+12 °С
Дождь
ВКTelegramDZENОК
Все новости
КУЛЬТУРА
28 Октября 2019, 16:29

В Нефтекамске выступил Национальный симфонический оркестр Республики Башкортостан

Приезд в наш город Национального симфонического оркестра Республики Башкортостан – это всегда большое культурное событие. На этот раз в наш тихий осенний вечер ворвалась романтическая музыка Парижа. Концертная программа, прозвучавшая в Нефтекамской филармонии, была составлена из музыки французских кинофильмов разных лет. Знакомые мелодии в исполнении оркестра звучали необычайно ярко и вдохновенно, трогая до слёз. Перед началом концерта удалось взять интервью у руководителя оркестра. Камиль Абдуллин – молодой дирижёр, лауреат международных и всероссийских конкурсов и фестивалей, автор симфонических и камерных произведений, музыки ко многим российским кинофильмам, автор проектов и дирижёр уникальных программ для оркестра, житель Уфы, выпускник Уфимской государственной академии искусств им. З.Исмагилова и Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова.

- Камиль Флюрович, Вы привезли к нам очень интересную программу…
- Да. Наши концерты делятся на академические, современной музыки, развлекательные, интерактивные. Этот концерт как раз относится к разряду интерактивных и развлекательных. Интерактивность в том, что здесь используется видеоряд. И хотя это музыка развлекательная, лёгкая, но тем не менее это, конечно, классика, классика кинематографа. Это замечательная музыка, её тоже надо уметь хорошо сыграть, как и академическую музыку.
- Вы дирижёр и ещё сами пишете музыку. Причём и симфоническую, и музыку для кино, почему не остановились на одном направлении?
- Любой композитор, который сочиняет музыку и имеет технику, достаточную подготовку, должен уметь сочинять и симфоническую музыку, и лёгкую. Яркие примеры – Шостакович, Прокофьев.
- Это Ваши кумиры?
- Ну, у меня много кумиров, из киномузыки я могу назвать примеры и из советской киномузыки, и из голливудской. Они тоже делятся по разным направлениям. Например, в Голливуде есть Ханс Циммер, Джеймс Хорнер, Джон Уильямс. Это совершенно разные стили. Если у Циммера это гениальная электронная музыка, то у Уильямса – это классическая, похожая на классику. У Хорнера музыка простая, но в ней очень сильная драматургия. Если брать советскую школу, то она тоже делится по периодам: ранняя – Шостакович, Исаак Дунаевский, есть период 70-х годов – это Артемьев, Рыбников, Максим Дунаевский, и это совершенно разные стили.
- А что Вам больше нравится: дирижировать, ездить с концертами или сидеть, сочинять музыку?
- Оно всё работает и взаимно помогает друг другу. Дирижёр, который сочиняет сам, больше понимает, чем тот, который не сочиняет музыку. Несочиняющий дирижёр играет только заложенные другими дирижёрами традиции, а дирижёр-композитор, даже не хочу называть слово композитор, дирижёр-художник – он рисует и выходит за грани, я не о себе лично сейчас говорю, а вообще в принципе отвечаю на ваш вопрос.
- А что же Вам ближе – музыка кино или симфоническая?
- Это всё взаимодополняет друг друга. И невозможно это всё разорвать. Так, к примеру, пройдёшь с симфоническим оркестром большой репертуар, и как-то это всё начинает в киномузыке появляться. Появляется классика, появляются серьёзные вещи.
- А выступать с оркестром Вам легче в маленьких городах или на большой сцене?
- Это не влияет – большой город или маленький, это совершенно не имеет значения, я ведь тоже родился и вырос в Уфе, в маленьком городе, не в Москве, не в Питере. Тут вопрос технологического оснащения зала. К сожалению, здесь у вас очень глухой зал. Конечно, в зале с хорошим оснащением работать приятнее.
- А вообще, Вас любая публика заводит?
- Не всегда, кстати. Иногда бывает такая публика непробивная, из себя выходишь, чтобы расшевелить. Вроде и программа подобрана, и всё мы сделали, и энергетику даём, но если нам публика в ответ не даёт энергию, то у нас не начинается взаимодействие. И музыканты тоже начинают стухать. Но тем не менее дирижёр и музыканты всегда должны на себя всю ответственность брать, должны иметь энергию, силу, чтобы пробить эту публику, чтобы получить её отзвук, и тогда всё получается.
- Вы работали с великим дирижёром Валерием Гергиевым. Вы играли в оркестре. Хочется услышать из первых уст, какие Ваши впечатления об этом человеке?
- Это гений нашего времени, который параллельно живёт с нами.
- Какой он в работе – строгий, жёсткий?
- Он адекватный. То есть вся его строгость продиктована тем, что у него задачи стоят самые высокие, ему же надо, чтобы оркестр играл как в Европе и выше, и то, что нужно ему вытащить из оркестра, он сделает – и оркестранты действительно это делают. И он ставит такие задачи, что не все выдерживают эти требования психологически.
- А Вы тоже испытали это давление, Вам было тяжело?
- Нет, мне было в радость играть с таким дирижёром. Ну а он привык к хорошим музыкантам, которые умеют подстраиваться под любое его требование. Сначала мне было неудобно подстраиваться, но потом получилось, и мне было приятно играть. Ну и самое главное – это когда оркестр вышел на концерт, какая мощная энергетика от дирижёра шла!..
- Да, от дирижёра всё зависит. Один и тот же оркестр приезжает с другим дирижёром, и словно это совсем другой коллектив. Дирижёр должен обладать какой-то громадной энергетикой. Откуда Вы берёте эту энергию?
- Не знаю, нужно поймать какую-то энергетическую волну, войти в резонанс и с оркестром, и с публикой, и тогда тебя понесёт эта волна, можно даже в ноты не заглядывать, всё само получается. Вот это самое замечательное в работе, когда такое происходит! А иногда бывает, но в последнее время у меня это редко, когда не можешь зацепиться за это движение. Слава богу, последние все концерты удаётся поймать это движение.
- С этим оркестром постоянно работаете?
- Да, постоянно, уже с 2015 года.
- Вы успеваете чем-то увлекаться кроме музыки?
- Дома у меня есть большой аквариум, на 200 литров, я за ним ухаживаю, чтобы там всё было красиво, я это дело изучал, читал специально.
- А путешествия любите?
- Да, проехал этим летом 10 тысяч километров на машине до Средиземного моря с женой и ребёнком.
- Почему не самолётом?
- Потому что мы фильм решили делать, и я студию повёз.
- Получается, Вы сочетаете отдых с работой?
- Ну да, в этом году у меня было много работы в кино, пришлось работать там, на море.
- Сегодня квартет из Вашего оркестра ещё давал мастер-класс в музыкальной школе.
- Да, это тоже наша работа. У нас много гастролей, оркестр ведёт большую благотворительную деятельность, ездит по многим городам, много людей выражают нам благодарность.
- Мы, нефтекамские зрители, надеемся, что Вы в следующий раз приедете и с академическим репертуаром.
- Мы будем рады снова приехать к вам.
- Думаю, с нашим зрителем Вы сегодня на концерте найдёте взаимопонимание.
- Да, мы хотим порадовать вас в этот вечер.

И действительно, концерт получился восхитительный. Оказалось, музыка из кинофильмов, адаптированная под оркестр, может звучать самостоятельно и ярко. После концерта я встретила знакомую, которая призналась, что она плакала на трёх композициях. Да я и сама местами едва сдерживала слёзы. Настолько это было красиво и тонко. Великолепные солисты оркестра Ильшат Муслимов и Чулпан Янгирова были в этот вечер на высоте вместе со всеми музыкантами.
В конце выступления зал аплодировал стоя и даже пел вместе с оркестром – по мановению палочки дирижёра. Всю огромную благодарность зрителей выразил после концерта глава администрации города Ратмир Мавлиев, который нашёл самые тёплые слова для дирижёра и оркестра, подаривших нам незабываемый парижский вечер.
После концерта двенадцатилетняя Валентина Валинурова поделилась своими впечатлениями: «Того восторга и восхищения, которые охватили зрителей к концу концертной программы «Под небом Парижа» невозможно передать словами. Париж – это город любви, и классическая французская музыка была и навсегда останется такой же великолепной, нежной, но в то же время энергичной и грациозной, как и сама любовь. К концу концерта я пришла к такому выводу: с какой целью и настроем играет музыкант, с таким же настроем будет и слушающий. Современная музыка в последнее время, на мой взгляд, стала какой-то слишком мрачной и агрессивной. Она не несёт в себе особого смысла и цели. А классическая музыка – она как солнце. Такая же светлая и яркая. А если она ещё и из старых, добрых, французских фильмов, то и музыка очень добрая и романтичная. Я считаю, что классическую музыку интересно и нужно не просто слушать, её нужно слышать, тем более в это время, когда классическую музыку начал заменять тяжёлый, современный жанр музыки. Ведь настоящая музыка дарит не только наслаждение, но и радость, спокойствие».
Читайте нас: