Л.А.: Айтуган Ирекович, начиная с 2020 года в Республике Башкортостан дважды в год, в апреле и сентябре отмечается День национального костюма. Насколько важно было закрепить эту дату официально?
А.А.: Я считаю, что это было очень важное решение правительства РБ во главе с Радием Фаритовичем Хабировым. Если мы хотим, чтобы в нашей республике была дружба, стабильность, думаю, – надо изучать, с одной стороны, возможности для подъема материального благосостояния людей, а, с другой стороны, обеспечивать их духовные составляющую. Одним из фрагментов духовной составляющей является знание традиций каждого из народов нашей многонациональной республики. Долг государственных структур – обеспечить возможности для развития всех этносов. Для этого нужен комплексный анализ исторического прошлого, чтобы показать реальность нынешнего и определить перспективы на будущее. Одна из таких сюжетных линий – это день национального костюма. Национальный костюм – это реальность, погруженная в прошлое. Народы нашего края имеют богатую палитру верхней одежды, которая может дать новый импульс имиджу нашей республики. К сожалению, мы пока мало рекламируем наши этнографические сюжеты традиций народов РБ.
Л.А.: Если обратиться к истокам, к вашей семье, — у вас сохранились фотографии бабушек, дедушек в национальных костюмах?
А.А.: Мои предки со стороны отца из Зианчуринского, мамы – из Иглинского районов.К сожалению, в нашей семье такие фото не сохранились. Самые ранние фотографии датируются 30-ми годами прошлого века, но там верхняя одежда достаточно типовая. Хотя в 1920-30-е годы в сельской, да и в городской местности многие люди еще носили традиционную национальную одежду. Во второй половине ХХ века ситуация изменилась и произошла унификация одежды. Но в нашей семье все родственники очень уважительно относились к традициям национального костюма, который задает особый настрой, дает изюминку внешнего облика. Это дает точку опоры, чтобы действовать более инициативно в разных сферах жизни.
Л.А.: Сейчас в Башкортостане, так же, как и в соседнем Татарстане, входит в моду деловой костюм на основе национального. Как вы оцениваете эту инициативу и будет ли Академия наук тоже следовать этому примеру?
А.А.: Это очень интересная идея, которую надо всячески поддерживать. Костюмы, которые мы носим, ведь тоже когда-то были запущены в оборот. Нужен ускоритель общественного мнения, который изменит отношение к этой теме. Дейтствительно, пока это кажется довольно неожиданно, когда на официльных событиях появляются люди в костюмах, стилизованных под национальный. Но я еще раз подчеркиваю, что здесь важна поддержка государства, СМИ. Думаю, что Академия наук, как важная часть государственной структуры, тоже будет стремиться к тому, чтобы тиражировать в массы лучшие традиции костюмов народов РБ.
Л.А.: Широко известна книга Светланы Шитовой «Башкирская народная одежда». Кто еще из ученых занимался этой темой?
А.А.: Народный костюм башкир за последние два-три века неоднократно становился темой научных исследований. Начиная с XVIII века описанию башкирской одежды уделяли внимание не только ученые-энциклопедисты, но и писатели, врачи, путешественники и представители других сфер деятельности. Большой вклад в изучение башкирского традиционного костюма внес Сергей Иванович Руденко. В 1906-1907 годах он участвовал в этнографических экспедициях по Пермской, Уфимской, Оренбургской губерниям, в ходе которых собрана коллекция для Русского музея в Санкт-Петербурге. Опубликованная в 1915 году книга С. И. Руденко «Башкиры. Историко-этнографические очерки» стала первым исследованием, которое можно отнести к работам комплексного междисциплинарного характера. Руденко стал автором первой классификации башкирской одежды. Исследования народного костюма получили продолжение в деятельности Светланы Шитовой, фрагментарно Наиля Бикбулатова, Раиля Кузеева. Особо следует отметить заслугу Шитовой, которая способствовала открытию семи костюмных комплексов, выделенных на основе детального картографирования предметов одежды на территории исторического Башкортостана.
Л.А.: В настоящее время Академия наук готовит труды, посвященные национальному костюму?
А.А.: Нет, пока мы базируемся на трудах вышеназванных ученых. Эту тему необходимо, конечно, поднять и заняться углубленным изучением традиций национальной одежды разных народов республики.
Л.А.:Вы много лет преподавали на историческом факультете БашГУ. Часто ли студенты разрабатывают тему национального костюма? Насколько их интересует этнография в целом?
А.А.: К сожалению, в студенческой среде в последние годы наблюдается отход от этой темы. Этнографическая тема должна развиваться под патронажем государства – это затратная тема. В первую очередь, нужна организация экспедиций. Руководство республики уже обозначило необходимость изучения этой темы, думаю, мы попробуем реализовать это. Да, во многих семьях эти традиции были утеряны, но, если поездить по глубинкам нашего края, думаю, какие-то фрагменты национальной одежды можно будет зафиксировать или по крайней мере записать свидетельства очевидцев, как создавался национальный костюм, как его носили. Этнография – это информация, которую мы еще можем успеть зафиксировать, хотя бы отголоски.
Л.А.: В БашГУ вообще изучаются традиции национального костюма?
А.А.: Такого спецкурса по национальному костюму народов РБ в предшествующие годы в учебной программе не было, только общие этнографические сюжеты. Хотя у нас даже есть кафедра этнологии, и это был бы хороший спецкурс. Это, можно сказать, образовательная ниша на историческом факультете. Вполне можно в рамках узкого курса запустить как учебную дисциплину и направлять студентов на практику. Сейчас как раз стоит задача адаптировать национальные традиции в систему производства одежды. В перспективе необходимо провести конференцию по национальному костюму, попытаться в учебных планах БашГУ, БГПУ включить соответствующие спецкурсы, чтобы ученые продолжали изучать данный сюжет.
Л.А.: Вы лично будете участвовать во флешмобе национального костюма?
А.А.: Я бы очень хотел, но у меня нет костюма. Желание есть, но где в магазине одежды можно приобрести национальный костюм?
Л.А.: Можно пошить в ателье. Атрибуты национального костюма можно встретить в бутиках в аэропорту, в крупных торговых центрах. Но это простому жителю малодоступно, дорого.
А.А.: В том-то и дело, что стилизованные под национальные современные костюмы должны быть в доступной ценовой категории. Это целая индустрия для бизнесменов при содействии государства. Бизнес-проекты можно было бы реализовать отчасти на гранты. Мы больше увлечены духовной составляющей, но ведь театр начинается с вешалки. Если бы в продаже были замечательные костюмы разных народов – это пользовалось бы спросом.
Л.А.: Материя первична, сознание вторично? Одеваешь национальный костюм и начинает появляться национальное самосознание.
А.А.: Да, это может преобразовать сознание. Есть люди, способные ломать стереотипы, если один демонстративно начнет, и другие подтянутся.
Л.А.: А может быть, вам стоит начать?
А.А.: Это хорошая идея, но надо ведь костюм надо подобрать еще. Я люблю покупать готовую одежду, у меня нет возможности ходить по ателье, время – деньги. Было бы хорошо, если бы была сеть магазинов национально-стилизованной одежды, которая предлагала бы по доступной цене готовые костюмы. Но для этого нужна поддержка государства в виде налоговых послаблений, чтобы бизнесмены кинулись в омут производства национальной одежды разных народов. Это было бы очень интересно.
Л.А.: При этом дизайнерам одежды ведь надо соблюсти баланс, чтобы национально-стилизованная одежда была удобна в повседневной носке и не выпадала из общих модных тенденций.
А.А.: Да, и труд дизайнеров нужно достойно оплачивать. Надо начать подготовку кадров, которые изучают одежду, быт, в наших ведущих гуманитарных вузах, этнографов в республике очень мало. Потенциал нашей республики огромен – есть ученые, историки, есть замечательные вузы, которые работаю в сфере технологии одежды. Если их состыковать, получится хороший итог.