+13 °С
Облачно
ВКTelegramDZENОК
Все новости
ИСТОРИЯ
17 Августа 2020, 16:40

Купцы Вечтомовы: судьба внуков

Мы продолжаем публикацию родословной, составленной прямым потомком касёвских купцов Вечтомовых — правнуком Гаврилы Гурьяновича Юрием Михайловичем Вечтомовым. Сегодня речь пойдёт о том, как сложилась судьба внуков купца Гаврилы Гурьяновича Вечтомова по линии сыновей. Напомним, у него были сыновья Фёдор (1868-1921) и Николай (1869-1936), дочери Параскева (1874 - дата смерти неизвестна) и Анна (1877 - дата смерти неизвестна). У старшего сына Фёдора и его жены Екатерины Филипповны Калашниковой было три сына - Николай, Гавриил и Рафаил. У второго сына Николая и Надежды Константиновны Евлампиевой тоже родились трое сыновей — Алексей, Михаил (отец Юрия Михайловича, автора публикуемой родословной), Николай.

«Нельзя сказать, что советская система сломала Вечтомовых, но заставила учитывать происхождение и делать поправки на ветер перемен. Мой отец, Михаил Николаевич, который, написав воспоминания более чем на 50 общих (48 листовых) тетрадях, уже даже под конец жизни сжёг все до единой тетради. Двоюродный брат моего отца, Рафаил Фёдорович, отсидев в лагерях ГУЛАГа с 1937 по 1947 г., и испытав столько, что об этом можно написать отдельную книгу, до самой смерти боялся рассказывать о себе, о предках (своей семьи у него никогда не было) даже шёпотом.
Несколько слов о двоюродном дяде. Рафаил Фёдорович проживал в Москве с 1925 года. Работал в театре им. Мейерхольда с 1930 года виолончелистом. 27 января 1937 года был арестован. Он был «уличён» в антисоветских настроениях, предъявлено обвинение за службу в белой армии. С 14 февраля 1947 года жил и работал в Сыктывкаре, вернулся к своей основной специальности виолончелиста, работал в филармонии, концертно-эстрадном бюро, преподавал в музыкальном училище.
В 1980 году он находился в Нижнечовском (район Сыктывкара) доме престарелых, и когда в июне оттуда пришло сообщение о том, что, по утверждению врачей, он может умереть в ближайшие дни, я из Барнаула вместе с братом Леонардом из Москвы прилетел в Сыктывкар. Увидев, в каких условиях он жил, я принял решение срочно переехать в Сыктывкар на постоянное место жительство. Получив от начальника Главкомистроя предложение на перевод, гарантию предоставления трёхкомнатной квартиры в течение трёх месяцев, всех возможных оплат, я переехал в Сыктывкар, забрав сразу Рафаила Фёдоровича из дома престарелых. Умер дядя Рафа в 1983 году в возрасте 86 лет.
Ещё один двоюродный брат, Николай Фёдорович (1891-1939 гг.), как и отец Фёдор Гаврилович, окончив в 1908 г. Казанское реальное училище, не захотел оставаться в Касёво, заниматься семейным хозяйством, в 1910 году уехал в Москву, где за короткий срок сделал великолепную карьеру.
Находясь в Москве, Николай Фёдорович в 1912 году женился на Елизавете Андреевне, на свадьбу в Москву приезжали отец Фёдор Гаврилович, мать Екатерина Филипповна, дядя Николай Гаврилович с женой Надеждой Константиновной, братья Гавриил и Рафаил. Гавриил после свадьбы остался у брата в Москве.
Во время революции Николай Фёдорович встал на сторону большевиков, в дальнейшем работал в министерстве иностранных дел, в 1939 г. при следовании поездом на Дальний Восток в качестве полномочного представителя СССР был убит своим другом, который похитил все документы, крупную сумму наличных денег и через Владивосток бежал за границу. Вдова Николая Фёдоровича, Елизавета Андреевна, после получения известия о его убийстве осталась в Москве с дочерью Лилей (1914-1985). Сказав, что такого, как он, она не найдёт, а другого ей не надо, она больше замуж не выходила, впрочем, как и дочь Елизавета Николаевна, которая полюбила своего родного дядю Рафаила. Обе прожили в одной квартире и большую часть жизни проработали директорами московских школ.
Гавриил Фёдорович всю жизнь работал архитектором, строил вокзал, оперный театр и несколько домов на Красной площади, в Новосибирске, Барнаульский меланжевый комбинат и многие другие объекты. Об отце, матери и других родственниках он также рассказывал неохотно, всегда почти шёпотом, как и Рафаил Фёдорович.
Так сложилось, что, к сожалению, с родными дядями — Алексеем и Николаем — я встречался только в юности. И сведения о них пока у меня достаточно скудные. Но я обязательно пополню эту часть родословной.
Что касается Алексея Николаевича, сказать о нём могу только то, что учился он в Казанском коммерческом училище на три года раньше моего отца, с детства знал немецкий язык, учился отлично. Окончил институт, работал в школах Краснодарского края, большую часть в станице Каменномостская учителем немецкого, русского языков, литературы и ещё каких-то предметов, был директором, именно он вызвал моего отца в ст. Каменномостскую в 1945 г. Во время войны Алексей Николаевич сначала воевал в партизанском отряде, затем в регулярных частях Красной армии, будучи раненым, попал в госпиталь, был награждён, к концу войны заболел, как многие Вечтомовы, глаукомой. Был комиссован по состоянию здоровья. В 1980 году вместе с женой Лидией Александровной переехал в Москву к сыну Алексею, где он в 1982 году умер. В 1967 г. я ездил в Каменномостскую, общался со старожилами, многие помнили и с большой теплотой вспоминали и моего отца, и дядю.
Младшего сына Николая Гавриловича - Николая - называли колокольчиком, он действительно был звонким и громким, как колокольчик, щебетанием которого умилялась Великая княгиня Елизавета Фёдоровна Романова во время обеда в касёвском доме Николая Гавриловича.
О моём дяде вспоминает его внучка Марина: «Образование дедушка получил дома, видимо, настолько хорошее, что в школе он учился всего три года, но окончил семь классов. Я не знаю, в каком возрасте его определили в школу, но вступительные экзамены он сдал сразу за третий класс. Проучился год, и сдал экзамен за четвёртый. В пятом учился, шестой сдал экстерном. Ну и седьмой успешно окончил. В то время чтобы продолжать учиться дальше, семилетка была необходима. Поступать в сельскохозяйственный техникум поехал в Москву. Насколько я знаю, мама его Надежда Константиновна ездила с ним.
Как и все Вечтомовы, дедушка обучался музыке. Его инструментом было пианино.
Когда он учился, с ним произошло несчастье, точнее, не с ним одним, пострадали несколько ребят. Что-то взорвалось, кажется, динамо-машина, которая давала свет. Несколько учащихся получили сильные ожоги, дедушка в том числе. Ожоги были на лице и груди. В больнице дедушке предложили новый метод лечения, его не бинтовали, как всех, а поместили под колпак и присыпали раны порошком. Метод оказался очень хорошим. Шрамов не осталось совсем. Одно только неудобство осталось на всю жизнь. В сырую, холодную погоду лицо краснело и приобретало слегка синюшный оттенок. По этой причине несколько раз личности, ошивающиеся возле магазина, с таким же оттенком лица предлагали сообразить «на троих». Кстати, о выпивке. Дедушка не пил спиртное вообще.
Как дедушка оказался на Кубани, для меня вопрос. Было ли раньше распределение после учёбы, не знаю. Возможно, старший брат дедушки Алексей Николаевич Вечтомов уже жил там. Работал дедушка заведующим сортоиспытательным участком. Дед часто по работе ездил в Краснодар и Москву. Работа для дедушки много значила. Да, личного богатства он не нажил и не стремился он к нему. Считал - самое необходимое есть: одет, обут, сыт, остальное – работа. Сорок лет он заведовал сортоиспытательным участком. Там был порядок, дисциплина, рентабельность. Дедушка руководил коллективом довольно большим, это и бригада женщин рабочих, ездовые, конюхи, поварихи, бухгалтеры. Кстати, моя бабушка Клеопатра Платоновна Терентьева как раз работала бухгалтером. Они сразу полюбили друг друга. А ещё, возможно, сблизило их то, что они были земляками (бабушка родом из города Чистополя), и то, что происхождение тоже нужно было скрывать (бабушка из семьи священника).
Дедушка Николай Николаевич воевал, был ранен, вернулся домой после госпиталя в самом конце 1945 года, пусть инвалидом, с искалеченной правой рукой, но живой. Во время войны его наградили орденом Славы и медалью «За отвагу»».
Продолжение следует. Об усадьбе Вечтомовых – в №68 от 13 июня, №71 от 20 июня, №74 от 27 июня. Родословная Вечтомовых – №77 от 4 июля, №80 от 11 июля, №83 от 18 июля, №86 от 25 июля, №89 от 1 августа, №92 от 8 августа. На сайте статьи размещены в рубрике ИСТОРИЯ.
Читайте нас: