В этот раз музыканты исполняли квинтет для кларнета и струнных В.А.Моцарта, а во второй части прозвучала знаменитая симфоническая сюита Н.А.Римского-Корсакова «Шехеразада». Эта сюита произвела такое сильное впечатление на слушателей, что слёзы побежали по лицам, когда потрясающая музыка звучала в зале! И мне захотелось рассказать об этой музыке, о композиторе, о тысяче и одной ночи…
Ах, эта восточная красавица, дочь визиря, рассказывающая тысячу и одну ночь сказки султану! Ведь эта женщина была не только красива, но и смела, умна, образованна и обладала даром красноречия! Своими сказками она спасла не только свою жизнь, но и жизни многих женщин! Как же она это сделала? Разве она сказала султану: «Пожалей меня, не убивай меня!». Нет! Она поступила мудро и прозорливо. Шехерезада знала, что султан Шахрияр каждый день берёт себе в жёны новую девушку, проводит с ней ночь, а наутро приговаривает её к смерти. Когда пришло время, и Шахрияр женился на Шехерезаде, она ему сказала: «О шах, я расскажу тебе чудесную сказку», и султан стал её слушать. А с рассветом, когда забрезжили над морем первые лучи солнца, принцесса замолчала, оборвав сказку на самом интересном месте! И тогда шах решил, что ладно, сегодня пусть живёт, ночью дослушаю сказку, а наутро казню-таки свою жену. Но не тут-то было! Шехерезада рассказала сказку до конца, а так как до рассвета было ещё очень далеко, она начала новую сказку рассказывать и… как вы уже догадались, оборвала рассказ с первыми лучами солнца. Так продолжалось тысячу и одну ночь, и когда все сказки были рассказаны, то Шахрияр уже настолько привык и полюбил свою Шехерезаду, что не стал её казнить, и прожили они долго и счастливо. А повествования Шехерезады были собраны в сборник арабских сказок «1001 ночь». Этот сборник – памятник средневековой арабской литературы. На русский язык книгу перевели только в 1763-1777 годах, и она сразу обрела популярность у русских читателей.
А вы знаете, что композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков – дворянин, сын морского офицера, и сам был морским офицером? В 12 лет Николай поступил учиться в Морской кадетский корпус в Петербурге, через шесть лет окончил учёбу с отличием, поэтому, когда юноше исполнилось 18 лет, его приняли гардемарином на военный парусник «Алмаз». Благодаря службе на этом паруснике моряк и будущий композитор ходил в кругосветное морское путешествие: участвовал в экспедиции к берегам Северной Америки, посетил Великобританию, Испанию, Норвегию. Но при этом успешный мичман всегда хотел как можно скорее вернуться в Россию и продолжить занятия музыкой. Представляете, он смотрел на бушующие волны, видел эту мощь, эту силу, которая могла снести всё на своём пути, а потом становилась нежной и ласковой, переливаясь сверкающей бирюзой под ослепительным солнцем, и слышал музыку. Николай со службы писал своей матери: «Разве только тот полезен, кто находится на службе и получает жалованье и чины? Разве музыка – пустое занятие, вроде скоморошества и показывания фокусов? Отвечаю – решительно нет! Нравственная польза от музыки неоспорима. Русские музыканты не идут, а летят вперёд. Я должен поддержать это развитие музыки в России, и из меня вышло бы много».
В итоге Николай Андреевич стал знаменитейшим композитором. Музыку «Шехерезады» он написал в 44 года. В основу этой сюиты композитор вложил свои впечатления от сказок сборника «1001 ночь». «Посередине зимы у меня возникла мысль об оркестровой пьесе на сюжет некоторых эпизодов из «Шехеразады»… — вспоминал в своей «Летописи» Римский-Корсаков. Пришло лето 1888 года, которое композитор с семьёй проводил в имении своего знакомого в Лужском уезде Петербургской губернии. Оттуда он писал Илье Глазунову: «Я задумал выполнить во что бы то ни стало задуманную давно оркестровую сюиту на «1001 ночь». Я припомнил всё, что у меня было, и заставил себя заняться работой над сюитой. Сначала шло туго, но потом пошло довольно скоро и, во всяком случае, хотя бы и призрачно, но наполнило мою скудную музыкальную жизнь». Письмо было таким нерадостным, потому что время было для композитора трудным. Росла семья, которую нужно было содержать. Множество обязанностей: профессура в консерватории, исполнение должности помощника управляющего Придворной певческой капеллой, участие в издательском деле М.П.Беляева, в концертах РМО, редактирование музыки ушедших из жизни друзей — всё это почти не оставляло времени и душевных сил для творчества. Тем не менее именно в эти годы им создаются прекрасные произведения, в том числе «Шехеразада», которая стала одной из вершин симфонического творчества композитора. Это потрясающе-эмоциональное произведение было написано меньше чем за месяц! Первое исполнение «Шехеразады» состоялось в Петербурге 22 октября (3 ноября) 1888 года в первом из Русских симфонических концертов, состоявшемся в Дворянском собрании под управлением самого автора, Римского-Корсакова.
Прошло почти 150 лет с тех пор, и какое же счастье, что мы сегодня слушаем эту потрясающую музыку вживую, когда с самого начала сюиты звучат могучие и грозные аккорды, рисующие образ грозного и страшного шаха Шахрияра. Но затем мягкой поступью в покои султана входит Шехерезада – звучит изящная мелодия скрипки и нежной арфы. И вот, будто с высокого балкона дворца, открываются безбрежные морские просторы. А на море поднимается волнение, и вот уже мощно и грозно бушует могучая стихия. Сплетаются ранее звучавшие темы, тревожными становятся звучания струн. Картину бури дополняют возгласы духовых, будто кричат чайки, полные отчаяния. Но буря стихает. И вновь море звучит спокойно и ласково.
Да как же можно словами передать звуки музыки? Наверное, никак. Поэтому не пропускайте концерты нашего любимого оркестра, они – потрясающие, они несут в себе силу и вдохновение на многие-многие дни, а, возможно, и на всю жизнь.
Р.САФИУЛЛИНА.