+12 °С
Дождь
ВКTelegramDZENОК
Все новости
9 мая - День Победы
17 Февраля 2020, 14:11

Радуясь каждому прожитому дню

Когда родилась, Мадина и сама не знает. Помнит, мама говорила, что случилось это в ту пору, когда убирали картошку. Стало быть, осенью. Однако в свидетельстве о рождении записали более раннюю дату – 18 апреля.

Вполне может быть, что за заботами о большой семье родителям некогда было сходить в сельсовет и исправить допущенную ошибку. Да и какая важность – дата рождения, жив человек и ладно. И без того на селе забот невпроворот.
Впрочем, и фамилия-то у неё была отличная от фамилии отца, Ризванова, тогда как отец носил фамилию Биктимиров. А всё потому, что фамилии детям присваивали по имени отца. Если отец Ризван, то она – Ризванова.
Были у Мадины брат Муллаян, старше её на 12 лет, сестра Ямиля, четырьмя годами старше, и сестра Амина, десятью годами старше. Последнюю она помнит плохо, ещё в детстве та по весне выгоняла гусей из замерзшей реки, заболела и умерла от воспаления лёгких. Когда Мадина окончила второй класс, отец Ризван Биктимирович принял решение перебраться ближе к лесу, из деревни Калмыково в Сармашево Бураевского района. Спустя два года там семья и застала войну.
Муллаяна забрали в военный лагерь Алкино 5 июня 1941 года. Сказали, на военные учения. В то время, когда он ещё находился в пути к месту прохождения службы, от него пришло письмо: «Скоро услышите, куда мы поехали…». Такое сообщение вызвало беспокойство не только родных, но и других сельчан.
Страшная весть о начале Великой Отечественной войны не заставила себя ждать. Тревога за близких, будущее, предстоящий день вошла в каждую семью.
Теперь звуки гармони и песен на улицах говорили только об одном – очередная партия парней прощается с сельчанами. Женщины и девчонки ревели, а новобранцы напускали на себя бодрый вид и обещали скоро вернуться. В Сармашево остались старики да дети, женщин и то было не видать – теперь им приходилось работать за двоих.
Биктимировым повезло, отца, Ризвана Биктимировича, не взяли на фронт по возрасту. Мадина окончила только четыре класса школы, ученики старших классов учились в другой деревне, за восемь километров от Сармашево, но мать не пустила, боялась за дочь. Сестра Ямиля выучилась на счетовода и работала в другой деревне. Не осталась без дела и Мадина. Для 11-летней девчонки нашлась работа в колхозе, чуть погодя – поручили взвешивать зерно. Там она и проработала до конца войны, за что получила медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Бывало, во время уборки урожая сельчане нет-нет да и умудрялись стащить чуток зерна. Когда удавалось, Мадина тоже прятала горсть зерна за поясом, прикрывала тряпками и пиджаком.
Однажды, когда она припрятала зерно, после работы на поле за ней заехал парнишка. Посадил на велосипед, и они поехали кататься. Всё это время девчонка переживала, не рассыплется ли зерно. Но нет, обошлось.
При воспоминаниях о парне, молодости на испещрённом мелкими морщинками лице Мадины апы появляется улыбка, глаза задорно блестят. Тёплые отрывки из памяти уносят её в ту пору, когда впереди тебя ждёт целая жизнь, полная любви и счастья. Даже несмотря на войну.
Поскольку Мадина работала весовщицей, сельчане постоянно подговаривали её украсть мешки зерна. Она не соглашалась. Да и отец строго наказывал: «Не слушай никого, не воруй!». Даже за горсть украденного зерна на четыре месяца сажали в тюрьму. Многие тогда попались, Мадине повезло.
С работы приходили уставшие. Но молодость брала своё, девчонки бежали в клуб. С фронта от Муллаяна пришло только одно письмо, поэтому, где он находится, жив ли, родные не знали. Однажды вечером Мадина с подругой пошла в баню. Неожиданно забежала мать:
- Говорят, от Муллаяна письмо пришло!
Мадина быстро оделась, накинула платок и выскочила из бани. А у дома уже собралось полдеревни. Спустя какое-то время с колхоза пришёл отец с письмом в руках. Ризван Биктимирович был грамотный, владел арабским языком, умел читать намаз. Мадину как самую молодую попросили прочесть письмо. А она не могла, от волнения и радости слёзы застилали глаза. Пришлось читать её подруге.
Оказывается, Муллаян долгое время находился в окружении немцев и не мог отправить весточку. Писал, что живой, описывал страшные подробности военных сражений.
Следующее письмо Муллаяна пришло только после войны. Но увидеть его матери так и не удалось, в августе 1945 года её не стало.
Вернулся домой он только в начале января 1946-го, всю оставшуюся жизнь его беспокоили больные ноги, здоровье сильно пошатнулось. Месяц отдохнул и поехал в Бураево работать учителем.
Первые годы после войны были самыми тяжёлыми. Страна восстанавливала разрушенное хозяйство. Во многом и за счёт крестьянских семей. Ежегодно сельчанам приходилось платить натуральный налог – определённое количество мяса, молока, яиц, шерсти, картофеля. Оставаясь оптимистами, держались как могли. Верили, что лучшие времена обязательно настанут.
Лучшие времена наступили. Работая на железной дороге, Мадина познакомилась с будущим мужем Гилемьяном Рахматуллиным, вышла замуж, родила четверых детей, имеет пять внуков и двух правнуков. В свои 92 года она по-прежнему радуется каждому прожитому дню, любит побаловать себя сладостями и угощать правнуков своими отменными блинами. А пример мужества и оптимизма, проявленный нашей нэнэйкой в годы войны, является гордостью всей семьи.
Читайте нас: