Волны музыки, завихряясь и меняя тона, расходятся от центра картины. В центре – композитор, а может, дирижер, чьи светлые волосы (чувства, мысли!) переходят в эти музыкальные вихри. Видим его одухотворенное лицо, и эти нервные руки!.. Картина буквально звучит!
А на другом полотне изображены такие знакомые нам тополя, они были обрублены на уровне двух метров, но уже обросли новыми ветками, которые тянутся к весеннему солнцу. Лежат тени на снегу, и уже прилетел грач, и – присмотритесь! – кто-то забыл варежку – весна ведь, солнышко пригревает, кому теперь нужны варежки!.. Погружаясь в картину, получаешь ощущение тонкое и светлое. Оттепель, долгая зима уже позади…
Это работы известного нефтекамского художника Рауфа Ахметгараева.
Фото: Руслан Никонов, «КЗ».
Художник работает во многих жанрах и техниках. Пейзажи, портреты, композиционные работы, графика, пастель, масло – всё подвластно ему и той идее, которую он хочет до нас донести.
– Тема сама подсказывает, какой выбрать жанр, какие взять инструменты, – объясняет Рауф Лутфиевич.
– Волнуетесь, когда впервые представляете картину зрителю?
– Волнуюсь за то, чтобы мои мысли, которые я вкладывал в картину, были поняты. Вот это самое важное.
Человек рождается и начинает поиски себя. Для Рауфа Ахметгараева всё было ясно сразу. Уже в первом классе в школе он точно знал, что хочет быть художником. Ему повезло с первой учительницей. Пелагея Андреевна попала в Башкирию во время войны в числе эвакуированных из Ленинграда. Интеллигентная, с прекрасным образованием, на ее примере деревенские мальчишки и девчонки учились воспитанности и обладанию чувства собственного достоинства. Она сразу разглядела способности в маленьком мальчике и, как показала судьба, не ошиблась. Впрочем, мальчик отлично успевал не только по рисованию, но и по всем школьным предметам. Но на вопрос: «Кем бы Вы могли стать, если не художником?» – Рауф Лутфиевич, как ни пытался, не смог найти ответа.
Творческие способности он унаследовал от отца, Лутфий Габдулхаевич был отличным столяром, и он первый дал ему уроки лепки пластилином, понимание глубины и объема предметов. В 1958 году родители решили ехать в Казахстан осваивать целину. Там будущий художник окончил школу, без труда поступил в художественное училище и окончил его блестяще, там встретил свою будущую жену Аллу и ушел в армию, служить ему пришлось три года на Северном Флоте. Художники всюду нужны, поэтому служба его проходила тоже с красками и кистью, под непосредственным началом замполита военной части. Примечательно, что Рауф Ахметгараев трижды получал отпуск от службы. Первый отпуск ему дали за лучшее оформление Ленинской комнаты, которая в конкурсе по гарнизону заняла 1 место. Второй отпуск он заработал, сделав объемную военную диораму последнего боя героя Великой Отечественной войны Вадима Сивкова, чье имя носила их воинская часть. Ну а третий отпуск – за оформление военного плаца большими портретами адмиралов Северного флота.
Жизнь молодой семьи Ахметгараевых вполне могла сложиться и в Лениногорске, но близость горно-обогатительного комбината не способствовала экологии, да и художнику недоставало природных красок, которыми наполнен башкирский край. Почему выбор пал на Нефтекамск? Сюжет о строящемся новом городе нефтяников на Каме он увидел в киножурнале, перед началом фильма в кинотеатре. И в 1974 году семья переезжает в Нефтекамск. У них рождаются две дочери, которые тоже вырастут творческими людьми: Руфина – специалист по керамике. Эльвира – модельер. Есть и внуки, они активно занимаются спортом. Старший внук Кирилл Виноградов учится в колледже, ему 18 лет, он занимается кросс-фитом. Марк Королев – хоккеист ХК «Торос», ему 14 лет, а его сестренка София, ей 8 лет, занимается плаванием и уже выигрывает золото в городских соревнованиях.
Рауф Лутфиевич признается, что мечтал поступить в Московский художественный институт им. В.Сурикова. Но потом решил, что сам сумеет найти свою дорогу в художественный мир. В 70-е годы в Нефтекамске складывается неформальный коллектив художников: Насыров, Билалов, Сирин, Ахметгараев Сулейманов, Туник… Они обмениваются идеями, готовят работы для выставок, поддерживают и вдохновляют друг друга.
С 1976 года Рауф Ахметгараев постоянно участвует в художественных выставках республиканского, регионального и всесоюзного уровня. Скоро он входит в Союз молодых художников Башкирии, затем в 1998 году в СХ РБ, а с 2015 года – в СХ РФ. Впрочем, к этим регалиям он относится спокойно. Главное для него – его работа. Вдумчивый, глубокий, основательный, с проникающим взглядом, который замечает детали, настроение и многое из того, что не увидит погруженный в спешку человек. Рауф Лутфиевич – человек несуетный. Он, конечно, ходит по земле, но при этом обитает немного в другом измерении. Там и время течет по-иному. И в семье поддерживается творческая атмосфера: ведь и супруга Алла Ахметгараева пишет картины и стихи, ее работы можно увидеть на городских выставках.
Это юбилейный год и для художника, и для города, который стал ему родным. Он чувствует свою ответственность за его будущее, за его облик. Некоторое время Р.Л.Ахметгараев работал главным художником города. Именно тогда удалось воплотить идею строительства картинной галереи в виде пристроя к жилому дому, так у города появился центр художественного искусства «Мирас», о чем давно мечтали художники.
У него и сегодня есть это стремление облагородить город, сделать его более красивым и интересным. Так, он подготовил проекты по обустройству входных групп Аллеи Почета на улице Ленина – и со стороны площади, и со стороны улицы Дорожной. Причем, зная, что лишних средств у города не бывает, художник предусмотрел выполнение работ из доступных материалов. Проекты были одобрены главным архитектором и главой администрации города, но пока ждут своего часа реализации, возможно, их можно будет осуществить в рамках одной из программ городского благоустройства.
Несмотря на глубокое понимание жизни со всеми ее реалиями, Рауф Лутфиевич настоящий оптимист. Его вдохновляют живая природа, музыка (больше классическая – созерцательная, как у Вивальди, Чайковского, или горячая – как у Хачатуряна) и, конечно же, люди. Причем он мастерски изображает и именитых персон, и простых людей. К примеру, в его большой коллекции портрет актрисы Натальи Селезневой (помните ее роль Лиды в фильме «Приключения Шурика»?), соседствует с портретом настоящего бомжа. Оба портрета выполнены с натуры. Эпоха дает свои образы. И только художнику дано запечатлеть их, сделать выпуклыми и представить нам.