторического Башкортостана было построено более ста железоделательных и медеплавильных заводов. Кроме казны в горнозаводском строительстве активное участие принимали русские, башкирские и татарские рудознатцы и рудопромышленники, выходцы из Тульской оружейной слободы, купцы, представители феодально-аристократической верхушки и местные дворяне. Практика вовлечения в сферу горнозаводского строительства местных умельцев и мелких предпринимателей, широко использованная на Среднем Урале в конце XVII - начале XVIII в., применялась и на Южном Урале. Некоторые из заводовладельцев создавали свои династии, которые успешно занимались горнозаводским предпринимательством. Выходцами из Тульской оружейной слободы были и горнозаводчики Красильниковы из купеческого рода, три ветви которого в 1720-1830 гг. владели несколькими заводами в Прикамье.
Еще в 1760 году Красильниковы взяли в оброчное владение у башкир Казанской дороги Гирейской волости вотчинные земли и лесные угодья по речкам Илдиану (Березовке) и Асаву (Полуденке). Эту землю заводчикам Красильниковым «для построения ими железо-вододействуемого завода» башкиры отдали в аренду сроком на 60 лет с платой по 5 рублей за год и на 5 лет без оброка. Границы земельных и лесных угодий были обозначены примерно так: «речку Илдиян, Березовка тож, коя впала в реку Каму», «вниз по реке Каме, мерою на 10 верст, а оттуда на край поля черемисской деревни Арлям лесом», «прямо к Ашиту на Булярский лес», «позади поля деревни Ташкиновой», «по правую сторону тое ж речки Илдиян до Маринской стороны». И в границах тех вышеописанных урочищ Красильниковым разрешалось «в лесах всякой годной лес к строению того завода и к рудному прииску рубить, и в речках рыбу ловить, и хмель щипать, и на санар ходить». Кроме того, Красильниковы покупали леса и земли у башкир Киргизской волости по речке Калтей для молотовой фабрики.
29 января 1762 года вышло определение Берг-коллегии о разрешении заводчикам Григорию Семеновичу и его брату Лукьяну Семеновичу Красильниковым на строительство в Оренбургской губернии, Уфимском уезде, в Гирейской и Киргизской волостях Илдианского железоделательного завода на речках Илдиан и Калтей. До вынесения определения о разрешении строительства завода Берг-коллегией для освидетельствования данных, указанных в прошении Красильниковых, на место будущего завода был послан в должности берггешворена (горный надзиратель) ундер-шихтмейстер (нижний горный чин) Илья Иванов. Который по возвращении 17 августа 1761 года написал рапорт, что им «под те заводы места освидетельствованы и чертежи учинены», а речки Илдиан и Калтей к построению вододействуемого доменного завода и молотовых заводов удобны. По описанию И.Иванова речка Илдиан шириною 16 аршин, глубиною на переборе (перекате) 9 вершков, «течение не весьма быстрое, берега в красной глине». Плотина по отвесу вышиной от подошвы 13 аршин, длиной по подошве 150 сажен, по поверхности 200 сажен, «и оная речка Илдиан содержать может одну домну и молотовую с двумя молотами». Речка Калтей шириной 12 аршин, глубиной на переборе 14 вершков, «течение имеет не весьма быстрое, берега в красной же глине». Плотина по отвесу вышиной от подошвы 12 аршин, длиною по подошве 140 сажен, по поверхности 200 сажен, «и оная ж речка Калтей может содержать действием молотовые фабрики, в которых следует быть до шести молотов». Для работы завода имеются 58 железных рудников. Красильниковым разрешалось купить 640 крестьян «для лутчаго произведения в строении и обучения мастерству». Срок для строительства завода был определен в 3 года, о ходе строительства и последующей работе завода Красильниковы должны были два раза в год (в январе и июле) посылать в Берг-коллегию рапорты.

Завод был построен и пущен в действие в 1766 году. В ведомости Берг-коллегии о количестве продукции, выпускаемой заводами Южного Урала в третьей четверти XVIII в. по Илдианскому железоделательному заводу, показано что: в 1766 году выплавлено чугуна 11812 пудов, железа 5180 пудов; в 1767 году выплавлено чугуна 4393 пуда, железа – 3378 пудов; в 1773 году выплавлено только 819 пудов железа; в 1774-1775 гг. выплавки не было.
Кадры мастеровых на Илдианском заводе 1769-1773 гг. состояли лишь из 17 собственных крестьян, переведенных с Архангельского завода. В ведомости от 1765 года, составленной в Оренбургской губернской канцелярии, о медеплавильных и железоделательных заводах на территории Башкирии, показано, что в Илдианском и Калтекейском заводах количество работающих на них крепостных и приписных крестьян было 53 человека. Подавляющее же большинство работных людей были вольнонаемными. В 1768 году было 250 вольнонаемных, в 1773 году – 50, в 1774 году всего лишь 10 человек. В первые годы после окончания Пугачевского восстания количество вольнонаемных продолжало оставаться незначительным - в 1775-1776 годах их было 20, а в 1778-1779 годах – 25 человек.

В декабре 1773 года Илдианский железоделательный завод прекратил свою работу и был остановлен, и впоследствии уже не восстанавливался и никогда не работал. Поводом для остановки завода могли быть несколько причин. Во-первых, рудная база оказалась очень ненадежной, завод постоянно испытывал недостаток железной руды. Во-вторых, во время крестьянской войны 1773-1775 гг. под предводительством Е.И.Пугачева завод оказался в районе военных действий. В близлежащих от завода местностях свою активность проявляли, как повстанческие отряды пугачевцев, так и отряды правительственных войск. Вот некоторые документы, свидетельствующие об этих событиях.
В грамоте Епископа Вятского Преосвященного Лаврентия от 11 марта 1776 года дается разрешение на строительство деревянной церкви во имя Святых Апостолов Петра и Павла с приделом в честь Святого Димитрия Мироточивого. Эта грамота дана в ответ на доношение церковного старосты Петропавловской церкви села Касево Артамона Корниловича Замараева (1724-1787) о дозволении строительства новой церкви вместо сожженной во время пугачевского восстания. Подлинную грамоту для отдачи получил церковный староста Артамон Замараев, вместо него расписался дьякон Троицкой церкви села Березовки Стефан Шитов.
Из рапорта старшин Аита Саитова, Биккини Уразова и Байки Туйкиева полковникам Бахтияру Канкаеву и Ярмухамету Кадырметеву от 24 июня 1774 года: «В то время как враги из деревни Касево направлялись в сторону Ангасяка, мы, выступая против них с армией, настигли у деревни черемисов Чурумак (Енактаево). Этих врагов было около шестисот. И эти враги, повернув обратно, убежали к русским в деревню Касево, а мы преследовали их. И эти враги, убежав из деревни Касево, несколько задержались в Илдияне, оттуда же отступили на Чулман, и они, чтобы нас уничтожить, обстреляли нас с воды из турок и ружей. Однако из нашей армии никто не погиб от их рук, нашей же стороной уничтожена часть этих врагов и сожжены их дома за враждебность императору и великому государю нашему Петру Федоровичу».
О том, что до основания села Березовки на его месте или рядом существовал населенный пункт под названием Илдиан, подтверждает еще один документ – «Списки населенных мест Оренбургской губернии по уездам, приходам со сведениями об их расположении и народонаселении» за 1857 год. Где в приходе Святотроицкой церкви села Березовки Бирского уезда есть запись: село Березовка (по-татарски Ильдиан) находится при реке Каме и речке Березовке; проживают: удельных крестьян – 348 человек, военного ведомства – 26 человек, купцов и мещан – 31 человек.
Из рапорта старшин Махди Медиярова, Аита Саитова и Байки Туйкиева в военную коллегию о репрессиях команды майора М.В.Мельгунова против населения Уранской волости от 2 июля 1774 года: «Из тех врагов, которые ушли в сторону Сарапула, майор Мельгунов увел от нас много-много скота нашего, не оставляя ни одного, а также убил многих-многих людей наших… Также на Бурайларской стороне стоят противники со многими силами, там же Кулый Балтачев сын, враги есть и на стороне Ангасяка...».
Документов, конкретно указывающих на разорение или уничтожении имущества Илдианского завода повстанческими отрядами или иными вооруженными формированиями во время крестьянской войны 1773-1775 гг. под предводительством Е.И.Пугачева, не обнаружено. Но есть документ косвенно доказывающий, что во время крестьянской войны 1773-1775 гг. имуществу Илдианского завода был причинен материальный ущерб. В таблице горных заводов, затронутых пугачевским движением (по делу Берг-коллегии 1775 г. №1339) в разделе «Заводы поврежденные и разграбленные» можем прочитать: «Ильдианский завод, владелец Красильников Григорий, основан в 1766 году; местоположение - речка Ильдинка, приток Камы, в 65 км к юго-востоку от Сарапула; продукция - доменный и передельный; время захвата и срок остановки - остановлен в декабре 1773 года; характер повреждений, виды и размер ущерба - разграблен, общий убыток равен 2500 руб.; примечание - в 1780-х годах и позже бездействовал».
В-третьих, причиной остановки и бездействия Илдианского завода могла быть финансовая несостоятельность владельцев завода. О финансовых затруднениях Красильниковых свидетельствуют документы более позднего происхождения. В 1781 году Петр Красильников обратился в Берг-коллегию с просьбой прекратить взыскание накопившейся недоимки в казну. Свою просьбу П.Красильников мотивировал тем, что во время крестьянской войны его Архангельский медеплавильный и Илдианский доменный заводы были «разорены почти до основания». Оренбургское горное начальство тогда же засвидетельствовало, что Красильников, «будучи хотя в крайнем недостатке, прилагает однако ж всевозможные силы, дабы заводы свои иметь в наивсегдашнем действии и доказать старается, что он не для лица содержит оной». Однако Берг-коллегия не удовлетворила ни просьбы П. Красильникова, ни ходатайство Оренбургского горного начальства.
6 июня 1819 года Белебеевским земским судом было возбуждено дело в отношении наследников Петра Красильникова "О передаче государству Архангельского медеплавильного завода Белебеевского уезда, принадлежащего поручику Красильникову, за неуплату недоимок". В рамках этого дела появился документ от 24 марта 1837 года «Опись крестьянам прапорщика Красильникова состоящим Бирского уезда в Илдианском заводе, и имуществе их учиненных дворянским заседателем Друецким при отряженных господином предводителем Мензелинского и Бирского уездов господ дворянах Демьяне Максимовиче Брудинском и Еникее Васильевиче Струкове». В этом документе описаны все жители завода и их хозяйство, а также сохранившееся имущество завода. Вот так, например, выглядит описание семьи одного из жителей Илдианского завода Гордея Иванова и его хозяйства: «Гордей Иванов 40 лет; его жена Аграфена 34 лет; его сыновья: Сидор 4 лет и Никифор 1 года. У него дом о трех избах соснового и елового леса, крыт драньем, один амбар, погреб, конюшня, баня такового ж леса, двор обгорожен заплотами. Скота: три лошади, три коровы, семь овец, три козы, три свиньи, десять куриц, три гуся, запасного хлеба не имеется».
На момент составления этой описи в 1837 году в данном населенном пункте всего проживало 84 человека (39 мужского и 45 женского пола).

По записям в этом документе видно, что на недействующем Илдианском заводе сохранилась домна для выплавки чугуна, сложенная из кирпича на четырех с половиной саженях, высотой четыре сажени, крытая тесом. И что на речке Полуденке имелась построенная крестьянами мукомольная мельница из елового леса, крытая дранью. При ней пруд о двух поставах (две пары мельничных жернов). Мельница приносила дохода до двухсот рублей в год.
Последнее упоминание в найденных документах об Илдианском железоделательном заводе относится к 1857 году. В книге «Списки населенных мест Оренбургской губернии по уездам, приходам со сведениями об их расположении и народонаселении» за 1857 год в приходе Петропавловской церкви села Касево Бирского уезда записан населенный пункт «Упраздненный Ильдианский завод». Все жители этого населенного пункта, в количестве 104 человек, были из государственных крестьян.
О дальнейшей судьбе завода, населенного пункта, жителях документов пока не найдено.

На основании изучения имеющихся документов по Илдианскому заводу, просмотра карт генерального межевания по Бирскому уезду 1805 года, где на реке Березовке показан бывший Илдианский завод, замера по этой карте расстояния от устья реки Березовки до Илдианского завода, отложения этого расстояния на современной карте, визуального осмотра местности дают нам место предполагаемого расположения плотины и самого Илдианского завода. Этим местом расположения плотины Илдианского завода, по моему мнению, является автомобильный мост через реку Березовка по дороге на Краса Увал, устроенный на остатках плотины, а сама доменная фабрика располагалась ниже этой плотины. Но эта гипотеза тоже требует доказательств, даже возможно археологических изысканий, чтобы обнаружить вещественные доказательства работы доменной печи в виде шлаков, остатков чугунного литья, а также остатков от ее конструкции. После установления точного расположения завода можно будет сказать, что в Нефтекамске появится еще один исторический объект этнокультурного, промышленного туризма. Например, Калтасинский историко-краеведческий музей включил в маршрут автобусной экскурсии «По графским местам» посещение деревни Шарипово, в окрестностях которой действовала молотовая фабрика братьев Красильниковых на р. Кельтей. На этой фабрике завершался процесс производства железа из чугуна, выплавленного на Илдианском заводе. Таким же образом, можно включить в маршрут этнокультурной автобусной экскурсии «Нефтекамск – город мой на века», разработанной Нефтекамским историко-краеведческим музеем, место расположения Илдианского железоделательного завода.

Музафар Сибаев, краевед.
Читайте нас: