-10 °С
Облачно
ВКОКFBInstaTikTok
Все новости
КУЛЬТУРА
26 Марта 2020, 20:35

27 марта отмечается Всемирный день театра

Завтра, 27 марта, весь просвещённый мир отметит День театра. Установленный в 1961 году IX конгрессом Международного института театра, он стал профессиональным праздником не только мастеров сцены, но и миллионов зрителей.Накануне знаменательной даты мы встретились с режиссёром народного татарского театра «Без» Ильмирой Алетдиновой. Премьеры театра «Без» зрители стараются не пропускать. На его представлениях можно и от души посмеяться, и вволю наплакаться, каждый из спектаклей-судеб дарит зрителю надежду, именно поэтому они всегда проходят при полном аншлаге.

- Ильмира Минияровна, почему Вы выбрали профессию театрального режиссёра?
- Первый год жизни я прожила в деревне Исаметово Илишевского района, где отец работал директором школы. Он мечтал вернуться в родную деревню Сюльтино, и через год такой шанс выпал, стал директором сюльтинской школы. Там и началась моя активная творческая сценическая жизнь. В семье отца было шестеро детей, когда они собирались по праздникам вместе со своими детьми, то в одном доме оказывалось по 10-15 детей. Мы устраивали семейные сценки, концерты. Творчество у нас всегда одобрялось и ценилось.
И в школе все праздники мы организовывали своими силами. Тем более в нашем классе было всего семь человек, мы были активными во всём. В старших классах я начала петь. Моя старшая подруга, Лилия Валиуллина, играла на баяне, на ходу ловила любую мелодию. Мы стали хорошим дуэтом. С артистами нашей деревни мы устраивали концерты, ездили на гастроли в ближайшие деревни. Мне так нравилось выступать, что я решила стать артисткой.
- Большинство родителей желают, чтобы их дети получили надёжную профессию, например, учителя, врача, то есть не культурной сферы.
- Мои родители тоже играли в деревенских спектаклях, но считали, что артист – это не профессия, а хобби. Ну а меня в жизни ничто другое уже не интересовало. В нашей деревне не было возможности получить музыкальное образование, самостоятельной подготовки к поступлению в вуз было недостаточно. И после школы я поступила в педагогический институт. В течение первого года учёбы ходила на спектакли Уфимского государственного татарского театра «Нур», не пропускала ни одной постановки, общалась с актёрами. Я мечтала попасть в их труппу, и удача улыбнулась – целевым направлением меня отправили в Казань, где набиралась группа для театра «Нур». Оформив академический отпуск, я поехала навстречу своей мечте. Учёба в Казанском университете культуры была для меня в радость. Я училась с огромным интересом. После обеда занятия проходили в Татарском государственном академическом театре имени Галиаскара Камала. Нас учил выпускник ГИТИСа Фарид Бикчантаев, мы встречались с именитыми актёрами, мало того, выступали с ними на одной сцене, в массовке.
- А как Вы оказались в Нефтекамске?
- Очередные гастроли привели нас в Нефтекамск. Я очень обрадовалась, здесь живёт моя подруга, с которой мы так давно не виделись. Я осталась погостить у неё три дня. Здесь, в одном из супермаркетов и познакомилась с мужем. В тот день, после отработанного спектакля, я очень устала и ни с кем не планировала общаться, но молодой человек оказался настолько настырным, что я дала номер телефона. Пообщавшись, мы поняли, что нас многое связывает. Через несколько месяцев сыграли свадьбу. Семейная жизнь закрутилась, завертелась, появились дети. Как бы это ни было здорово, но сцена манила. Я участвовала в спектаклях городского народного татарского театра «Без», которым в то время руководил Марс Нуртдинов. Болезнь и уход режиссёра потряс всех. Актёры предложили мне взять руководство, поскольку у меня было профессиональное образование. У Марса Гайнетдиновича было много планов, одним из них – спектакль «Вдовы», который мы в память о нём повторили. Так и понеслась жизнь в качестве режиссёра.
- С какими сложностями пришлось столкнуться?
- Я знала актёров как своих коллег по сцене, а тогда пришлось познакомиться с ними с точки зрения режиссёра, к каждому найти подход, разглядеть индивидуальность. Поскольку театр народный, то и артисты из народа, а это значит, что у них есть основная деятельность. Чтобы отрепетировать роль, нужно встречаться с каждым по отдельности. Кто-то может утром, кто-то вечером или в обеденный перерыв. Это, конечно, сложно, но возможно. Спасибо огромное директору Городского центра культуры, где мы занимаемся, Линару Рафисовичу Хабирову за всевозможную помощь и поддержку. Спасибо артистам, любителям народного театра. Спасибо семье – за понимание и поддержку.
- Как подбираете репертуар?
- Я очень люблю читать, люблю смотреть другие спектакли, общаться со зрителями. Зрителям нравятся комедии. И это понятно, драмы им хватает в жизни. Так, с большим успехом прошла премьера спектакля «Кому не нужны деньги?» Мудариса Мусифуллина. Но мои актёры попросили чередовать жанры, ведь и им нужен опыт, развитие. В этом году был поставлен спектакль «Ашина» Ркаила Зайдуллы. В нём принял участие мой сын Нур. И он справился! В этой постановке зрители познакомились с новыми актёрами, узнав своих соседей, земляков в новом амплуа. Отрадно, что люди идут в театр, не каждый в наше время согласится работать на голом энтузиазме. Часто слышу, что люди хотят посмотреть спектакль и на русском языке, сетуют, почему в нашем городе нет русского театра. Мы решили поставить на русском языке спектакль Марка Камолетти «Играем в дружную семью, или Гарнир по-французски», премьера которого состоялась в прошлом году. Зал был полон.
- Как свела судьба со студентами Нефтекамского филиала БашГУ?
- В первую очередь, мне хочется поблагодарить руководство университета, которое всегда идёт нам навстречу, предоставляя зал для репетиций. Студенческая театральная студия при университете вновь открылась для желающих испытать себя в роли актёров. Признаться, работать со студентами несладко, у каждого свои амбиции, занятость. От репетиций зависит успешность спектакля, но молодёжь не оценивает всей важности репетиций, не знает понятия «надо». Первый спектакль «Навстречу мечте» был поставлен по произведению башкирского писателя Айгиза Баймухаметова «Не оставляй, мама!». Премьера состоялась в марте. В спектакле поднимаются темы сиротства, дефицита тепла и чуткости со стороны общества. Полезная тема как для молодёжи, так и для старшего поколения.
- Помнится, Вы ставили спектакль с инвалидами…
- О, это был новый замечательный опыт в моей жизни! Подготовить ребят к театральному конкурсу меня попросила Дильбар Шагалиева, руководитель общества инвалидов. Я решила попробовать. При первой же встрече поняла, что артисты в команде оказались с чувством юмора. Каждый из актёров одарён по-своему: Анна Самосадкина и Настя Ситдикова здорово сочиняют стихи, Анастасия Майорова выразительно их читает, Рамзиддин Маматкулов отлично играет на гитаре и на ходу сочиняет музыку, Данир Магадеев хорошо поёт, красавица Екатерина Витьман может сыграть любую роль. Первое место в конкурсе – это и моя награда.
- Какие планы на будущее?
- Сейчас мы работаем над спектаклем «Земля, где сбываются мечты» Веры Аккерман. Хотим поставить спектакль к 75-летию Победы – это на русском языке. На татарском языке пока ищем комедию. А вообще в планах – увеличить количество любителей театрального искусства.
- Говорили, что с появлением кино исчезнет театр. Есть ли у театра будущее?
- У каждого вида искусства – свои почитатели. А сколько детских театров и театральных студий в нашем городе: в Детской школе искусств, во Дворце творчества, теперь и в БашГУ, я не говорю о кружках в школах и детских садах! Любой спектакль, детский или взрослый, в Нефтекамске проходит с полным аншлагом. О чём это говорит? О том, что у театра всегда будет зритель.