+1 °С
Снег
ВКОКTelegramDZEN
Все новости
ИСТОРИЯ
23 Мая , 15:35

Учителями славится школа

Давно не живу в Николо-Берёзовке, но ощущения такие, как будто я никогда не расставалась со своей малой родиной, потому что всегда на связи с друзьями. В очередной раз вернулась к своим пенатам и, не изменяя традиции, отправилась на встречу с Камой и в храм.

Галина Демьяновна Созыкина. 1947 год.
Галина Демьяновна Созыкина. 1947 год.

Большая Купеческая улица меня вдохновляет на приятные воспоминания о школьной юности. Наш великолепный Никольский храм украшает главную улицу, он торжественен и красив. В храме моей душе спокойно и благостно: я вернулась домой.

«У каждого из нас 

есть в памяти места, 

Что нам за далью лет 

всё ближе, всё дороже, 

Здесь дышится легко, 

здесь мира чистота 

Нас делает на миг 

счастливей и моложе»…

Встречаюсь в храме с моей приятельницей Людмилой Александровной, чтобы помянуть в столетний юбилей её маму – Галину Демьяновну Созыкину, учителя биологии, вся педагогическая деятельность которой связана с нашей Николо-Берёзовской средней школой.

Больше двадцати лет Галина Демьяновна после выхода на пенсию жила в городе Нефтекамске, как она любила шутить, в статусе вынужденного переселенца из Николо-Берёзовки.

Представляю Людмилу Александровну Созыкину – выпускницу средней школы 1969 года. Она – как и мама, учитель биологии, заслуженный учитель Республики Башкортостан, участница первого праздника сельского поселения Николо-Берёзовки «Шежере байрамы» («Родословная») в 2008 году, а также победитель конкурса в 2020 году, посвящённого 470-летию Николо-Берёзовки, в номинации «Они стояли у истоков».

В год 100-летнего юбилея Галины Демьяновны я попросила Людмилу рассказать об их интересной родословной. Вот её рассказ:

«Родители мамы – Демьян Иванович и Наталья Степановна Сюткины – потомственные берёзовские жители, чьи предки стояли у истоков создания старинного села и внесли большой вклад в его становление и развитие. Отец был грамотный, обладал прекрасным голосом, который считался лучшим в церковном хоре, всегда оказывал церкви материальную помощь.

Половина жизни предков прошла в дореволюционной России, другая – в советское время. При любой власти они оставались настоящими людьми. Честь, достоинство, Родина, отчий дом были для них святыми понятиями.

Семья Сюткиных. Начало ХХ века.
Семья Сюткиных. Начало ХХ века.

Отец принадлежал к купеческому сословию, был владельцем торговой лавки. Но в годы коллективизации лавка была экспроприирована. 

После большого пожара в 30-е годы ХХ века дом сгорел, а лавку с большим трудом удалось вернуть, но только после обращения в Москву. Телеграмма предписывала берёзовским чиновникам: «Вернуть дом в течение 24 часов и доложить». Так бывшая лавка стала пристанищем для многодетной семьи Демьяна Ивановича на долгие годы. Лавка не была приспособлена для жилья, но жизнь наладилась. В семье никто не повышал голоса, были тёплые отношения. Это было счастливое детство моей мамы.

Сегодня дом сохранён благодаря стараниям брата – Владимира Александровича.

Родители дали детям блестящее образование и воспитание. Дети достойно служили Отчизне, им удалось раскрыть генетический потенциал. Красивые, благородные, яркие представители династии, гордость России.

В 1943 году после школы Галина Сюткина училась в Орловском пединституте, как и её старшие сёстры, она тоже выбрала профессию педагога. Анна и Серафима за безупречную педагогическую деятельность отмечены высокими государственными наградами – орденами Ленина. Лидия стала заслуженным учителем РСФСР (г.Свободный), Надежда награждена знаком «Отличник народного образования РСФСР» (г.Пермь), Николай руководил лесным хозяйством и озеленением в Перми. Алексей и Степан погибли, защищая Родину во время Великой Отечественной войны. Все они  –выпускники Николо-Берёзовской средней школы – с благодарностью вспоминали школу, учителей.

Окончив институт в 1947 году, Галина Демьяновна начала работать в Николо-Берёзовской средней школе учителем биологии, вплоть до выхода на пенсию. Её педагогический стаж – 32 года.

Кроме преподавания, каждое лето в июле она работала с учениками на пришкольном участке, а также на мини-кроличьей зооферме. Мы, её дети, помогали ухаживать за кроликами: чистили клетки, приносили хлеб из ларька. Работали на пришкольном участке, восхищались дарами сада, но отведать разрешалось только после покупки. Мама была щепительной и строгой.

Галину Демьяновну отличали скромность во всём, большая ответственность в работе, надёжность. Несмотря на все жизненные сложности, она оставалась честной, принципиальной, строгой в работе.

За многолетний добросовестный труд Галина Демьяновна награждена знаком «Отличник народного просвещения РСФСР», медалью «Ветеран труда СССР».

Наш дом всегда был интересен, ходила легенда о пребывании в семье родителей Галины Демьяновны Надежды Константиновны Крупской и жены Льва Троцкого – Натальи Ивановны Седовой, совершающих агитационный маршрут на пароходе по Волге и Каме.

На самом деле, легенда есть легенда. Всего-навсего Демьян Иванович беседовал с Надеждой Крупской и угощал её молоком на ступеньках крылечка, когда она оказалась в гостях. Но впоследствии от мамы было взято письменное обязательство о неразглашении их дружественных отношений с Н.К.Крупской. И особенно нельзя было упоминать жену Троцкого. А жили они в здании бывшего детского дома, где установлена мемориальная доска о приезде только Н.К.Крупской, которая могла быть и на нашем доме.

Проблемы прошлого моих родителей состояли ещё и в том, что партийные органы села считали, будто у мамы «купеческая кровь», осуждали религиозность семьи её отца. Уход двоюродного брата с армией Колчака и его эмиграция вызывали нетерпимое отношение к Галине Демьяновне на протяжении многих лет. Будучи беспартийной, она испытывала огромное психологическое давление. Например, при необоснованном обследовании, можно считать, обыске дома, был обнаружен иконостас, принадлежавший семье деда. Иконостас забрали, после чего он исчез, судьба его неизвестна.

В 50-е годы двоюродный брат писал письма из эмиграции в сельсовет Николо-Берёзовки с просьбой разрешить приехать на малую родину. Тогда любые связи с иностранцами пресекались, поэтому сельсовет приказывал: на письма брату не отвечать! И следовали крайне нелицеприятные продолжительные беседы с Галиной Демьяновной.

Я помню из воспоминаний мамы, что в первые годы её работы после института она радовалась всему: дому, ученикам, коллективу школы, была счастлива и открыта миру. С годами открытость исчезла, мама стала невероятно сдержанной, закрытой для общения.

Во время войны в маленьком доме, плохо приспособленном для жилья, без каких-либо удобств, у Сюткиных жили эвакуированные: семья военнослужащего – будущего маршала авиации Героя Советского Союза С.И.Руденко из Москвы и четыре воспитательницы эвакуированного детского дома из Белгорода. Жилось нелегко. В Николо-Берёзовке был организован специально для эвакуированных магазин с богатым ассортиментом продуктов, видя, как тяжело живётся семье Демьяна Ивановича, эвакуированные делились продуктами.

После войны деду назначили пенсию за погибших сыновей.

Мама прекрасно знала историю родной Николо-Берёзовки, гордилась своей родословной, становилась печальной, когда заходила речь о выселении местных жителей в связи с затоплением Николо-Берёзовки. Считала, что это поспешное и необдуманное решение. Не понимала, как можно было уничтожать такое старинное село с богатой историей. Она оставалась читающим человеком: это классика, газеты, журналы. Любила рассказывать всем, кто к ней приходил, о прочитанном. Меня поражала её честная и неподкупная позиция в отношениях с людьми и к событиям в жизни. 

В августе 2009 года мамы не стало. Во время прощания с ней было произнесено, что «если бы большинство людей было похоже на Галину Демьяновну, то не нужны были никакие замки, а правоохранительным органам досталась бы только воспитательная функция».

И с этим трудно не согласиться! Память об учителе – в наших сердцах.

Автор:Л.ЖИТНИКОВА, выпускница Николо-Берёзовской средней школы.
Читайте нас: