-10 °С
Облачно
ВКTlgrmЯ.ДзенОКTikTok
Все новости
9 мая - День Победы
24 Апреля 2020, 12:35

Трудился на совесть

30 почётных грамот хранит в семейном архиве Назиф Галимарданович Имамов. Есть у него и медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Трудовая биография его началась очень рано, в 11 лет.

Назиф Галимарданович родился 5 апреля 1931 года в деревне Такталачук Новокабановского сельсовета. Деревня была небольшая, всего 80 хозяйств, одна улица. Когда началась война, ему было всего 10 лет. В сельской школе он проучился 4 класса. А в 11 лет уже начал работать в колхозе. Первое лето пас овец с напарником, которому было 14 лет. Стадо было около 100 овец, утром пересчитывали и вечером, возвращаясь, тоже надо было всех пересчитать. Пять месяцев они пасли овец, но за свой труд практически ничего не получили, рассказывает Назиф Галимарданович.
В семье их было шестеро детей, Назиф – третий ребёнок. Мать носила под сердцем ребёнка, но до последнего дня работала в колхозе на жатве, родила младшего ребёнка в поле, не дойдя двух километров до деревни. А в 1942 году получила похоронку на мужа.
Но шла война, несмотря на горе и утраты, надо было работать и выживать. Первый год в колхозе ещё были лошади, для пахоты и других работ, но в 1943 году всех лошадей было приказано сдать фронту. В ту весну землю пришлось копать лопатами. Потом привезли в колхоз телят – бычков, когда они подросли, стали пахать на них.
В деревню вернулись четверо фронтовиков, у троих были ранения рук, у одного в ногу. Они стали бригадирами в колхозе, а один из них был назначен руководить колхозом. Назиф Галимарданович вспоминает, как они жёстко обращались с людьми. Как-то летом ребята, работавшие в поле, решили в перерыве зайти в лес собрать орехи, а когда вскоре вернулись, их поджидал бригадир. Нагайкой он полоснул по спине Назифа Имамова, вспухла багровая полоса на коже, и хотя прошло много десятков лет с того дня, но у него словно до сих пор горят эта боль и обида.
Времена были суровые. Если в хозяйстве была корова, и она телилась – телёнка забирали в колхоз. Был и такой случай. Бригадир поймал женщину, которая в кармане принесла с поля горсть зерна. Муж этой женщины погиб на фронте. И её судили – посадили в тюрьму на три года. Дома у неё остались четверо детей, старшему было 13 лет.
Лес помогал им выжить. В лесу собирали черемуху, ягоды, орехи. Собирали и сдавали государству ивняк и шиповник. Обдирали лыко и плели лапти, носили их на продажу в соседнюю Татарию, где не было лесов. У кого в хозяйстве были быки, те заготавливали и возили на продажу дрова. В деревнях, где не было лесов, было ещё труднее выживать.
Как-то отправили ребят в райцентр, в Николо-Берёзовку, пешком 35 километров, в лаптях по бездорожью. Обратно несли на спине по 20 килограммов ржи на семена. Принесли, посеяли на специальной делянке. А ничего не взошло. Что это было – вредительство или неправильное хранение, осталось неизвестным.
Война закончилась. Назиф Имамов получил медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». В 1953 году был призван в армию, отслужил три года в Читинской области в танковой части, был командиром танка. В последний год служил на плавающем танке, была и такая техника на вооружении СССР. Служил Имамов хорошо, ему было присвоено звание сержанта.
После армии приехал в райцентр, в Николо-Берёзовку. Оглядевшись вокруг, решил устроиться на Сарапульский лесокомбинат, где поработал около года. Ещё съездил в Казахстан на заработки. Тем временем в Касёво разворачивалось строительство посёлка нефтяников. 13 ноября 1957 года Назиф Имамов пошёл устраиваться на работу. Он хорошо помнит этот день. Возле деревни Касёво в поле стояли две палатки: справа – палатка строителей СМУ-5, слева – дорожно-строительная. Дорожно-строительных рабочих на тот момент было всего 13 человек. Назиф Галимарданович был направлен на семимесячные курсы экскаваторщиков в Калининград и после обучения стал первым экскаваторщиком в городе. Невозможно перечислить все дороги, в строительстве которых принимал участие на экскаваторах Назиф Галимарданович Имамов. Это и дорога в Ангасяк, Саклово, Шушнур, Янаул, Красный Холм, дорога к нефтяным скважинам за Камой – и много-много километров других дорог по всей округе.
Общий трудовой стаж Н.Г.Имамова насчитывает 47 лет. Из них 34 года - машинистом экскаватора. За это время он поменял 10 экскаваторов. Он работал на русском, польском, чехословацком и последнем - японском экскаваторах. Причём если последний был уже гидравлический, то все предыдущие требовали больших физических усилий в работе, где были задействованы и обе руки, и обе ноги. За все годы работы он ни разу не был на больничном, трудился на совесть.
В его доме хранятся 30 почётных грамот, среди них есть и от Министерства нефтяной промышленности Башкортостана, и от генерального директора объединения «Башнефть», и от начальника Нефтекамского ДРСУ, в котором он проработал 25 лет, и от управляющего трестом «Башнефтедорстройремонт» - всех не перечесть. Все они - за высокие показатели в труде.
Под стать ему и супруга Фагима Дульмагановна. Она из той же деревни Такталачук. Отец её был фронтовик, вернулся раненый в 1942 году, а в 1948 году умер. Да и мать, отдавшая все силы, чтобы поднять трёх дочерей, через девять лет после мужа тоже умерла.
Фагима Дульмагановна ждала своего будущего мужа из армии, в 1958 году они поженились. Выросли сыновья Равис и Филюс, дочь Разиля. Выросли три внучки, растут два правнука. Фагима Дульмагановна работала в водоканале, тоже была на хорошем счету.
Сколько дорог построил Назиф Галимарданович, и сегодня он переживает о том, что дороги теперь не соответствуют современному потоку транспорта. «Вот если бы сделать их пошире, да сделать разделение встречных полос - скольких аварий можно было бы избежать», – говорит он.
По иронии судьбы улица Воробьёва, где живёт герой нашего повествования, тоже и очень явно нуждается в ремонте. Огромные ямы, заполненные талой водой, словно после бомбовой атаки. Кроме того, жители нескольких улиц в Касёво: Воробьёва, Заречная, Первомайская, Сюткина, Степная - практически отрезаны от города. Чтобы попасть в город, надо выезжать через всю длинную улицу на Трактовую, только через неё можно выбраться в город. А если бы был мост, то можно было бы напрямую выезжать на Дорожную. А пока там только пешеходные мостики. Может, можно было бы включить строительство моста и ремонт улицы Воробьёва в какую-нибудь программу по улучшению городской среды, но пока жители вынуждены вызывать такси, чтобы добраться до магазинов или больницы, да ещё и таксисты по разбитому асфальту иной раз отказываются приезжать.
Фото: Руслан Никонов, «КЗ».
Читайте нас в