В 1974 году после окончания Башкирского государственного университета я решила поработать следователем.
Службу начала в Нефтекамском городском отделе милиции. Думала, не задержусь надолго, однако проработала четверть века. Если судить по времени, то годы эти пролетели как один миг. А если учесть, сколько видела человеческих трагедий за этот период, то хватит на несколько жизней.
И все же рассказать хочется не о тонкостях следственной работы и не о себе, а о людях, с кем мне посчастливилось служить. Наверное, для каждого важно, чтобы в начале жизненного пути рядом оказались хорошие люди, компетентные и надежные. Мне по жизни везет на хороших людей. В начале трудовой деятельности и в последующем рядом были те, о ком я вспоминаю с теплотой и благодарностью.
Есть люди по своей природе очень скромные и порядочные, они не любят выставлять свои заслуги на показ. Таким был мой первый начальник следственного отдела Сергей Николаевич Самонин. Он служил в городском отделе милиции с самого становления, имел большой опыт работы. Когда в отделе милиции появилось следственное отделение, Сергея Николаевича назначили начальником отделения. Он является первым начальником следствия в истории городского отдела милиции, и если я состоялась как следователь, то это, прежде всего, его заслуга. Не только я, но и мои молодые коллеги Р.К.Зайнегабдинова, Р.А.Факитдинова, П.И.Попелло и другие по праву могут назвать его своим Учителем.
Следователи Р.А.Факитдинова, А.А.Софронов, А.А.Минибаева (слева направо).
1990-е годы. Фото из архива автора.
Сергей Николаевич научил нас всему: от грамотного составления процессуальных документов до тактичного обращения с посетителями, а также всем премудростям следственной работы. Он в совершенстве знал законодательство, никому не отказывал в консультации, к нему тянулись и сотрудники из других служб.
Когда ты молод и пока нет достаточного опыта работы, нуждаешься в поддержке коллег. В первые месяцы работы у меня под следствием был особо опасный рецидивист, от предстоящего допроса я чувствовала страх. Подошла к Николаю Ивановичу Ожгихину, он работал тогда оперативным дежурным, поведала ему о своей проблеме. Он улыбнулся по-отечески и сказал: «Не бойся тех, кто много раз был судим, они умеют себя вести». В то же время попросил Абдулхая Хаерисламовича Насырова, работавшего инспектором в отделении профилактики, помочь мне в проведении допроса.
Надо сказать, Николай Иванович и Абдулхай Хаерисламович были удивительными людьми, за их внешней строгостью скрывалась доброта. Для меня тогда они казались пожилыми, относилась я к ним с почтением и чувствовала их поддержку...
В первый раз на осмотр дорожного происшествия выехала с Назифом Исхаковичем Шариповым, работавшем в то время начальником ГАИ. Он научил меня нюансам осмотра таких происшествий, помог оформить процессуальные документы. Назиф Исхакович был жизнерадостным человеком, умел находить для каждого нужное слово, пользовался авторитетом как среди личного состава, так и у населения.
Когда устраивалась на работу, инспектором отдела кадров работал Фанис Нурисламович Нурисламов. Он познакомил меня с начальником ГОВД Раисом Гареевичем Вахитовым и Сергеем Николаевичем Самониным. Фанис Нурисламович и в последующем всячески поддерживал меня, интересовался службой. Почему все так поддерживали? Наверное, потому, что женщина в милиции была тогда редкостью. К тому же я была первой женщиной-следователем в истории ГОВД и сослуживцы считали, что я взвалила на свои плечи непосильную для слабого пола ношу...
Особо хочется рассказать о своем начальнике Раисе Гареевиче Вахитове как о профессионале высокого класса. Меня всегда поражали его начитанность и эрудиция, умение интересно говорить, в его речи серьезное умело сочеталось с юмором. Он был пунктуален и аккуратен, чего требовал и от своих подчиненных. Был строг, мог публично отчитать за проступки, но камня за душой не держал...
В основном я вела уголовные дела по линии ОБХСС. Такие дела тогда считались сложными, так как требуют компетентности по многим вопросам. Конечно, многому мне пришлось научиться у старших товарищей Наиля Карамовича Субханкулова и Мавлявия Гилемхановича Саляхова, последний работал начальником ОБХСС. Особо хочу отметить инспектора ОБХСС Рависа Гильмутдинова, как принято сейчас выражаться, мы с ним работали в тесном тандеме. Благодаря совместным усилиям, наш отдел почти всегда занимал первое место по расследованию таких преступлений.
Еще один мой коллега Анатолий Алексеевич Софронов пришел в наш отдел позже меня, дослужился до должности начальника следственного отдела. Он был хорошим специалистом, отличным человеком, надежным другом. За внешней мягкостью проглядывались принципиальность и целеустремленность, он пользовался большим авторитетом у личного состава.
Печально, что об этих людях пишу в прошедшем времени, они ушли в мир иной, оставив после себя добрую память.
Каждый из нас рождается на свет со своим предназначением. В жизни не всегда и не всем удается выполнить свою миссию по разным обстоятельствам. По словам древних философов, как только человек осознает себя личностью, начинает «разбрасывать камни» в виде отношения к учебе, труду, природе, окружающим его людям, даже к себе, не всегда задумываясь о последствиях. Брошенный «камень» не уходит в бесконечность и не затеряется, он бумерангом возвращается как радость или горе, успех или неудача, добро или зло. Неминуемо наступает время их сбора и человек начинает перебирать свои «камни»: одни из них теплые, радуют сердце – значит, не зря прожил свою жизнь, а некоторые холодят душу – это те поступки, которые причинили зло себе или окружающим людям.
С возрастом все больше копаешься в прошлом в поисках запоздалого ответа на вопрос: «Почему?». Самый строгий судья для себя – ты сам. Потому, прежде, чем что-то совершить, необходимо подумать о последствиях, больше делать добра, остерегаться от преднамеренного причинения зла другим. И помнить: «Не одним днем жив человек». Есть вещи, которые не купишь ни за какие сокровища мира – доброе имя твоё.