+13 °С
Облачно
ВКTelegramDZENОК
Все новости
ИСТОРИЯ
13 Мая 2019, 14:08

Великий день

Победа принесла ей долгожданное освобождение из фашистского концлагеря.

От дня Победы ко дню Победы живет поколение фронтовиков-участников войны. Из года в год неумолимо редеют их ряды. На сегодня в Нефтекамске в живых остался всего лишь 51 ветеран, в том числе 40 участников войны, 6 участников боевых действий в Венгрии, 4 узника концлагерей, 1 блокадница. В преддверии Дня Победы по сложившейся традиции всем ветеранам Великой Отечественной войны от имени городской администрации вручаются памятные подарки.


Глава администрации Р.Р.Мавлиев поздравляет бывшую узницу
концлагеря К.Ф.Малых с Днём Победы.
Фото: Руслан Никонов, «КЗ».

Утром 7 мая в дверь к Клавдии Федоровне Малык, бывшей узнице концлагеря «Бремерхасен», с подарком и букетом цветов постучалась небольшая делегация в составе главы администрации города Р.Р.Мавлиева, председателя совета ветеранов Л.Р.Ахмадуллиной, и нас, журналистов. Эти майские дни Клавдия Федоровна, несмотря на недомогание, ждет с особым трепетом. Для нее 9 мая - священный день, который принес освобождение из фашистского концлагеря. Ей не было и семнадцати лет, когда в 1942 году ее, детдомовскую сироту, с родной Херсонщины угнали в Германию. Почти три года она провела за колючей проволокой концлагеря. То время она до сих пор вспоминает со слезами на глазах:
- Как выжила, знает один Бог…
По ее рассказам, кормили их гнилой капустой, мерзлой, грязной картошкой, вонючей баландой – всё это вываливалось как корм скоту. Ходили юные узники концлагеря в деревянных колодках, их стук был слышен за версту. Работали на судостроительном заводе. Освободили узников лагеря «Бремерхасен» в 1945 году американцы. Затем целый месяц голодные, изможденные они добирались до родины на перекладных.
Не раз Клавдия Федоровна была на волосок от смерти. Один раз чудом уцелела после бомбежки американцами. Огромный осколок просвистел совсем рядом, будто какая-то сила оттолкнула ее в сторону, и он пролетел мимо. В другой раз, уже по дороге домой, она тяжело заболела тифом, но выкарабкалась. Сама Клавдия Федоровна уверена, если бы не попала в военный госпиталь, где ее вытащили буквально с того света, не выжила бы. Вся жизнь Клавдии Федоровны – пример стойкости и терпения. После войны девушка вернулась в родной колхоз, а там – ни кола ни двора. Завербовалась на работу в шахту, в Донецк. И бывшая узница концлагеря, у которой еле-еле душа теплилась в теле, стала работать насыпщицей на шахте «Восточная»: грузить уголь, породу, выгонять вагонетки, груженные тоннами породы. Работали женщины под землей, рискуя жизнью: отступая, немцы затопили все шахты. Пришлось восстанавливать, но вода успела сделать свое дело. Только в 1957 году из шахт вывели всех женщин-шахтеров, на их место встали мужчины-фронтовики. Все-таки труд шахтера не для женских рук...
В Нефтекамск Клавдия Федоровна приехала после смерти мужа в 1992 году: ее к себе забрала дочь Наталья. На днях Клавдии Федоровне исполнилось ни много ни мало 94 года. Но она крепка духом, держится бодро, несмотря на недавно перенесенный перелом ключицы. Душой болеет за Донецк, где прошла большая часть ее жизни, остались родные, друзья, знакомые. Внимательно следит за новостями, переживая за судьбу родного города, который не один год отстаивает свое право на спокойную жизнь...
Читайте нас: