+12 °С
Дождь
ВКTelegramDZENОК
Все новости
ИСТОРИЯ
25 Февраля 2020, 18:14

Солдатские воспоминания

После прохождения медкомиссии в старой Николо-Березовской поликлинике и выдачи приписного свидетельства во время учебы в девятом классе, стало ясно, что предстоит служба в армии. Был вариант поступления в ПТУ с отсрочкой на учебу, но тогда отстал бы от своих ровесников по призыву.

Окончив в 1968 году десять классов, поступил на работу в НПУ «Арланнефть» учеником оператора на первый промысел, в бригаду старшего оператора Виктора Юшкова. Начальником промысла был знатный в то время нефтяник - Михаил Иванович Романенко.
Быстро подошла осень, и вот настал день отправления на службу. 8 ноября 1968 года сбор у Нефтекамского горвоенкомата, напротив первой бани, короткая напутственная речь военкома, звучит команда: «По машинам», и колонна из 4-5 автобусов ПАЗ, сопровождаемая бегущими следом провожающими, направляется в Уфу на республиканский призывной пункт. Там все процедуры за 2-3 дня выполнены, и вот пеший ночной марш по улицам ночной Уфы до ж/д вокзала, погрузка в эшелон и долгожданная отправка. Мы, несколько человек из Нефтекамска - Володя Коробейников, Виктор Конорев, Анатолий Шестаков из Н.-Березовки, ехали вместе, а Рафаил Гибадуллин (гитарист из известного тогда в Нефтекамске оркестра Ореха) пел Высоцкого под гитару и собрал полвагона слушателей. Поезд к вечеру следующего дня доставил нас на ст. Тоцк Оренбургской области. По прибытии узнали, что, во-первых, в 50-х годах здесь, на полигоне, была испытана первая атомная бомба в СССР в условиях присутствия воинского контингента, вооружения и жилых строений; во-вторых, нас через несколько дней, после переодевания и приезда представителей («покупателей»), отправят служить за границу, скорее всего, в Венгрию.
Через 3-4 дня прибыли представители, и нас, постриженных наголо, помытых в бане, переодетых в яловые сапоги и новенькое полушерстяное солдатское обмундирование, повезли эшелоном из 16 плацкартных вагонов в Венгрию. Около 3-х суток, со скоростью товарняка, наш эшелон шел на запад через всю страну. Границу пересекли в Западной Украине, недалеко от г. Ужгород, на станции Чоп.
По приезде в Венгрию в ночное время, на станции Хайдухадхаз, построение на большом плацу, где было объявлено, что мы прибыли в дружественную страну для прохождения воинской службы. Из строя вызывали всех, кто имел водительские права, электриков и других специалистов, вплоть до сапожников! Оставшихся под утро повезли поездом дальше к месту службы. После нескольких часов движения, проехали столицу Венгрии — Будапешт. Наконец поезд прибыл к месту нашей службы – старинный город Веспрем. Как позднее выяснилось, это город с тысячелетней историей, первые поселения на его месте были еще во времена Римской империи.
Очередное построение, выходит майор и объявляет о том, что желающие служить в войсках связи радистами могут записаться у него. Тут я, вспомнив, что мой отец - участник Великой Отечественной войны – тоже начинал службу связистом, записался вместе с Анатолием Шестаковым. Вызывая каждого, майор, держа в руках карандаш, предлагал повторить за ним отстукиваемую им комбинацию звуков из точек и тире. Из записавшихся он отобрал 6 человек, в том числе нас с Анатолием, и объявил, что мы будем служить радистами. Погрузившись в кузов новенького ГАЗ-66, во главе с тем самым майором, как оказалось, начальником штаба Акимовым, проехав 5-6 км от станции, прибыли к месту будущей службы — в отдельный гвардейский батальон связи при штабе 13-й гвардейской ордена Ленина дважды Краснознаменной, орденов Суворова и Кутузова стрелковой дивизии.
В период карантина нас обучали строевой ходьбе, мы занимались физподготовкой и готовились принять присягу. Всего новобранцев оказалось человек 35-40 из самых разных мест Союза. Через несколько дней появился Павел Мохов из Калтасов - будущий аккумуляторщик телефонно-телеграфной роты. Позднее в соседнем ракетном дивизионе отыскались еще два нефтекамца - Василий Батура и В.Коротков. В одном из полков дивизии служили Саня Никулин из д.Воробьево, Р.Габбасов и А.Емельянов из Нефтекамска. Все из нашего призыва. Через 6 месяцев прибыли еще два земляка: Саня Журавлев - Н.-Березовка и Рамиль Гайсин (работал в КГРЭС).
После принятия присяги начались, как принято говорить, армейские будни: учеба, хождение в наряды по роте дневальным, на кухню, в караул, марш-броски и др. Морзянка давалась довольно легко, так как метод обучения был весьма эффективным. Сложнее было при увеличении скорости передачи на ключе знаков. Вскоре нас распределили по экипажам, которые были разные, в зависимости от стоящих перед ними задач. Одни обеспечивали связь на территории ЮГВ, другие – с воинскими частями на территории Союза. Мы с А.Шестаковым попали в одно отделение, и, по существу, в один экипаж. Наш экипаж вместе с командиром взвода выезжал на учения, отдельно от полков, для обеспечения связи между ними в горных условиях (предгорье Альп). «Газон-53» с аппаратурой связи во время учений поднимался на возвышенность в лесу при помощи лебедки, где мы стояли по несколько суток, дежуря по сменам. В ясную осеннюю погоду с одной из вершин были видны горы сопредельной Австрии. Время летело довольно быстро. Благодаря атлетическому сложению и техническим способностям Анатолия, в конце службы его назначили замкомвзвода. Еще во время учебы в Н.-Березовской школе Анатолия называли «Силычем»!
Быт был обустроен довольно сносно. Четырехэтажная казарма с 2-х ярусными кроватями, 3-х разовое питание, еженедельные душ со сменой белья нательного и постельного. Умывальники с холодной водой и удобствами в казарме. Отопление печное, с октября по апрель топили углем. Денежное довольствие в виде 42 форинтов (3 руб.) ежемесячно, которые тут же оставлялись в солдатском кафе за разноцветное мороженое, шоколад и т. д. Курящим выдавались 16 пачек сигарет в месяц, не курящим - 800 гр. рафинада, который в тот же день шел к чаю на общий стол на ужине. Летом, по выходным, бассейн для сдачи норматива по плаванию. Медсанчасть для заболевших. В выходные: ОФП (общефизическая подготовка) до обеда на стадионе, а после - стирка и ремонт обмундирования. По субботам после ужина – кинофильм. За два года один раз приезжала с концертом знаменитая в то время певица Ольга Воронец с русскими народными песнями; затем ВИА Венгерской армии с концертом, исполнившие «Калинку», «Полюшко-поле», зажигательный «Чардаш» и другие венгерские мелодии. Надо отметить, что советские и русские народные песни звучали там особенно, вызывали непередаваемые эмоции. Настоящим хитом на службе, конечно, был марш «Прощание славянки», вызывавший самые высокие чувства! В заключение знаменитая Yesterday от группы Bеаtles.
На втором году служба пошла быстрее и привычнее. Самым тяжелым было ощущение оторванности от дома, страны. Тоску, которая была постоянной, скрадывали письма из дома, написанные мамой и сестрами. Часто снилась Н.-Березовка, р. Кама, недалеко от которой мы жили; также соседки с ул. Чеверева - Татьяна Семеновна, милейшая женщина - друг семьи, собиравшая в своей маленькой квартирке соседских ребятишек по 10-15 человек для показа диафильмов; Вечтомова баба Настя, с лучистой доброй улыбкой, со своими суждениями о видах на урожай, особенно шипиги (шиповника) на берегах Камы; сосед Виктор на мотоцикле Сhezet и одноклассники. Казалось бы, строгие в школе учителя, также довольно часто вспоминались: Л.А.Князева - классный руководитель и преподаватель литературы, рассказывающая про роман «Война и мир», О.И.Юхнина, доказывающая очередную теорему, З.Ф.Ценева с рассказами о невиданных животных и растениях, наша железная леди - А.П.Бабуркина - преподаватель географии, энергичная Анна Романовна - физкультурница.
Дедовщина носила полушутливый характер и сводилась к тому, что каждый вечер, два месяца со дня приказа Минобороны о демобилизации, после отбоя один из молодых солдат вставал на кровать и произносил слова: «Внимание! Говорит радиостанция «У них есть Родина! До демобы осталось столько-то дней. Прошел еще один день службы!». Вся рота кричит «Ура! Ура! Ура!» Выключают свет и ложатся спать.
Перед отправкой на Родину, на последнем утреннем построении, в ноябре 1970 года, нас тепло проводила рота, попрощались со знаменем батальона, уже новый комбат майор Широков - настоящий русский богатырь, бегавший вместе с нами 15 км с полной выкладкой, поблагодарил за службу. Посадили нас в тот же ГАЗ-66, на котором привезли в часть два года назад, и вперед на станцию к эшелону. В Веспреме погрузились в закопченный поезд из 5-ти вагонов на паровозной тяге и до границы, где после построения и формальностей с большой радостью пересели в родной советский плацкартный эшелон, который повез нас в Союз. Поезд шел по нижней ветке на Уфу, поэтому мы с Анатолием в Пензе пересели на верхнюю - Свердловскую. Прибыли в Янаул вечером, затем на почтовой машине, других уже не было, вместе с посылками приехали домой в Нефтекамск, и далее – в Н.-Березовку. А впереди была целая жизнь...
Читайте нас: