+17 °С
Облачно
ВКTlgrmDZENОК
Все новости
КУЛЬТУРА
11 Сентября 2021, 09:35

Образные откровения

С конца августа в Нефтекамской картинной галерее «Мирас» работает выставка живописи заслуженного художника Республики Башкортостан, заслуженного художника России, члена Союза художников СССР (России) Хатипа Сарваровича Фазылова.

Образные откровения
Образные откровения

Выставка живописи Х.С.Фазылова в Нефтекамской картинной галерее «Мирас» — третья выставка одноимённого проекта, подготовленного Башкирским государственным художественным музеем им. М.В.Нестерова. В 2020 году выставка экспонировалась в музее, в 2021-м — в Стерлитамакской картинной галерее. В экспозиции выставки в галерее «Мирас» — произведения только из собрания музея.

О выдающемся художнике Башкирии рассказывает искусствовед, заместитель директора БГХМ им. М.В.Нестерова по научной работе заслуженный деятель искусств РБ Светлана Игнатенко:

- Начинал Фазылов как пейзажист. Серьёзно изучал натуру, выявляя в ней самое характерное. В конце 1980-х годов появились пейзажи, ставшие как бы прологом к его портретам, жанровым и историческим композициям следующих десятилетий. Построенные по принципу пейзажа эпического, эмоционально они воспринимаются как протяжная мелодия курая, как ласкающий шёпот ковыля. Художник искренен в своём лиризме по отношению к природному мотиву. Это башкирская степь, ассоциируемая с местом его рождения — деревней Янаулово Абзелиловского района Башкортостана. Степь для Фазылова безгранична, поэтому она заполняет собой всю плоскость полотна.

Такой же композиционный приём использует художник в пейзажах и композициях на тему гор. В выборе самой темы он — не новатор, потому что трудно не любить и не знать то, что видишь с рождения. Его новаторство заключается в другом — в авторской интерпретации извечного мотива: визуально и эмоционально горы для него, как и степь, безграничны, поэтому они, как и степь, заполняют собой большую часть холста и звучат порой преувеличенно ярко. Метафорически горы и степь — символы непрекращаемости башкирских родов, для Фазылова — непрекращаемости его древнего рода тамьян.

Духовный взлёт башкирского живописца Хатипа Фазылова совпал со временем рождения и становления творческого объединения «Артыш»: в 1995 году в рамках проходившего в Уфе I Всемирного курултая башкир экспонировалась и первая выставка «артышевцев». Фазылов показал на ней крупноформатные жанровые картины «Из прошлого» и «Ноябрь», а также драматичный по образному звучанию пейзаж «Степь». Именно 1995 год стал для него переломным: Фазылов как бы заново открыл себя для себя — в первую очередь с точки зрения духовных приоритетов. Последующие годы ознаменовались рядом этапных для его творчества произведений, таких как «Старая печь», «Шежере. Древо жизни», «Вечер. Стан тамьянцев», «Мугалим. Народный учитель», «Автопортрет. Сквозь времена», «Ерэнсэ сэсэн», «Всадник на фоне гор», «Сон», «Мелодия гор», «Рогервикский марш», «Абдрахман», «Семь девушек», «Молодая мать». Тематическая линия обрела в них черты конкретной выразительности: это история и культура Башкортостана и нравственные истоки национальной духовности. Эти темы стали для него программными, объясняющими нерушимую логику его образных откровений.

Автор:Зиля Амирова
Читайте нас: