+12 °С
Дождь
ВКTelegramDZENОК
Все новости

Эхо войны

Не люблю фильмы о войне. Они вызывают во мне чувство страха и переживания. Это состояние я испытал в раннем детстве после фильма Михаила Пташука «В августе 44-го».

События происходят на территории Беларуси. Советские контрразведчики совершают настоящий подвиг - фактически за сутки обезврежена вражеская группа диверсантов, которая работала в советском тылу. Тогда я был очень маленьким, и мне в голову не приходило, что война прошлась и по судьбе моих предков.
Помню тот день, когда впервые вышел в ряды «Бессмертного полка». В руках держал портрет своего прадеда. Вначале это было как будто не про меня, не про нас, про кого-то другого. Но когда я взял в руки георгиевскую ленточку, то вдруг пришла мысль: надо узнать историю боевого пути своего прадеда, с тем чтобы рассказать о нём потомкам.
В детстве мама рассказывала мне про своего деда по отцовской линии, показывала чудом сохранившуюся единственную фотокарточку. Она теперь хранится в семье как реликвия. Из её воспоминаний узнал о том, что именно с этой фотографии был увеличен портрет деда, который всегда висел на стене над кроватью бабушки. Она и семь детей не дождались его с фронта. Мама помнит, как бабушка молилась день и ночь. Тогда ещё никто не знал достоверную историю его гибели. Акция «Река памяти», её ещё называют «Бессмертный полк», стала связующей нитью поколений, именно она подтолкнула нас узнать больше о моём прадеде. Архивные документы и материалы того времени - наш единственный источник. Увы, сегодня нет в живых родственников, которые смогли бы нам помочь сделать это быстрее. Единственная зацепка: прадеда звали Анвар Гилязов, он был председателем колхоза, а следы ведут в Янаульский район Башкирской АССР. Подключились к поиску и обнаружили, что А.Гилязов, 1910 года рождения, был действительно призван из Янаульского райвоенкомата Башкирской АССР. Тут же стоит дата смерти и место захоронения - братская могила в с. Орловка Городнищенского района Волгоградской области. Мы испытали непередаваемые эмоции. Мама стала винить себя в том, что не узнала об этом раньше. Разорвана цепь поколений. Мы продолжали изучать материалы, чтобы узнать о том, что же произошло на том клочке земли в сентябре 1942 года.
Семьдесят восемь лет назад, осенью 1942 года, название советского города Сталинграда не сходило со страниц газет всего мира. Народы земли следили за тем, как развивалась одна из самых кровавых битв в истории человечества, которая шла на берегу Волги.
На подступах к Сталинграду в начале сентября 1942 года линия фронта проходила через село Орловка Городнищенского района. Гитлеровцы предприняли мощнейшее наступление. Ожесточённые бои вели 62-я и 64-я армии, совместно с народным ополчением, рабочими заводов «Красный Октябрь», «Тракторный завод», «Баррикады». Немцы отчаянно атаковали данный район, чтобы выйти непосредственно к Сталинграду. Ценой своей жизни солдаты защищали путь к стратегически важному предприятию – тракторному заводу. Рассказ об уникальном примере героизма советских воинов мы обнаружили... в военных мемуарах бывших офицеров вермахта.
Как это ни парадоксально, но сегодня появилась возможность гораздо больше узнать о таких неизвестных подвигах благодаря появлению в печати мемуаров немецких участников войны. Приведу выдержку из мемуаров бывшего генерала немецкой армии Ф.В. фон Меллентина «Танковые сражения».
Напомню, время событий - август-сентябрь 1942 года.
«...В полосе наступления 3-й моторизованной дивизии оказалась одна высота и одна балка, где русские не прекращали сопротивление в течение нескольких недель. Балка, удерживаемая русскими, находилась в тылу 3-й моторизованной дивизии. Она была длинной, узкой и глубокой; проходили недели, а её всё никак не удавалось захватить. Изложение Динглером боевых действий показывает, какой стойкостью отличается русский солдат в обороне: «Все наши попытки подавить сопротивление русских в балке пока оставались тщетными. Балку бомбили пикирующие бомбардировщики, обстреливала артиллерия. Мы посылали в атаку всё новые и новые подразделения, но они неизменно откатывались назад с тяжёлыми потерями - настолько прочно русские зарылись в землю. Мы предполагали, что у них было примерно 400 человек. В обычных условиях такой противник прекратил бы сопротивление после двухнедельных боёв. В конце концов русские были полностью отрезаны от внешнего мира. Они не могли рассчитывать и на снабжение по воздуху, так как наша авиация в то время обладала полным превосходством. В ночное время одноместные открытые самолёты с большим риском часто прорывались к окружённым русским и сбрасывали незначительное количество продовольствия и боеприпасов. Не следует забывать, что русские не похожи на обычных солдат, для которых снабжение всем необходимым имеет большое значение. Мы неоднократно имели возможность убедиться в том, как немного им нужно. Балка мешала нам словно бельмо на глазу, но нечего было и думать о том, чтобы заставить противника сдаться под угрозой голодной смерти. Нужно было что-то придумать. Истощив весь запас хитроумных уловок, которым нас, штабных офицеров, в своё время учили, мы пришли к выводу, что нужно обратиться за помощью к боевым командирам, непосредственно выполняющим задачу. Поэтому мы вызвали наших лейтенантов и попросили трёх из них разобраться в обстановке и предложить что-либо полезное. Через три дня они представили свой план. По этому плану предполагалось разделить балку на несколько участков и расположить танки и противотанковые орудия прямо против окопов русских, после чего наши штурмовые подразделения должны были подползти к окопам и выбить оттуда противника. Всё произошло согласно плану - русские даже не ожидали, что к ним вот так просто придут и попросят из окопов, но несколько ручных гранат и орудийных выстрелов оказались убедительным приглашением. Мы были поражены, когда, сосчитав пленных, обнаружили, что вместо 400 человек их оказалось около тысячи. Почти четыре недели эти люди питались только травой и листьями, утоляя жажду ничтожным количеством воды из вырытой ими в земле глубокой ямы. Они не только выжили на таком рационе, но и сражались до самого конца...»».
Так даже враг искренне восхищается беспримерным мужеством и стойкостью советских бойцов.
449-й день войны. 13 сентября 1942 года. Воскресенье. Из сводки Генштаба…
«С 13.09. противник прекратил наступательные действия, не добившись своих целей, и перешёл к систематическому огневому воздействию на боевые порядки бригады.
2-й отдельный стрелковый батальон был перемещён для обороны района в границах - южная часть Орловки, южные скаты Орловского оврага, высота 144,6 м, северные скаты оврага.
2-й отдельный стрелковый батальон был готов провести контратаки в направлениях на высоту 129,1 м; 128,0 м и далее на высоту 106,6 м; отм. 92,6 м и далее на высоту 97,7 м».
Это был последний день жизни моего прадеда… Ему было всего 32 года…
Теперь он покоится в братской могиле сельского поселения Орловка, где захоронены почти четыре тысячи солдат, но, по неофициальным данным, здесь погибло в три раза больше.
Николай Комяхов, почётный житель села Орловка пишет: «115-я отдельная бригада под командованием полковника Андрюсенко погибла здесь практически вся. В бригаде было более 6 тысяч человек. Они держали оборону с 26 августа 1942 года по 2 октября».
Мой брат побывал на братской могиле, нашёл высеченное на камне имя нашего прадеда. На памятнике установлена мемориальная стена со словами:
«Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем, так много их здесь под вечной охраной гранита, но знай, внимающий этим камням: «Никто не забыт и ничто не забыто». 1942-1943г. Здесь похоронены солдаты и офицеры 62-й и 66-й армий, погибших в ожесточённых боях с немецко-фашистскими захватчиками за Родину, за счастье трудового народа».
Читайте нас: