Нефтекамцы получили квитанции от мошенников
Все новости
80 лет Победы
24 Июля 2020, 15:35

Дети войны. Кому – радость, кому – слёзы

Из Краснокамского района на войну ушло более восьми тысяч человек. За каждой строчкой из официальных документах о призыве – человеческая судьба, жизнь, порой так рано оборвавшаяся, которая продолжается в поколениях…

Родилась я в Николо-Берёзовке в 1938 году. Мой отец Пётр Иванович Кузнецов ушёл на фронт 8 июля 1941 года – был в рядах первых добровольцев, ушедших из Краснокамского района и Николо-Берёзовки. Мама Варвара Степановна как медработник сопровождала его до станции Янаул, откуда отправляли поезда на передовую. Помните строчки из стихотворения «Рязанская мадонна»: «…Уходят эшелоны, и ты глядишь им вслед, рязанская мадонна-солдатка в 20 лет». Так же моя мама волею судьбы оказалась башкирской мадонной-солдаткой в 20 лет. Она осталась одна со мной – двухлетней дочерью, на руках, на попечении остались и престарелые родители мужа. Все хлопоты по хозяйству легли на неё – снести воды, дров, заготовить припасы на зиму – да разве всё перечислишь? Мама без устали трудилась, зачастую впроголодь и без сна выполняла мужскую работу. Она была фельдшером-акушеркой в роддоме. В больнице случалось всякое. Однажды загорелась простыня (немудрено, ведь день и ночь в сыром помещении горели лампадки – электричества-то тогда не было) под роженицей, благо санитарки не растерялись – потушили пожар.
Помню, летом на Каму прибывали баржи с эвакуированными из Москвы и Ленинграда. Их принимали на пристани, размещали здоровых в домах сельских жителей, однако многие умирали во время длительного плавания. Больных отправляли в больницу поправить здоровье. А тех, кто умер, хоронили в братских могилах…
А тем временем наши отцы на фронте попали в самое пекло ожесточённых боевых действий. Они сдерживали наступление фашистских захватчиков на подступах к Смоленску, Минску, Ленинграду. Я читала фронтовые письма отца, где он описывает ужасы войны, рассказывает о том, как немцы жгли наши сёла, издевались над местными жителями, молодых угоняли в Германию. Но наши бойцы не сдавались. Хотя полки попадали в окружение, они прорывали вражеское кольцо, выходили – и снова рвались в бой!..
Вот и долгожданная Победа. Летом 1945 года пристань возле Никольского храма стала для нас местом веры и надежды, ведь на баржах домой возвращались наши защитники. Дети, заслышав гудок парохода, скорее бежали на пристань... Встреча: кому – радость, а кому – слёзы. Моего отца мы так и не повстречали... Вскоре пришло известие из военкомата о том, что он погиб ещё в январе 1942 года.
Но я и мои дети не оставляем надежду найти информацию, где погиб и похоронен П.И.Кузнецов. Думаю, отец гордился бы своими внуками, ведь они не уклонились от службы в рядах советской армии, старший служил в воздушно-десантных войсках в ГДР, младший – на флоте в Севастополе. Сейчас они живут в Нефтекамске, их работа связана с охраной окружающей среды.
Конечно, не счесть краснокамцев, погибших во время войны, многие имена высечены на стеле, неизвестными остаются десятки и сотни... Имя моего отца Кузнецова Петра Ивановича также есть на стеле. Честь и хвала воинам-победителям! Вечная память о них пусть живёт в веках.
Читайте нас: