+12 °С
Дождь
ВКTelegramDZENОК
Все новости
КУЛЬТУРА
30 Ноября 2018, 12:16

«Играла девушка на кубызе...»

Когда Залия Муканяева читает свои стихи – словно слышится журчание курая, тинькает птицей кубыз и тихо шелестит ковыль… А может, это берёзы шепчутся и звенят в их ветвях желтогрудые синички?.. Всё может быть, ведь её произведения пропитаны мелодиями родного края.

Внучка сэсэна

Любовь к фольклору маленькой Залие привила её бабушка. В детский сад девочка не ходила, и всё время проводила рядом с удивительной пожилой женщиной, которая на ходу сочиняла песни на родном башкирском языке, аккомпанируя себе на мандолине или кубызе. С восторгом глядела на свою бабушку Залия и мечтала стать похожей на неё. В своих песнях бабушка воспевала природу, и девочка поняла: можно сочинять обо всём на свете! Но петь Залия не умела, и тогда она начала писать стихи.


Залия с бабушкой Магафиёй. 1976 год.

- В моём детстве не было телевизоров, мы не знали, что такое мультфильмы или кино, - рассказывает Залия Фагимовна. - Я часто смотрела в окно, любуясь природой: цветами, бабочками, речкой или снежными узорами, и придумывала сказки, а потом рассказывала их подружкам. Девчата всему верили и удивлялись, где я смогла это увидеть, прочесть. А я им отвечала, что всё вокруг нас, стоит только обернуться. До сих пор они при встрече вспоминают о моих рассказах.
Постепенно рассказы Залии обретали поэтическую форму. В школьных сочинениях она иногда использовала наброски своих стихов, пока ещё нескладных, без точной рифмы. Но мудрая учительница хвалила её и советовала заниматься стихосложением и дальше.
Со временем Залия напишет такое стихотворение:

«Играла девушка

на кубызе,

В зелёном

бисерном камзоле.

Губами нежно прикасаясь,

Струну руками обвила.

Играла резво, мелодично.

Неслась мелодия

привычно.

Очистив душу от печали.

Подруги радостно

встречали

Кубыз, весну. И молодые

Запели песни озорные».

Три реки

Родилась Залия Фагимовна в посёлке Амзя в 1959 году. Маленький домик семейства стоял в леспромхозе на берегу реки Буй, которая ежегодно по весне затопляла дом. В коридорах и комнатах вода стояла по колено. Несколько раз маленькая Залия тонула в этой речке, но люди добрые спасали. Из-за паводка в огороде ничего не росло, а семье надо было кормиться. Отец работал в леспромхозе, заготавливал дрова, мать была фельдшером, с трудом – по колено в воде, по болотам – добиралась в посёлок. Было решено перебраться в Амзю. И здесь не повезло: только дом построили – всё поплыло вместе с живностью! Места оказались болотистые… В начале 1965 года семья переехала в город. «Я ехала, укутавшись в большую зелёную шаль с кисточками, - вспоминает Залия Фагимовна. – На время эта шаль стала для меня и одеждой, и домиком».
Обосновались в Касёво на берегу реки Марьинки. Перевезли сюда и дом, достроили. Дом стоял на высотке, но река весной разливалась настолько, что вся округа превращалась в Венецию.
Позднее у Залии Фагимовны появилась дача на Краса Увале, неподалёку от реки Кама.
- Приедешь в сад-огород, и покидать его не хочется. Какие здесь живописные места! – с неподдельным восторгом рассказывает поэтесса. - Чистые озёра, величавый лес с разнообразным множеством цветов. Несколько раз я видела там лосей и даже написала о них фантастическую повесть. Часто мы с мужем и дочкой спускаемся к красавице Каме, удим рыбу или просто любуемся природой. Там ты с природой наедине, видишь, как она пробуждается, как распускаются листочки, как порхают бабочки. Там приходит вдохновение. Ручка и блокнот у меня всегда под рукой. Сначала просто делаю наброски, а потом уже работаю над стихом.

Так в судьбе Залии Муканяевой переплелись три реки: Буй, Марьинка и Кама, из которых она черпает силу, питает любовь к природе и всему живому.

Выход в свет

Страшная трагедия произошла в судьбе Залии Фагимовны – авария. Долгое время провела она в больнице, а потом её, безнадёжную, отправили домой… Всеми забытая, лежала она в постели и совсем было отчаялась, если бы не… вдохновение, которое вновь вернуло к жизни. И крепкая духом женщина, превозмогая боль, нашла в себе силы, чтобы подняться. Она достала все свои записи и начала над ними работать. «Придёт время, - думала она, - и я покажу свою работу!».

«Когда живёшь без боли,

мир светлей.

С опаской тает чёрный,

острый лёд,

Тоска уходит

от судьбы моей.

На хлеб я мажу

свежий чистый мёд.

Хватает вечных,

женских дел, хлопот,

Горячий чай так сладок,

губы жжёт.

Удачным станет пусть

любви полёт,

Терпенье – жизнь.

Крепись, дорога ждёт».
- Ещё со школы я читала газету «Красное знамя», - рассказывает Залия Фагимовна. - На её страницах знакомилась с творчеством городских поэтов, но свои стихи показывать стеснялась. Я не чувствовала себя белой вороной, но закрадывались такие мысли, почему я пишу? Что я должна донести людям через свои стихи, ведь должен же быть у них свой читатель?
Так и варилась бы Залия Фагимовна в собственном соку, если бы однажды не отважилась показать свои рукописи поэтессе Елене Юргенсон. Она подсказала, над чем следует поработать, посоветовала не бросать увлечение и, если нравится, писать всё время.
Встав на ноги после трагедии, Залия Фагимовна обратилась в редакцию газеты «Красное знамя», здесь ей посоветовали связаться с председателем литературного объединения «Поэтический Нефтекамск» Михаилом Ковиным. Так она познакомилась со своими единомышленниками.
- На первую встречу я пришла с палочкой, стесняясь, но сразу попала в атмосферу света и уюта, - вспоминает Залия Фагимовна. - И тогда я поняла, что нашла людей, которые мне были нужны. Большое спасибо Галине Завьяловой, которая поддержала меня. Она отметила, что у меня своеобразный стиль (ведь мыслит Залия Фагимовна на башкирском языке), посоветовала его не менять.
Вскоре стихи стали появляться в газетах «Красное знамя», «Истоки», журнале «Бельские просторы». Вдохновляет на творчество поэтессу красота родного края, реки, леса, берёзы.
- Берёзы – это родовой тотем Галиевых (девичья фамилия — прим.авт.). После бабушкиных легенд берёза для меня — не просто дерево, а словно живой человек, передающий важную информацию. Я часто пишу о предках, сильная связь с ними, - отмечает Залия Фагимовна. - Войдёшь в рощу и слышишь в шелесте слова-слова-слова... Так сначала рождаются белые стихи, шероховатые, потом я придаю им форму. Бывает, всю ночь напролёт пишешь, не можешь остановиться. Голова гудит от мыслей, как пчелиный рой!
К слову сказать, Залия Муканяева прекрасная хозяйка, балует домочадцев стряпнёй, разносолами с огорода. И вышивает она не только словами, но и руками. Расписывает наволочки, покрывала, шьёт одежду. А в последнее время увлеклась пошивом кукол. Куколки и зверята ручной работы несколько наивны, если сравнить их с работами профессиональных мастериц, но столько в них тепла и света, доброты и уюта.
Читайте нас: