+13 °С
Облачно
ВКTelegramDZENОК
Все новости
9 мая - День Победы
20 Марта 2020, 14:35

На аэродром не вернулся

В тяжелые годы войны шли письма на Урал, в Среднюю Азию, в Сибирь – во все концы нашей необъятной Родины. Письма с треугольным штемпелем «красноармейское» приносили вести родным и знакомым о боевых успехах их братьев и сестер. В тяжелой сумке почтальонов были и такие конверты, открывать которые адресаты решались не сразу.

Такое тревожное письмо получила и жена солдата, мать офицера-воина Ирина Михайловна Самойлова в 1944 году. Это было похоронное извещение «Отца убили фашисты…», - смогла только вымолвить Ирина Михайловна и залилась горькими слезами. Но сообщалось не об отце, а о сыне. В извещении было написано: «Дорогая Ирина Михайловна! Ваш сын Иван Панкратович Самойлов геройски погиб в борьбе за свободу и независимость нашей Отчизны. Война без жертв не бывает. Просим набраться мужества и преодолеть постигшее Вас тяжелое горе и утрату!».
…1944 год. Могилевское направление фронта. Наши войска наступают. Фашисты отчаянно сопротивляются. Стягивают все новые и новые силы, чтобы приостановить наступление Красной Армии.
Перед летчиками 44-го гвардейского авиационного Донского ордена Красного Знамени полка была поставлена боевая задача: ночным налетом уничтожить продвигающуюся живую силу и технику противника. Такое задание получил одним из первых командир звена ночных бомбардировщиков Иван Панкратович Самойлов. Возвратившись из штаба полка к своим товарищам, старший лейтенант Самойлов объяснил задачу и, вопросительно посмотрев на летчиков, сказал:
- Ну как, ребята? Поработаем?
- Поработаем, - ответили летчики.
Звено бомбардировщиков Самойлова поднялось в воздух. Три боевых самолета взяли курс на запад. Вот уже близки передовые позиции наших войск.
С командных и наблюдательных пунктов взлетают сигнальные ракеты. Но и немцы не спят. Вешают в воздухе свои осветительные фонарики. «Не возьмешь, не из таких», – подумал командир звена, набирая высоту на своем самолете.
- Без команды не приступать! – приказал он остальным двум экипажам.
И вот передовые позиции остались позади. Заработали немецкие зенитки. Маневрируя, Самойлов вел свое звено к цели. Цель обнаружена. «Работай!»
Освободившиеся от груза «поликарповы» повернули налегке к своим. «Веселее, ребята!» - говорит в микрофон командир, связываясь с другими машинами. Но вдруг его чем-то кольнуло, голова закружилась, руки начали отказывать…
Старший лейтенант Самойлов пришел в сознание от сильного холода. Зуб на зуб не попадал. Хотел приподняться – нет сил. Повернулся на бок. Снова закружилась голова. А лежать дальше было нельзя. В глухом лесу, на сырой земле, того и гляди, заснешь навсегда. Он еле приподнялся. А встать не смог. Пополз вперед, под густые кусты. Сделал себе перевязку как мог. В полусонном состоянии встретил он апрельский вечер. Как назло, вокруг нет сухих веток. Прополз он еще несколько десятков метров. Сделал себе постель из прошлогодней травы и старых веток.
Утро семнадцатого апреля выдалось дождливым. Рана не давала покоя. Из последних сил Самойлов старался двигаться. На третий день набрел на лесную тропинку. Но вдруг где-то близко взревели моторы. Присел в кустах. Мимо проскочила группа немецких мотоциклистов. «Неужто нападут на мой след?» - подумал летчик. На четвертый день память покинула его.
Очнулся в постели. Все тело в поту. Ноги забинтованы. Голова шумит. Как только открыл глаза, женщина в белом халате тут же скрылась за дверью. «Видимо, фашисты подобрали, – подумал про себя. – Как быть дальше? Начнутся страшные пытки».
- Старший лейтенант Самойлов, как самочувствие?
Самойлов, услышав чисто русскую речь, приподнялся.
- Товарищи, свои!.. – крикнул он от радости.
Оказалось, старшего лейтенанта авиации Ивана Панкратовича Самойлова подобрали смельчаки Горецкой партизанской бригады, действовавшей в те дни между городами Могилев и Орша. В этом отряде он вылечился, встал в строй народных мстителей и до июня 1944 года оставался одним из лучших партизан знаменитого отряда. Расстался с отрядом лишь после соединения с наступающими частями Красной Армии. Старший лейтенант Самойлов снова и снова летал в тылы фашистов, мстя за поруганную гитлеровцами землю, за свою кровь, за слезы миллионов матерей.
В том же году его мать Ирина Михайловна получила радостную весть от сына, что он жив и здоров, и что мстит за все фашистам.
Да и в книге летного состава полка пришлось внести поправку. Ведь в графе, где стояло имя старшего лейтенанта Самойлова, черным по белому было написано: «В полк не вернулся. Погиб при выполнении боевого задания».
С победой вернулся Иван Панкратович Самойлов на свою родную башкирскую землю с тремя орденами на груди: Боевого Красного Знамени, Отечественной войны II степени, Славы III степени, и медалями: «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Сейчас Иван Панкратович Самойлов руководит жилищным управлением НПУ «Арланнефть».
Читайте нас: