+1 °С
Снег
ВКTlgrmDZENОК
Все новости
КУЛЬТУРА
26 Октября 2021, 09:57

Воздушные пространства Бориса Домашникова

В художественной галерее «Мирас» открылась выставка Бориса Домашникова «Возвращение» из собрания БГХМ им. М.В.Нестерова. Хочу поделиться с читателями «Красного знамени» своими впечатлениями от работ выдающегося советского живописца, много лет жившего и творившего в г.Уфе.

Выставка Бориса Домашникова
Выставка Бориса Домашникова

Живопись Домашникова не открывается поспешному зрителю. Здесь нет того, что мы сегодня называем «вау-эффектом», зачастую не оставляющим после себя ничего существенного. Ее нельзя смотреть второпях, пробежав по залам галереи. Зато для неторопливого и вдумчивого посетителя она в полноте раскроет свой мир, наполненный удивительным ритмом и воздухом.

Воздух – то, что удается художнику лучше всего. Та самая субстанция, которая не имеет цвета, формы и даже собственного запаха. Домашников пишет воздух. И как пишет!

Мы не задумываемся над процессом дыхания. Это инстинкт. Воздух регулярно наполняет наши легкие, и мы замечаем его только тогда, когда его начинает не хватать. Но, думаю, каждому знакомо ощущение, когда после похода по стесненной местности, поднимаешься на пригорок, и перед тобой открывается вид на широту, простирающуюся вдаль, насколько хватает глаз. Возникает желание вдохнуть полной грудью, набрать в легкие побольше воздуха, будто бы вобрать в себя этот простор. Или, когда проведешь день в закрытом помещении и затем выйдешь из него, остро ощущаешь контраст между спертым воздухом внутри и свободным воздухом улицы. Именно такое чувство охватывает, когда смотришь на пейзажи Домашникова. Существует множество приемов для передачи объема и пространства на плоскости картины. Это и перспектива, и игра света и тени, и оттенки цвета. Но далеко не всем художникам удается передать ощущение воздуха, наполняющего пространство между, например, предметами натюрморта, или фигурами людей в композиции. А Домашников умудряется передать даже воздух между изображаемым и зрителем! Создается впечатление, что ты дышишь вместе с ним.

Уральские просторы. Неповторимый сдержанный колорит природы, характеров. Зритель вовлечен в событие, которое длится лишь мгновение, но при этом успевает что-то задеть в душе, какую-то, может и самому зрителю неизвестную доселе, струну, зазвучать, родить резонанс, заставляющий остановиться и созерцать, а художника побуждает взять в руки кисть и замешать краски, чтобы попытаться передать эту музыку мгновения.

Сегодня мир полон грохота звуков. Порою кажется, что в нем остались только самые громкие звуки: рев двигателей, низкочастотный гул клубов, взрывы бомб и крики митингов. Только самое громкое, самое яркое способно прорываться к нам. Чем ярче краски, тем заметнее художник, такова сегодня конъюнктура. В погоне за яркостью картинок, мастера кисти совершают путешествия в экзотические страны, где буйствует тропические великолепие и экзотика. Но наш Урал не таков. Его красота не подходит под шаблон «чем ярче, тем красивее». Для того, чтобы в полной мере насладится ею, необходимо обладать тонко организованной душой, чувствительной к нюансам, способной улавливать игру оттенков, слышать ее негромкую музыку и чувствовать пространство.

Живописная манера Домашникова испытывает сильное влияние импрессионизма, который по определению стремится передать личные, внутренние переживания художника. Сделав выбор в пользу этой техники, художник получил возможность погрузить зрителя в те свои ощущения, которые сложно было бы передать другими средствами. Перед нами статичные полотна, но тем не менее, каждое из них оставляет иллюзию движения, будто автор шел куда-то по своим делам, но вдруг его внимание привлекла сцена, сюжет, но дела требуют от него продолжить путь, и он уходит, унося в себе впечатление, которое потом выплеснет на холст. Он знает, что даже если завтра придет на это же самое место в то же самое время, то, что он увидел сейчас, уже исчезнет. Неповторимое мгновение, бесконечный калейдоскоп, в котором нет места повторениям, дублям, клонам, а есть только непрерывная линия жизни. И он старается передать эту неповторимость зрителю, разделить с ним свое восхищение красками, формами, ритмом.


И вот мы вместе с ним видим березняк, в котором собрались люди в пестрых одеждах, наполненный светом, отраженным от белых стволов, прозрачным, прохладным, струящимся. И уже кажется, что тот воздух, что разлит между деревьями, которым дышат изображенные вдали люди, проникает и в наши легкие, и мы уже из зрителей превратились в участников.

А вот псковские облака. Они такие только здесь и нигде больше. И только в тот момент, в который их увидел художник, они вдруг обрели непостижимую связь с куполами и стенами древних храмов, переплелись, не сливаясь, в единую картину бытия, где движение подчеркивает статичность, а неподвижность усиливает динамику. И мы дышим воздухом этого мгновения.

А вот девочка идет мимо окна. И в ее образе нам видна ее девчоночья мысль, легкая и мимолетная, как само впечатление, как ее платьице, как белые занавески на окнах. И мы ощущаем тот легкий ветерок, то движение воздуха, которое колышет эти самые занавески.

Выставку работ Бориса Домашникова можно смело рекомендовать всем, кто ценит мгновения жизни, кто разделяет восторг от ощущения неповторимости бытия, его пространства и движения, всем, кто с удовольствием дышит Уральским воздухом.

Александр Андриенко.

Автор:
Читайте нас: