…Сквозь задернутые плотные шторы едва пробивался рассвет. Было слышно, как к госпиталю подъехала машина: видимо, привезли новую партию раненых. Василий потянулся было к окну, но боль током пронзила тело, и он вновь провалился в беспамятство. Уже прошло две недели с того дня, как группа разведчиков напоролась на фашистов в самом центре чехословацкого города Брно. Передний немец, ошалев от неожиданности, не целясь, почти в упор выстрелил в офицера. Разрывная пуля попала в правое плечо Юшкову. Выстрелить вторично фриц не успел…
«Командир, командир, очнись, победа! По-бе-да!!!» - как сквозь пелену пробился ликующий голос. Василий с трудом разомкнул тяжелые веки. Было уже совсем светло, из распахнутого окна веяло свежестью, и доносился какой-то многоголосый шум. Молодой безногий лейтенантик с перебинтованной головой сидел на соседней кровати и, не стесняясь, плакал. В открытую дверь было слышно, как госпиталь гудел, словно растревоженный улей. Победа?.. Победа! Господи, неужели конец этой проклятой войне?..
Родился Василий Юшков в 1923-м в деревне Воробьево Краснокамского района Башкирии. Крестился в Касевской церкви. После окончания семилетки стал работать в Касевской МТС учетчиком тракторной бригады. Накануне войны выучился на тракториста-комбайнера, готовился к уборке хлебов в родном колхозе «Молот».
Когда началась Великая Отечественная война, последовал призыв ЦК комсомола о наборе комсомольцев-добровольцев в воздушно-десантные войска. Подал заявление и Вася Юшков, которому шел тогда 18-й год.
Всех новобранцев, а из 27 добровольцев Краснокамского райкома комсомола комиссия отобрала половину, зачислили в 25-ю воздушно-десантную бригаду 10-го корпуса. Здесь красноармеец Юшков, будучи физически крепким и смекалистым, был отобран в роту разведчиков и назначен командиром группы захвата. Молодые бойцы прошли полный курс боевой и тактической подготовки воинов-десантников, совершили по несколько учебных прыжков применительно к боевой обстановке в тылу врага.
В связи с тяжелым положением на Сталинградском направлении в июле 1942-го 10-й воздушно-десантный корпус был преобразован в 41-ю гвардейскую стрелковую дивизию и отправлен на Сталинградский фронт. Там, под Сталинградом, Василий Юшков и принял свое первое боевое крещение.
- Разведка – это глаза и уши армии, без ее данных командование не может принять правильного решения. А так как мы - солдаты тайного фронта, то должны быть невидимыми для врага. Так, на брюхе, я и проползал всю войну, - с легкой улыбкой проговорил старый солдат.
За героизм и отвагу, проявленные в боях за Сталинград, молодого бойца наградили медалью «За боевые заслуги», которую он считал самой дорогой и памятной, и орденом Красной Звезды. Получил Василий и «отметину» от врага – осколочное ранение в ногу, но на молодом теле в госпитале раны быстро зажили.
Когда в феврале 1943 года фашисты потерпели сокрушительное поражение под Сталинградом, части Красной армии вывезли на кратковременный отдых и для переформирования в Воронеж. Именно в это время по направлению командования Василий Юшков окончил шестимесячные курсы младших лейтенантов. В числе троих особо отличившихся выпускников ему было присвоено воинское звание «лейтенант». И войну В. Юшков продолжил уже командиром разведвзвода. Со своими разведчиками он участвовал при освобождении Харькова в операции на Курской дуге, прошел с боями через Днепр, участвовал в освобождении Кременчуга, Кировограда. Затем сражался, освобождая Румынию, Венгрию. В сентябре 1944 года В. Юшков был награжден орденом Отечественной войны I степени, тогда же ему присвоили звание старшего лейтенанта и назначили командиром отдельной разведывательной роты.
КАК ФАШИСТСКИЙ «ТИГР» СТАЛ «КОРОВОЙ»
На Будапештском направлении уже три с половиной месяца шли ожесточенные бои. Рота В. Юшкова получила задание – тщательно разведать тыл противника, нужны были обширные сведения. Командир роты лично возглавил группу разведчиков.
- Три дня и три ночи мы блуждали по вражескому тылу, передавая разведданные своим по рации, - вспоминал Василий Васильевич тот эпизод, – а потом на окраине какого-то хутора наткнулись на танковую колонну противника. Более 60 танков стояли наготове, видимо, ожидая приказа о контрнаступлении.
Днем немцы возились с машинами, вечером уходили отдыхать в село, оставив у танков лишь дежурный экипаж из четырех человек. У разведчиков созрел дерзкий план – захватить танк вместе с экипажем. Но для начала решили разведать, что находится в блиндаже. В группу входил разведчик, весельчак и балагур из Одессы Костя Замкевич. Он неплохо знал немецкий, и разведгруппа использовала его как переводчика.
Улучив момент, разведчики подошли к сооружению и на немецком языке попросили разрешения войти.
- Немцы приняли нас за своих и сказали, не шутите, мол, заходите. Мы ворвались в блиндаж, который оказался винным погребом. Я скомандовал: «Хенде хох!» Фрицы были ошарашены внезапным появлением русских: глубокий тыл, до линии фронта 15 километров! Их оружие лежало в стороне, поэтому они не смогли оказать сопротивления, - продолжил свой рассказ ветеран. - С помощью переводчика «сговорились» быстро: пленный экипаж поведет танк на нашу территорию, в противном случае им «капут».
Выйдя на связь по рации с начальником штаба, В. Юшков доложил обстановку. Предварительно были определены условные знаки и названия. Так немецкий танк «тигр» стал «коровой». Разведчики сообщили предполагаемое место перехода через линию фронта и попросили дать приказ артиллеристам по танку не стрелять.
Этот разведрейд под руководством В. Юшкова завершился блестяще и без потерь. Добравшись до штаба дивизии, разведчики сдали плененный немецкий экипаж в распоряжение командования. Фрицы дали очень ценные сведения о численности и задачах немецкой танковой армии. И командованием II Украинского фронта были приняты контрмеры по усилению обороны на данном участке фронта.
А Василий Юшков за успешный рейд был удостоен еще одной высокой награды - ордена Боевого Красного Знамени. Ему также было присвоено очередное воинское звание «капитан». Удостоились орденов и медалей и остальные разведчики. Фронтовая газета во всех подробностях живописала подвиг разведчиков (я держал в руках эту пожелтевшую реликвию - авт.).
После окружения и взятия Будапешта части Красной армии вошли в Чехословакию. Впереди, как всегда, шла разведка…
После очередного тяжелого ранения и долгих 6 месяцев в эвакогоспитале Будапешта Василия Юшкова комиссовали. В ноябре 45-го он вернулся домой.
ИЗ БОЕВЫХ ОФИЦЕРОВ В ПРЕДСЕДАТЕЛИ КОЛХОЗА
Вернувшись на родину, В. Юшков пришел в Краснокамский райком партии вставать на партийный учет – коммунистом он стал еще на фронте. Посмотрели на него и ахнули: офицер, хорошая выправка, вся грудь в орденах и медалях – орел! Тут же последовало предложение работать в райкоме КПСС заведующим военным отделом.
- Такие отделы существовали во время войны и до 1947 года, - пояснил Василий Васильевич. – Работали в тесном контакте с военкоматом и решали насущные проблемы семей погибших военнослужащих.
Как известно, в те годы колхозы держались практически на одних женщинах и в большинстве своем нищенствовали. Потому письмо земляков в райком КПСС с просьбой направить В. Юшкова председателем колхоза не удивило.
- Я и сам был не против, - признался Василий Васильевич. – Придешь в деревню - жалко смотреть: разруха, бесхозяйственность...
Так бравый фронтовик становится председателем колхоза. А через два года его направляют на учебу в партийную школу. По ее окончании он был назначен заместителем директора Касевской МТС по политчасти. В последующем партия направила его на работу секретарем Белебеевского райкома КПСС. На февральском Пленуме ЦК КПСС 1957 года было решено бросить на развитие сельского хозяйства 30 тысяч коммунистов-активистов. Василий Васильевич, как и в годы войны, вызвался добровольцем. В.Юшкову было поручено руководить колхозом «Память Ленина».
В колхоз Василий Васильевич прибыл весной, как раз к началу полевых работ. Когда рассмотрели все планы и обсудили перспективы, появилась идея. Хозяйство соседствовало с колхозом имени Маленкова, который располагался на берегу реки и имел плодородные земли. В пойменных лугах соседи сеяли коноплю.
- Эта культура на Руси всегда была под номером один и даже экспортировалась за рубеж. В послевоенные годы она стоила раз в 30 дороже пшеницы и ржи, - пояснил Василий Васильевич, уловив мой удивленный взгляд. – И представьте, сколько нужно было сдавать государству той же пшеницы или ржи, чтобы получить средства на развитие хозяйства и содержание колхозников. Мы тоже, недолго думая, решили засеять небольшой участок пойменных лугов в 30 гектаров коноплей. В течение одного года наше хозяйство стало миллионером, по основным показателям оно вышло в передовые в районе.
На одном из отчетно-выборных собраний первый секретарь райкома предложил В. Юшкову объединиться с соседствующим колхозом имени Буденного, который числился в отстающих. Хотя риск был немалый, Василий Васильевич согласился. После объединения колхозов была введена прогрессивная система оплаты труда, учитывающая объем произведенной продукции и количество трудодней. Люди постепенно подтянулись, стали работать хорошо. Уже на второй год существования объединенное хозяйство вышло в передовики. И так в течение шести лет колхоз «Память Ленина» укрупнялся несколько раз. В итоге его удельный вес составлял 24 процента от всего районного. Это означало: если данное хозяйство в чем-то не доработает, то потянет за собой вниз весь район. Однако все шесть лет, пока председательствовал В. Юшков, колхоз «Память Ленина» всегда числился в передовых.
Все шло хорошо. Но давали о себе знать фронтовые раны. И в 1962 году Василий Васильевич написал заявление в бюро райкома партии с просьбой освободить его от должности. Руководство района и области удовлетворило его просьбу с большим нежеланием: отпускать опытного и прогрессивного руководителя не хотели. Памятью о тех годах работы в Белебее служит медаль «За освоение целины».
ВОЗВРАЩЕНИЕ НА МАЛУЮ РОДИНУ
Приехали Юшковы в Нефтекамск в марте 1962 года. Город только начинал строиться. Василий Васильевич встал на партийный учет, устроился работать начальником отдела кадров в Нефтекамское монтажное управление треста №8. Спустя некоторое время его избрали секретарем парткома этой организации, позже – заместителем секретаря парткома треста.
В 1965 году прошли первые выборы в Нефтекамский городской Совет депутатов трудящихся. Опытного хозяйственника и партийного руководителя жители города избрали своим депутатом. А потом поступило предложение от первого секретаря горкома КПСС Е. Карцева возглавить управление жилищно-коммунального хозяйства города. Василий Васильевич понимал, какая это большая ответственность и какое высокое доверие. Руководители, которые работали в горкомхозе до него, больше года не выдерживали. Оно и понятно: город только строился, уйма проблем, требующих решения, – словом, нагрузка колоссальная. Тем не менее В. Юшков согласился и стал, так сказать, городским завхозом. И с честью руководил этим хозяйством в течение 15 лет. Это были годы становления города, годы созидания. Нефтекамск рос на глазах, и это радовало.
В середине 80-х в стране началось ветеранское движение. В 1985 году совет ветеранов войны и труда был создан и в Нефтекамске. Организовать его работу было поручено опять-таки В. Юшкову. На этом беспокойном посту он проработал около 20 лет. Ветераны войны и труда по любому поводу шли к «товарищу Юшкову», как они с уважением его называли.
До последних дней жизни Василий Васильевич стремился быть в курсе городских дел и ветеранских проблем, участвовал в общегородских мероприятиях и на встречах с учащимися и молодежью, внося посильный вклад в духовно-нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения.
За особые заслуги и активное участие в общественной жизни города в 1993 году В. Юшкову было присвоено звание «Почетный гражданин города Нефтекамска». Его имя навсегда останется в памяти жителей Нефтекамска и благодарных потомков.