-6 °С
Облачно
ВКОКTelegramDZEN
Все новости
ИСТОРИЯ
24 Сентября 2019, 11:45

Сотрудники Московского метрополитена открыли мемориальную плиту в Николо-Березовке

В Николо-Березовке состоялись торжественные мероприятия, посвященные строительству Московского метрополитена.

В мае 2020 года исполнится 85 лет со дня открытия первой очереди Московского метрополитена, подготовка к празднованию этой значительной даты в истории столицы нашего государства уже началась. Создание этого грандиозного сооружения стало возможным благодаря тому, что в нем принимали участие добровольцы-строители со всей страны. А самый большой отряд при возведении первой очереди московского метро составили наши земляки – выходцы из Башкирии, из Краснокамского и Калтасинского районов. Среди них были жители деревень Старая Мушта, Нижняя Татья, Арлан, Нагаево, Ново-Хазино, Актанышбаш, Никольское, Николо-Березовка.
Выразить благодарность нашей земле, отдать дань уважения первым метростроевцам и их потомкам в Николо-Березовку прибыл внушительный десант из Москвы во главе с заместителем начальника Московского метрополитена по управлению персоналом Павлом Ковалевым. Приехали сюда и многие потомки первых метростроевцев, чтобы рассказать о своих родных, кто в тяжелейших условиях того времени строил Московское метро. В историко-краеведческом музее состоялась встреча жителей села с потомками метростроевцев и теми, кто сегодня обеспечивает работу метро.
Строительство метрополитена, начатое в 1931 году, было объявлено Всесоюзной стройкой, сюда ехали, в основном сельчане, не знавшие строительных специальностей, но им была предоставлена возможность обрести новые профессии. Это был огромный неимоверный труд. Газета «Ударник Метростроя» описывала подвиги метростроевцев. Общее количество строителей достигало 75 тысяч человек. Благодаря энтузиазму и железному характеру этих людей, их надежности и умению любой ценой достигать намеченных планов было построено великолепное метро – самое красивое в мире. Наши земляки работали и на отделке всем известной станции «Комсомольская». Для облицовки станции была использована 21 тысяча кв.м мрамора. Для оформления станций метро был специально создан завод по изготовлению мрамора. Первые станции метро являются объектами культурного наследия, в их облике нельзя ничего менять, в угоду новым веяниям, всё должно соответствовать замыслу архитектора и поэтому бережно сохраняется.
Краснокамский район оказал Метрострою и продовольственную помощь, отправлял сельхозпродукты, были засеяны специальные «гектары Метростроя», весь урожай с которых был отвезен в Москву. Осенью 1931 года колхозники района отправили в столицу эшелон продуктов: овощей, мяса, масла. В свою очередь, руководство Метростроя оказало помощь району: направили сельхозтехнику на посевную кампанию 1933 года, помогли телефонизировать район, подарили двигатель для выработки электроэнергии и автомобиль.
15 мая 1935 года состоялось открытие первой очереди метро в Москве, протяженностью 11,2 км, в нее входило 12 станций и 48 вагонов подвижного состава. Многие строители получили высокие награды за самоотверженный труд.
О том, что представляет собой сегодня служба столичного метро, рассказал заместитель начальника Московского метрополитена Павел Ковалев. Общее количество персонала составляет 64 тысячи человек, более 220-ти профессий. Павел Константинович ответил на многочисленные вопросы учеников Николо-Березовской школы. Ребят интересовало многое, например, как стать сотрудником метро. Сам Павел Констанинович начинал с должности слесаря и достиг уровня заместителя начальника метро. По его словам, специальных вузов по подготовке работников метро нет, в основном к ним приходят выпускники железнодорожных вузов. Но в Метрополитене Москвы есть свой учебный центр подготовки и повышения квалификации, где готовят путейцев, машинистов, через него ежегодно проходят 28 тысяч учащихся, выпускается 5 тысяч машинистов. Но стать машинистом не просто, конкурс большой, и идет очень большой отсев. Это связано с тем, что на плечах машиниста лежит огромная ответственность – ведь он ведет поезд, где в час пик могут находиться до 2,5 тысячи человек. Зарплата машиниста порядка 112 тысяч рублей в месяц, средняя зарплата работников метрополитена 68 тысяч рублей в месяц.
К 85-летию открытия первой очереди Московского метрополитена будет снят видеофильм, напишут книгу о метростроевцах, в действующем музее Метрополитена будет сделана специальная экспозиция, посвященная метростроевцам из Башкирии. Есть предложение назвать одну из станций метро Башкирская. А пока состоялось открытие мемориальной доски в честь метростроевцев из Башкортостана, которая установлена на одном из старинных зданий в Николо-Березовке. Она сделана из запасного гранита станции, которую строили наши земляки. Открывали памятную плиту глава администрации Краснокамского района Рустам Мусин и замначальника Московского метрополитена Павел Ковалев.
Трогательно вспоминают своих героических предков дети и внуки строителей Метрополитена. Маргарита Мухаметнуровна Фатхиева – дочь самого молодого метростроевца, ее отцу было15 лет, когда он, по ее словам, подправив в документах возраст, поехал на эту грандиозную стройку. Сама она сейчас живет в Уфе, но, узнав об этом мероприятии, бросила все дела и тотчас приехала в Николо-Березовку, кстати, она сама родилась и выросла в этом селе. С теплым чувством вспоминают своего отца Ислибая Иликбаевича братья Иликбаевы: заслуженный работник нефтяной и газовой промышленности РФ Роман Ислибаевич и его брат Афанасий Ислибаевич – он военный врач, долгие годы служил в ракетно-стратегических войсках. Оба они живут теперь в д.Редькино. Приехали на встречу и внучки метростроевца Аксюка Васильева – Валентина Данилина, она живет в д.Куяново, и Людмила Айдимирова, которая живет в г.Королеве. Дети и внуки метростроевцев продолжают лучшие трудовые традиции, которые были даны им в семье, стараясь быть достойными потомками своих героических отцов и дедов.
На встрече были названы имена краснокамцев: это Галим Галеев, Азер Галеева, Амир Давлетшин, Мубарак Гайсин, Зинатулла Гиндуллин, Гарифьян Гафаров, Валинур Тагиров, Иван Хлебников, Гафутдин Бадретдинов, Васюк Тытыев – и многих других, кто ударно работал на объектах Метростроя.
По окончании встречи директору Николо-Березовского музея Юлии Калугиной был вручен флаг Московского метрополитена. Затем гости проехали в нижнюю часть села и поднялись на смотровую площадку Никольского храма, отец Алексий провел для них экскурсию по храму. Впечатлила гостей и прогулка на теплоходе по Каме вокруг острова. Красота открывшихся пейзажей, чистота и порядок повсюду, гостеприимство и открытость краснокамцев приятно удивили москвичей. Они отметили большой потенциал у жителей района для претворения в жизнь самых смелых планов.
Читайте нас: