+23 °С
Ясно
ВКTlgrmDZENОК
Все новости
КУЛЬТУРА
27 Ноября 2021, 09:35

Башкирские цветы на нефтекамском снегу

Жемчуг – единственная ювелирная драгоценность, образующаяся в живом организме. Уникальность жемчуга по многим параметрам привела к тому, что сегодня в нашей речи появились устойчивые выражения «жемчужина» и «перл», которые мы употребляем при описании чего-то выдающегося, находящегося на вершине: «жемчужина коллекции», «россыпь перлов». Узнав о том, что 13 ноября в Нефтекамской государственной филармонии будет проходить выступление Государственного академического ансамбля народного танца Республики Башкортостан имени Файзи Гаскарова, я решил непременно его посетить. Просто недопустимо жить сегодня в Башкирии и не увидеть одну из жемчужин башкирской культуры — танец-легенду «Семь девушек»!

Из года в год танец «Семь девушек» покоряет зрителей.
Из года в год танец «Семь девушек» покоряет зрителей.

В стародавние времена, в деревне неподалеку от озера Култубан жили семь девушек, любимых народом за красоту, трудолюбие и умение танцевать. После драматических событий девушки оказались в плену, и, чтобы они не сбежали, захватчики надрезали им ступни ног и насыпали в раны мелко посечённый конский волос. Целый год девушки томились в жестоком плену, испытывая боль при каждом шаге, но однажды им удалось обмануть своих надзирателей и сбежать. Обнаружив пропажу, захватчики бросились в погоню и настигли беглянок на берегу родного озера. И хотя на выручку уже скакали башкирские джигиты, враги всё же оказались быстрее. Тогда, чтобы вновь не оказаться в неволе, отчаянные девушки, взявшись за руки, прыгнули в озеро.

Вдохновлённый легендой о семи девушках, Файзи Адгамович Гаскаров, ученик знаменитого балетмейстера Игоря Александровича Моисеева, в середине прошлого века решил создать одноимённую танцевальную постановку, переведя старинное сказание на язык хореографии.

Искусство танца весьма сложное. Оно находится на стыке музыки и языка движений, а искусство народного танца включает в себя ещё и этнографию. Для того чтобы создать народный танец, требуется глубокое знание культуры народа, характерных танцевальных движений, элементов и приёмов, народных костюмов, музыкального сопровождения. Все эти составляющие блестяще были объединены хореографом Файзи Гаскаровым в произведении «Семь девушек» — изумительном по красоте, пластике и грации.

Сценические народные танцы сегодня практически полностью заменили собой танцы народные бытовые. Усиливающаяся урбанизация не может не накладывать свой отпечаток, стирая в городской культуре следы прошлых веков, те отличительные черты этносов, которые позволяли им самоидентифицироваться, выделяться, обособляясь, сохраняя традиции и культурное наследие. Сложно представить себе, что возникшее у современного человека желание танцевать, побудит его пуститься в народный пляс или вспомнить какой-нибудь старинный хоровод. Место народных заняли танцы современные, популярные, вроде диско, тверка или хип-хопа. Чтобы потанцевать, современный житель города скорее отправится в клуб, чем станет водить хоровод во дворе многоэтажного дома, облачённый в исторически точный костюм.

Но таков естественный и неизбежный ход развития социума, его культуры. И, возможно, обращение к истокам в наш цифровой век и выглядит как анахронизм или, в лучшем случае, чудачество, но давайте вспомним школьный курс геометрии. Если у нас есть одна точка, то через неё мы можем провести бесконечное количество прямых. Но если у нас есть две точки, то через них мы можем провести только одну прямую. Проводя аналогию с культурой, можно сказать, что если мы имеем только одну точку современной культуры, то нет никакой гарантии, что направление её развития выбрано верно. Но если у нас есть отправная точка в прошлом, в этническом заделе наших предков, и есть точка современности, то мы легко можем получить вектор, который не только может ответить нам на вопрос «откуда?», но и указать направление «куда».

Объединяющий в себе глубокие народные традиции и современную хореографию, танец «Семь девушек» примечателен ещё и тем, что, будучи художественной постановкой, воистину заслужил себе звание народного танца. Действительно, при его просмотре не возникает ощущения инородности, когда современные хореографические элементы используются не к месту, рвут материю произведения и мешают восприятию действа. Всё гармонично перетекает из одного движения в другое, создавая иллюзию непрерывного течения водного потока. Легко представить себе, что этот танец танцевали в башкирских селениях и двести, и триста лет назад. Если фольклорист скрупулёзно и кропотливо собирает по крупицам народное творчество, то хореограф на основе собранного материала создаёт постановку, являясь нам, зрителям, сразу и проводником из седой старины в наш современный мир, и художественным творцом, вплетающим в историческую канву нити эстетики дня нынешнего.

На мой взгляд, именно в этом проявилась гениальность Файзи Гаскарова как хореографа, который смог виртуозно сплавить старое и новое в одном произведении, не повредив первого и не переусердствовав во втором. 

Сразу нужно сказать, что с технической точки зрения этот танец несложный. Башкирская дробь с шагом и притопом, переменный ход, плавные движения рук. Поэтому на первый план здесь выходит драматургия, образная передача трагической судьбы семи башкирских красавиц. Как свидетельствуют сами артисты, со стороны может показаться, что для исполнения им не требуется физического напряжения, однако моральная подготовка, погружение в образ требуют и времени, и душевных сил. Перед выходом на сцену они не разговаривают, молчаливо настраиваясь на скромность и трагический лиризм башкирской легенды. Зрителям же помогает погрузиться в атмосферу действа затемнение в зале, предшествующее танцу.

Постепенно свет становится ярче, перед нами предстают женские фигуры в чёрно-красных костюмах. Файзи Гаскаров чётко прописал даже костюмы танцовщиц: длинное платье должно быть из тёмно-красного материала с небольшим стоячим воротничком и длинными рукавами; на юбке несколько широких оборок, отделанных цветной лентой; чёрный бархатный или репсовый зилян (елэн) со скромной отделкой из монет и серебряной парчи вдоль бортов и по подолу; кукрэксэ — нагрудник из кораллов и серебряных монет; у затылка в две косы вплетается сясмау (сэсмэу) — украшение из кораллов и монет, нанизанных на красное сукно; в концы кос вплетаются сулпы — бляхи из белых монет; на ногах — чёрные сапожки.

Исполнительницы и двигаются одинаково сдержанно, скромно, без резких движений и манёвров. Прямой корпус, голова поднята гордо, но взгляд опущен. Движения синхронны, размеренны, плавны. Через весь танец проходит эта идея единства в жизни, хоть в труде, хоть в радости, хоть в горе, твёрдая решимость подруг быть вместе и разделить друг с другом судьбу, что бы ни случилось. От первоначальной постановки Файзи Гаскарова нынешняя отличается лишь тем, что танцовщицы не один раз, а трижды поднимают взгляд: первый раз перед «змейкой», когда девушки убегают от преследователей и ищут дорогу домой, второй — перед самой гибелью, когда они смотрят на небо, и третий — перед поклоном, символизирующим прыжок в озеро.

Танец производит сильнейшее впечатление. Свидетельством тому — продолжительные овации зрительного зала.

А концертная программа продолжалась, и артисты радовали зрителей великолепными народными танцами и плясками. Особо хочется отметить задорный «Танец башкирских джигитов», лирический женский «Лесная лань», постановку «Косари». Всего в программе около двух десятков номеров. Прекрасная хореография, качественное исполнение и, конечно, потрясающие костюмы. Не сказать о костюмах просто невозможно, ибо это неотъемлемая составляющая того красочного действа, которое называется выступление Государственного академического ансамбля народного танца имени Файзи Гаскарова. Костюмы как этнографически точны, так и современно адаптированы к концертному исполнению, идеально подогнаны каждому танцору. Большое внимание уделено деталям, благодаря которым у зрителя не возникает дискомфорта даже тогда, когда по ходу действия танцор вынужден поворачиваться спиной к залу. А такая деталь, как заткнутая за кэмэр левая пола кафтана, вообще вызывает восторг!

Основу программы составляют танцы башкирские, но в ней нашлось место и для достаточного количества танцев других народов, населяющих нашу огромную страну, и даже китайский танец! Задорный мордовский пляс, разухабистый украинский гопак, и, конечно же, зажигательная «Калинка-малинка», стремительная, искромётная, с короткими девичьими взвизгами без подвыва, бросаемыми в зал — всё это наполняло филармонию огромным количеством позитивных эмоций, которые благодарные зрители аплодисментами возвращали на сцену. А карякский народный танец своей шаманской энергетикой погрузил всех практически в атмосферу рок-концерта!

В общем, гаскаровцы заставили пожалеть всех, кто не пришёл на их выступление.

Покидая здание филармонии, я решил пройтись до дома пешком. Хотелось как можно дольше сохранить в душе то ощущение красочного праздника, которое подарили артисты всем пришедшим в этот вечер на их представление. И только спустя некоторое время я обратил внимание, что ветер порывистый и колкий, а щеки и нос пощипывает морозец. То тепло, задор и энергия, которые танцоры передали в зрительный зал, ещё долго будут сопровождать нас в дни ноябрьских холодов, ещё долго в наших сердцах будут цвести башкирские цветы на нефтекамском снегу.

Государственный академический ансамбль народного танца Республики Башкортостан имени Файзи Гаскарова — единственный коллектив, удостоенный республиканской государственной премии имени Салавата Юлаева.

За постоянное участие в международных культурных мероприятиях с программой «Танцы народов мира» Государственный академический ансамбль народного танца имени Ф.Гаскарова был удостоен престижной награды ЮНЕСКО — Золотой медали «Пять континентов» и диплома «Посол мира».

Автор:А.АНДРИЕНКО.
Читайте нас: