Жителя Нефтекамска подозревают в том, что он забил до смерти свою сожительницу
Все новости
80 лет Победы
24 Июня 2020, 15:35

В лесах партизанских

Весной и летом 1942 года в лесах Смоленщины и Калининской области не прекращались ни на один день боевые операции партизанских отрядов и соединений в тылу врага.Чем ближе к зиме, «тем чаще налеты на штабы и гарнизоны фашистов, на железнодорожные составы и мосты. Но и партизанам была необходима помощь и поддержка с «большой земли».Группа солдат и сержантов нашей 136-й мотострелковой роты разведки изъявила желание перебраться к партизанам на помощь. Я тогда служил военфельдшером роты и присоединился к своим добровольцам-разведчикам. Перед нами стояло две задачи — помочь партизанам и обеспечить тесную связь с «большой землей».

Мы должны были присоединиться к партизанам в начале ноября. Но и немцы не дремали. Они создали такую линию обороны, что без помощи с противоположной стороны пересекать линию фронта было почти невозможно.
Только 14 декабря 1942 года после двухстороннего удара наших передовых частей и партизанского отряда мы сумели перейти за линию фронта, в тыл неприятеля. Группу добровольцев встречал небольшой отряд нашего земляка лейтенанта Гиззатуллина. К сожалению, я не знаю послевоенной судьбы этого замечательного советского командира-партизана. Руководителя группы добровольцев лейтенанта Медведева назначили начальником штаба, а меня по своей специальности — начальником санитарной службы отряда. Командир отряда товарищ Цветков так обрадовался нашему приходу, что организовал на своем командном пункте своеобразный прием.
Получивший подкрепление отряд на второй день развернул операцию по борьбе с карателями.
Наш успешный переход линии фронта и боевые действия в тылу врага не могли оставить спокойным немецкое командование. Оно узнало о нашей группировке в селе Долоссы Идрицкого района Калининской области. Да и разузнать-то большой хитрости не требовалось. Не только отдельные населенные пункты, а территории нескольких сельсоветов полностью контролировались партизанами.
Перепуганное немецкое командование затребовало крупное авиационное соединение. В морозный январский день фашистские стервятники налетели на Долоссы и, совершив несколько заходов, сравняли село с землей.
Штаб партизанского отряда переехал в белорусскую деревню Павлово на границе с Калининской областью. Эта деревня была расположена на возвышенности, а с трех сторон примыкала к дремучему лесу. Позиция — выгоднейшая для встречи крупного карательного отряда немцев.
Штабом отряда был разработан план разгрома крупного соединения фашистских карателей. Согласно этому плану, партизаны заняли оборону вдоль широкой лесной дороги. Но, разведав средства передвижения карателей, лейтенант Гиззатуллин предложил свой план.
- Для встречи оставим только один взвод, - говорил он на совещании командиров. - Пропустив несколько обозов, они завяжут бой. А затем взвод должен отойти на лыжах.
Так и было сделано. Открыв огонь, взвод смельчаков заставил карателей сначала залечь, а потом и отступить. Партизаны отошли.
День второго февраля 1943 года выдался на редкость солнечным и теплым. Отряд выставил дозорных. В 2 часа дня каратели, развалившись на санях, едут как ни в чем не бывало. Едва лишь они выехали из леса на открытое поле, разведчики открыли огонь с тыла. А из деревни застрочили пулеметы и открыли огонь минометы. Каратели были разбиты наголову.
Все стихло. Но через час на деревню обрушился сплошной артиллерийский огонь, продолжавшийся более полутора часов, хотя в деревне уже никого не было. После артиллерийской подготовки немцы бросили в атаку крупные силы пехоты. И на этот раз партизаны были начеку. Подразделения поднялись в контратаку. После этого удалось унести ноги лишь небольшому числу карателей.
На закате немцы начали танковую атаку. Неожиданное появление танков воодушевило немцев. Заняв деревню в 150 дворов, они сожгли ее всю, до последнего сарая. И мы понесли потери. В этом сражении навсегда пришлось проститься с одиннадцатью товарищами.
Вплоть до августа 1944 года, т. е. до соединения с действующими частями Красной Армии, жили мы в районе озера Окуневец. Здесь создали своеобразный зимний аэродром для приема самолетов. Они привозили оружие и медикаменты, а от нас увозили раненых.
Так действовали партизаны в лесах Смоленщины и Белоруссии во время войны, истребляя живую силу и технику врага.
Читайте нас: